Автор: m************@yandex.ru, 02 Декабря 2014 в 16:28, курсовая работа
Цель исследования: выявить психологические особенности учебной деятельности школьников.
Задачи исследования:
- изучить психологические основы учебной деятельности;
- исследовать учебную деятельность с психологической точки зрения.
Седьмой фактор, влияющий на заучивание учебного материала, - его объем, т.е. количество входящих в него отдельных элементов. Измерить число элементов учебного материала еще недостаточно: ведь учащийся заучивает не то, что написано в учебнике, а то, что у него получается в результате мыслительной переработки текста и выражения этих результатов в терминах своего опыта. Объем осмысленного учебного материала можно измерить только косвенно числом новых понятий или действий, которые требуется усвоить, связей, которые в нем устанавливаются, или числом суждений, которые он содержит.
Следует упомянуть еще один фактор заучивания - эмоциональные особенности учебного материала - привлекательность материала, его способность вызывать определенные чувства и переживания. Как показывают исследования, материал, вызывающий сильные положительные чувства, заучивается легче, чем безразличный и скучный.
Ход научения регулируется на основе обратной связи, т.е. непрерывного или периодического контроля и учета текущих результатов. При обучении основным средством такого контроля являются ответы и действия учащихся, степень их правильности, число ошибок. Эффективность управления учебной деятельностью в значительной мере зависит от способов и форм осуществления: 1) поисков учащимися правильного ответа и действий, 2) сигнализации о допущенных ошибках, 3) их исправления, 4) реакции педагога на ошибки.
Учебная деятельность, как и всякая другая, мотивирована, целенаправленна, предметна, имеет свои средства осуществления, свои специфические продукт и результат. Среди всех других видов деятельности учебная деятельность выделяется тем, что ее субъект и предмет совпадают: она направлена на самого обучающегося – его совершенствование, развитие, формирование как личности благодаря осознанному, целенаправленному освоению им общественного опыта. Деятельность обучающегося ориентирована на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и умение адекватно и творчески применять их в разнообразных ситуациях.
К собственно деятельностным характеристикам учебной деятельности относятся ее предмет, средства и способы осуществления, продукт и результат. Предметом учебной деятельности, т. е. тем, на что она направлена, являются прежде всего усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ и алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Согласно Д. Б. Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению. Усвоение является основным ее содержанием и определяется строением и уровнем ее развития. В то же время усвоение опосредствует изменения в интеллектуальном и личностном развитии субъекта.
Таким образом, резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
"Учебная деятельность"
(УД) - достаточно неоднозначное
Из множества представлений о школе, ее задачах и целях, целесообразно выбрать то, в котором реализуются и продолжаются идеи развивающего обучения В.В. Давыдова. Эта точка зрения имеет достаточно существенные аргументы, опирающиеся на специфику учебной деятельности. Известно, что учебная деятельность – это особый вид деятельности, относящийся к одному из типов воспроизводящей деятельности детей, но имеющей совершенно особое содержание. Как показывает практика обучения детей в начальной школе, освоение этого содержания требует значительных усилий от ребенка и основательной подготовки к обучению в школе. Содержанием учебной деятельности являются теоретические знания, направленные на развитие сознания и самосознания ребенка, а также – его понятийного мышления. Успешно освоенная учебная деятельность лежит в основе возникновения психологических новообразований: рефлексии, произвольности мышления, развития внутреннего плана действий, они необходимы для использования инструкций и способов действия с предметами. Специфика УД состоит в том, что она по своему существу произвольна, обязательна и результативна, но не спонтанна и импульсивна, поэтому ребенку необходимо научиться управлять вначале своим поведением, а затем – своими психическими процессами и внутренним миром.
Концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития. Она сложилась на базе основополагающего диалектико-материалистического принципа психологии - принципа единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности (А.Н. Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственной деятельности и типов учения (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина).
В концепции УД (в отличие от дидактических концепций) заложены предпосылки для понимания ученика как субъекта познания. Сам образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований.
Организация обучения, построенного по теоретическому типу, по мнению. В.В. Давыдова и его последователей, наиболее благоприятна для умственного развития ребенка, поэтому такое обучение авторы называют развивающим.
Согласно Д.Б. Эльконину, который одним из первых начал разработку теории УД, учебная деятельность является: общественной по своему содержанию; общественной по своему смыслу; общественной по форме своего осуществления.
Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, т. е. ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.
Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных элементов УД в педагогической психологии до сих пор нет единого мнения. По мнению В.В. Давыдова, в структуру УД входят: учебные ситуации (или задачи); учебные действия; действия контроля и оценки.
Основная проблема освоения учебной деятельности состоит в несовпадении ее мотивов с естественными, познавательными мотивами и интересами ребенка. Дополнительную сложность составляет строгая организация процесса обучения в школе, так как учебная деятельность характеризуется особой структурой. Принято выделять следующие относительно самостоятельные компоненты учебной деятельности:
Освоенная полностью учебная деятельность требует осознания и адекватной оценки значимости всех ее компонентов. Младший школьник испытывает затруднения в познании существа учебной деятельности в начале своего обучения. Но постепенно к третьему или пятому классу формируется целостное представление о специфике учебной деятельности. Однако такие компоненты учебной деятельности. Как контроль и подбор адекватных учебных действий, вызывают затруднения не только в младшей школе, но и в старшей, а иногда и в высшей школе. Связаны эти проблемы с недостаточно развитой рефлексией и, вероятно, с неадекватной самооценкой обучающегося или слабой подготовкой к школе.
Информация о работе Психологические основы учебной деятельности