Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 05:54, курсовая работа
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.
Введение …………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретическое обособление проблемы развития мышления в подростковом возрасте…………………………………………….6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста………………..6
1.1.1 Социальная ситуация развития подростков……………………………...8
1.1.2 Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста……...9
1.1.3 Изучение мира и семьи…………………………………………………...11
1.1.4 Стремление постичь себя и подростковый эгоцентризм………………12
1.1.5 Моральное развитие………………………………………………………13
1.2 Общая характеристика мышления………………………………………….13
1.2.1 Природа мышления……………………………………………………….13
1.2.2 Виды мышления…………………………………………………………..15
1.2.3 Мыслительные операции…………………………………………………17
1.2.4 Процессы мышления……………………………………………………...18
1.2.5 Связь мышления с памятью и речью…………………………………….18
1.3 Мышление как один из познавательных процессов личности подростков………………………………………………………………………..19
1.3.1 Развитие формального мышления в отрочестве…………………………20
1.3.2 Интеллектуальное развитие подростка…………………………………..22
1.3.3 Межполовые различия в развитии интеллекта…………………………..23
1.3.4 Особенности мыслительной деятельности в онтогенезе………………..24
1.3.5 Изучения в диапазоне и содержании мышления………………………...25
1.4 Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...26
1.4.1 Особенности развития мышления в подростковом возрасте…………...26
1.4.2 Особенности диагностики мышления в подростковом возрасте……….29
Глава II. Состав испытуемых и методы исследования………………………..32
2.1 Состав испытуемых………………………………………………………….32
2.2 Методы исследования……………………………………………………….32
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………
Федеральное агентство по образованию
Ставропольский государственный университет
Факультет психологии
Кафедра психологии
Курсовая работа
по курсу «Возрастная психология»
Тема: «Психологические аспекты изучения мышления у подростков»
Ставрополь-2009
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава I. Теоретическое обособление проблемы развития мышления в подростковом возрасте…………………………………………….6
1.3 Мышление как один из познавательных
процессов личности подростков……………………………………………………
1.3.1 Развитие формального мышления в отрочестве…………………………20
1.3.2 Интеллектуальное развитие подростка…………………………………..22
1.3.3 Межполовые различия в развитии интеллекта…………………………..23
1.3.4 Особенности мыслительной
1.3.5 Изучения в диапазоне и содержании мышления………………………...25
1.4 Особенности развития
и диагностики мышления в
1.4.1 Особенности развития мышления в подростковом возрасте…………...26
1.4.2 Особенности диагностики мышления в подростковом возрасте……….29
Глава II. Состав испытуемых и методы исследования………………………..32
2.1 Состав испытуемых…………………………………
2.2 Методы исследования………………………………………………
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение………………………...41
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения
Введение
«Человек бессмертен благодаря познанию.
корень его жизни, его бессмертие».
Г.В.Ф. Гегель
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.
Изучением развития мышления занимались такие ученые как Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Р. С. Немов, П. П. Блонский, П. Я. Гальперин, Б. С. Волков, В. С. Мухина и мн. другие. Мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется.
О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними.
Одним из наиболее загадочных
и труднообъяснимых факторов, с которым
связано отличие человека от других развитых
животных, является наличие у человека
специфически развитого речевого аппарата.
Так как мышление – высшая
форма отражения мозгом
К подросткам
приходит умение правильно
Цель исследования: выявить основные закономерности развития мышления в подростковом возрасте.
Объект исследования: процесс формирования мышления у детей подросткового возраста.
Предмет исследования: особенности формирования мышления в подростковом возрасте.
Гипотеза: вероятно характеристики мышления в подростковом возрасте развиты неравномерно.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
При написании работы были использованы следующие методы исследования:
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №8 с. Тахта Ипатовского района, на 8 «А» классе, выборка составила 15 человек.
В целом работа представлена на 56 листах печатного текста, содержит 1 таблицу и 5 диаграмм. Список литературы состоит из 32 источников, из которых 3 на иностранном языке.
Прежде чем
обсуждать то, что характерно
для мышления в подростковом
возрасте, попытаемся определить, чем
психологически отличается
От младшего
школьного возраста
Отрочество
– характеризуется усилием
Отрочество
характеризуется повышенным
Существенное
отличие подростков от младших
школьников может усмотреть в
особенностях нормативного
Персонифицированной
называют социальную норму,
Социализированной
называют норму, которая в
Итак, источником
нормативной регуляции и
Стремление к личному авторитету среди сверстников и физическому самосовершенствованию, характерное для подростков в отличии от школьников, порождает у них активный поиск образца для подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ним пола. Возникает то, что в социальной психологии называется полоролевой идентификацией. Это явление характерно не только для отрочества, но и для ранней юности.
От младших
школьников подростков
В физиологическом
отношении подростковый
В нормальных
условиях физическое развитие
и половое созревание всегда
протекают параллельно и
Как у мальчиков, так и у девочек одновременно с увеличением роста нарастает вес тела, в среднем до 3 – 5 кг. в год. Определенному росту должен соответствовать и определенный показатель массы.
Информация о работе Психологические аспекты изучения мышления у подростков