Психологические аспекты изучения мышления у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 05:54, курсовая работа

Краткое описание

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретическое обособление проблемы развития мышления в подростковом возрасте…………………………………………….6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста………………..6
1.1.1 Социальная ситуация развития подростков……………………………...8
1.1.2 Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста……...9
1.1.3 Изучение мира и семьи…………………………………………………...11
1.1.4 Стремление постичь себя и подростковый эгоцентризм………………12
1.1.5 Моральное развитие………………………………………………………13
1.2 Общая характеристика мышления………………………………………….13
1.2.1 Природа мышления……………………………………………………….13
1.2.2 Виды мышления…………………………………………………………..15
1.2.3 Мыслительные операции…………………………………………………17
1.2.4 Процессы мышления……………………………………………………...18
1.2.5 Связь мышления с памятью и речью…………………………………….18
1.3 Мышление как один из познавательных процессов личности подростков………………………………………………………………………..19
1.3.1 Развитие формального мышления в отрочестве…………………………20
1.3.2 Интеллектуальное развитие подростка…………………………………..22
1.3.3 Межполовые различия в развитии интеллекта…………………………..23
1.3.4 Особенности мыслительной деятельности в онтогенезе………………..24
1.3.5 Изучения в диапазоне и содержании мышления………………………...25
1.4 Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...26
1.4.1 Особенности развития мышления в подростковом возрасте…………...26
1.4.2 Особенности диагностики мышления в подростковом возрасте……….29
Глава II. Состав испытуемых и методы исследования………………………..32
2.1 Состав испытуемых………………………………………………………….32
2.2 Методы исследования……………………………………………………….32
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсавик-полностью.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Ставропольский  государственный университет

Факультет психологии

 

 

Кафедра психологии

 

 

Курсовая работа

по курсу «Возрастная психология»

Тема: «Психологические аспекты изучения мышления у подростков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь-2009

Содержание

Введение …………………………………………………………………………4

Глава I. Теоретическое обособление проблемы развития мышления в подростковом возрасте…………………………………………….6

    1. Психологическая характеристика подросткового возраста………………..6
      1. Социальная ситуация развития подростков……………………………...8
      2. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста……...9
      3. Изучение мира и семьи…………………………………………………...11
      4. Стремление постичь себя и подростковый эгоцентризм………………12
      5. Моральное развитие………………………………………………………13
    2. Общая характеристика мышления………………………………………….13
      1. Природа мышления……………………………………………………….13
      2. Виды мышления…………………………………………………………..15
      3. Мыслительные операции…………………………………………………17
      4. Процессы мышления……………………………………………………...18
      5. Связь мышления с памятью и речью…………………………………….18

1.3  Мышление как один из познавательных процессов личности подростков………………………………………………………………………..19

1.3.1 Развитие формального  мышления в отрочестве…………………………20

1.3.2 Интеллектуальное развитие подростка…………………………………..22

1.3.3 Межполовые различия в развитии интеллекта…………………………..23

1.3.4 Особенности мыслительной деятельности в онтогенезе………………..24

1.3.5 Изучения в диапазоне и содержании мышления………………………...25

1.4 Особенности развития  и диагностики мышления в подростковом  возрасте…………………………………………………………………………...26

1.4.1 Особенности развития  мышления в подростковом возрасте…………...26

1.4.2 Особенности диагностики  мышления в подростковом возрасте……….29

Глава II. Состав испытуемых и методы исследования………………………..32

2.1 Состав испытуемых………………………………………………………….32

2.2 Методы исследования……………………………………………………….32

Глава III. Результаты исследования и их обсуждение………………………...41

Заключение……………………………………………………………………….47

Список литературы………………………………………………………………48

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

            «Человек бессмертен благодаря познанию.

                                                                                    Познание, мышление – это

 корень  его жизни, его бессмертие».

Г.В.Ф. Гегель  

   Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного  и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.    

    Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.

    Изучением развития мышления занимались такие ученые как Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Р. С. Немов, П. П. Блонский, П. Я. Гальперин, Б. С. Волков, В. С. Мухина и мн. другие. Мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется.

   О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними.

    Одним из наиболее загадочных и труднообъяснимых факторов, с которым связано отличие человека от других развитых животных, является наличие у человека специфически развитого речевого аппарата.                                                                                                                       

        Так как мышление – высшая  форма отражения мозгом окружающего  мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать развития мышления у детей на всем этапе обучения их в школе. В процесс обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи. Актуальность нашей работы состоит в том, что лишь в подростковом возрасте под влиянием обучения ученик начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствие какого-либо признака, той или иной причины, явления, что связано с пониманием того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин.

    К подросткам  приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и доказывать то  или иное положение более или  менее уверенно и правильно.  И особенно интенсивно развивается способность к рассуждению и доказательству.

    Цель исследования: выявить основные закономерности развития мышления в подростковом возрасте.

    Объект  исследования: процесс формирования мышления у детей подросткового возраста.

    Предмет  исследования: особенности формирования мышления в подростковом возрасте.

    Гипотеза: вероятно характеристики мышления в подростковом возрасте развиты неравномерно.

    Для достижения  цели исследования нами были  поставлены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу развития мышления ребенка в подростковом возрасте;
  2. Подобрать психодиагностические методики для исследования мышления в подростковом возрасте;
  3. Провести исследование по определению уровня интеллекта в подростковом возрасте;
  4. Провести анализ результатов полученных данных и сделать вывод об уровне интеллектуального развития в подростковом возрасте.                           

    При написании работы были использованы следующие методы исследования:

    • теоретический анализ научной литературы по проблеме;
    • наблюдение;
    • беседа;
    • эксперимент ( «Культурно-свободный тест на измерение уровня интеллектуального развития Р. Кэттелла», «Тест интеллекта Векслера», методика «Классификация понятий»).

Исследование проводилось  на базе МОУ  СОШ №8  с. Тахта Ипатовского района, на  8 «А» классе, выборка составила 15 человек.

В целом работа представлена на 56 листах печатного текста, содержит 1 таблицу и 5 диаграмм. Список литературы состоит из 32 источников, из которых 3 на иностранном языке.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития мышления в подростковом возрасте

1.1  Психологическая характеристика подросткового возраста

    Прежде чем  обсуждать то, что характерно  для мышления в подростковом  возрасте, попытаемся определить, чем  психологически отличается этот  возраст от младшего школьного  возраста, от юношеского возраста и от периода взрослости.

    От младшего  школьного возраста подростковый ( 11 – 16 лет) отличается тем, что он фактически представляет собой начальный шаг на пути перехода от детства к взрослости. По этой же логике возрастного развития юность является заключительным шагом на этом пути и сама делится на три периода: ранний юношеский возраст (охватывает X – XI классы школы), средний юношеский возраст (включает первые годы жизни человека по окончанию школы, с 17 – 18 лет до 22 – 23 лет) и старший юношеский возраст (охватывает годы с 23 – 24 до 28 – 29 лет). За пределами тридцати летнего возраста начинается длительный период взрослости.

    Отрочество  – характеризуется усилием независимости  детей от взрослых людей, причем  во всех сферах поведения. Если  младший школьник, несмотря на его чрезвычайную внешнюю подвижность и кажущееся непослушание, все еще полностью зависит от взрослых людей, которые, если они достаточно авторитетны, могут влиять на психологию и поведение ребенка, то подросток гораздо более независим и менее податлив внешнему психологическому влиянию, особенно со стороны взрослых людей, родителей и учителей. Эта независимость, однако, относительная и скорее напоминает негативистическую, вполне еще детскую ассоциацию на слова и действия взрослого человека, чем взвешенный самостоятельный поступок.

    Отрочество  характеризуется повышенным вниманием  ребенка к самому себе, к своей  внешности, к самопознанию и  самовоспитанию. Если у большинства  младших школьников еще фактически  нет особого, независимого от мнения взрослых людей отношения к себе, то у подростков оно уже есть. У подростков отношение к себе отличается психологическим многоцветием: ребенок знает и от части правильно может оценивать себя как с положительной, так и с отрицательной стороны, видя свои достоинства и недостатки [13].

1.1.1  Социальная ситуация  развития подростков

    Существенное  отличие подростков от младших  школьников может усмотреть в  особенностях нормативного сознания  и нормативной регуляции поведения.  Если младший школьник в своем поведении и внутренних регулятивных установок ориентирован на социальные нормы, задаваемые взрослыми и практически еще не реагирует на внутригрупповые возрастные нормы, то подросток в этом плане ориентирован на сверстников, причем нормы поведения для него существуют не только в персонифицированном виде, но в так называемой социализированной форме.

    Персонифицированной  называют социальную норму, ввязываемую  в сознании данного человека  с другим лицом, которое утверждает  эту норму и требует ее соблюдения. Так младшие школьники принимают и выполняют нормы,  персонифицированные в личности учителя, родителей, директора школы. Каждая такая норма является императивом для младшего школьника именно потому, что она исходит от авторитетного для него человека.

   Социализированной  называют норму, которая в сознании  человека не связывается с  требованиями отдельных лиц, а  представляется как общее правило,  принятое людьми, не зависимо  от того, что по этому поводу  думают отдельные личности. Социализированная  норма существует в так называемой безличной форме. Таким являются, например, нормы права, морали, правила поведения, принятые в обществе.

    Итак, источником  нормативной регуляции и нравственной  оценки поведения для подростков  становятся  социализированные нормы. Но это еще не есть полностью социальные, возрастные и безличные нормы – такие, которые принимаются взрослыми людьми. Для подростков это – лидерские или групповые нормы, принятые в референтных группах, нормы, которых нет не в младшем возрасте и не в характерных для юношей, тем более – взрослых людей. Хотя такие нормы уже не являются персонифицированными, но в тоже время они еще не полностью оторваны от определенного разделяющего их круга, т.е. по существу выступают переходные от детства к взрослости.

    Стремление к личному авторитету среди сверстников и физическому самосовершенствованию, характерное для подростков в отличии от школьников, порождает у них активный поиск образца для подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ним пола. Возникает то, что в социальной психологии называется полоролевой идентификацией. Это явление характерно не только для отрочества, но и для ранней юности.

    От младших  школьников подростков отличает  также переход  от игровых  к реальным социальным ролям. Если младшие школьники ведут себя в жизни непосредственно и естественно, то подростки начинают пробовать себя в различных жизненных ролях в компаниях сверстников и взрослых людей вне ситуаций совместных игр (роль лидера, роль знатока). Особенно подросткам нравится играть роль взрослых людей среди старших по возрасту [13].

       1.1.2  Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста

    В физиологическом  отношении подростковый возраст  обусловлен увеличением выработки  целого ряда гормонов, основные из которых гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное и сочетанное действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходит постепенная подготовка организма детей к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам, не только количественные, но и качественные измерения.

    В нормальных  условиях физическое развитие  и половое созревание всегда  протекают параллельно и взаимосвязано.  Половое созревание начинается с появлением вторичных половых признаков. При этом девочки вступают в период полового созревания примерно на 2 года раньше мальчиков и в дальнейшем созревают тоже быстрее.

    Как у мальчиков,  так и у девочек одновременно  с увеличением роста нарастает вес тела, в среднем до 3 – 5 кг. в год. Определенному росту должен соответствовать и определенный показатель массы.

Информация о работе Психологические аспекты изучения мышления у подростков