Психологические аспекты изучения мышления у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 05:54, курсовая работа

Краткое описание

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретическое обособление проблемы развития мышления в подростковом возрасте…………………………………………….6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста………………..6
1.1.1 Социальная ситуация развития подростков……………………………...8
1.1.2 Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста……...9
1.1.3 Изучение мира и семьи…………………………………………………...11
1.1.4 Стремление постичь себя и подростковый эгоцентризм………………12
1.1.5 Моральное развитие………………………………………………………13
1.2 Общая характеристика мышления………………………………………….13
1.2.1 Природа мышления……………………………………………………….13
1.2.2 Виды мышления…………………………………………………………..15
1.2.3 Мыслительные операции…………………………………………………17
1.2.4 Процессы мышления……………………………………………………...18
1.2.5 Связь мышления с памятью и речью…………………………………….18
1.3 Мышление как один из познавательных процессов личности подростков………………………………………………………………………..19
1.3.1 Развитие формального мышления в отрочестве…………………………20
1.3.2 Интеллектуальное развитие подростка…………………………………..22
1.3.3 Межполовые различия в развитии интеллекта…………………………..23
1.3.4 Особенности мыслительной деятельности в онтогенезе………………..24
1.3.5 Изучения в диапазоне и содержании мышления………………………...25
1.4 Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...26
1.4.1 Особенности развития мышления в подростковом возрасте…………...26
1.4.2 Особенности диагностики мышления в подростковом возрасте……….29
Глава II. Состав испытуемых и методы исследования………………………..32
2.1 Состав испытуемых………………………………………………………….32
2.2 Методы исследования……………………………………………………….32
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсавик-полностью.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

    У подростков  быстро растут и развиваются  все части тела, ткани и органы. Но темпы роста не одинаковы.  Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений – появляются неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15 – 16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период нужно внимательно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за столом, т.к. неправильное положение корпуса при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.

    Рост истинных  голосовых связок особенно интенсивен  на первом году жизни и в 14 – 15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также с гормональной перестройкой организма.

    В подростковом  возрасте происходит усиленный  рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного.

    Часто наблюдается  так называемое «юношеское сердце»  или «сердце подростка», характеризующееся  увеличением его размеров, сердечным шумом. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления, сердцебиением, учащение пульса, иногда одышка, головная боль в области лба. Могут отмечаться изменения и со стороны желудочно-кишечного тракта.

    Нередко именно  в подростковом возрасте при интенсивном чтении и умственной нагрузке появляются различные нарушения зрения, поэтому необходимо следить за строгим соблюдением режима дня, правил чтения.

    При длительном  стоянии, продолжительном неподвижном  сидении у подростков могут  возникать головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии иногда развивается обморочное состояние, рвота и т.д. Эти явления в положении лежа быстро проходят. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной системы и эндокринной систем, характерная для этого возраста, а также психическое и физическое перенапряжение. С возрастом все эти симптомы обычно проходят самостоятельно [17]. 

1.1.3  Изучение мира и семьи

    Способность  понимать противоречащие фактам  ситуации влияет на отношение  между родителями и детьми. Подростки  сравнивают образы идеальных  родителей с реальными родителями, которых они видят ежедневно.  Часто они критически относятся  к социальным институтам, включая семью и своих родителей.

    Поэтому в  этот период отрочества неизбежно  возрастает количество семейных  ссор. Многие исследователи считают,  что битвы, которые разгораются  по поводу таких повседневных  дел, как работа по дому, одежда, учеба и семейные обеды, служат полезной цели. Они позволяют подростку на сравнительно незначительных проблемах проверить степень своей независимости в безопасной семейной обстановке. Фактически, слово переговоры стало одним из важнейших слов в психологии отрочества и юности. Вместо того чтобы говорить о бунте и болезненном отделении подростков от семьи, многие психологи теперь предпочитают описывать этот период, как время, когда родители и подростки договариваются о новых отношениях между собой [26]. Подросток должен получить большую независимость в своей жизни; родители должны научиться смотреть на своего ребенка как на равного, имеющего право на свое мнение человека.

    Для большинства  подростков взаимодействие между  этими конфликтующими потребностями  происходит в рамках заботливых, тесных отношений со своими родителями.

    Особенно в  старшем подростковом возрасте  может вырасти интерес к социальным  политическим и моральным проблемам.

    Более совершенные  когнитивные способности, которые  развиваются на протяжении отрочества, помогают молодым людям сделать профессиональный выбор. Они в состоянии проанализировать варианты, как реальные, так и гипотетические, а также оценить свои таланты и способности [25].

  1.1.4  Стремление постичь себя и подростковый эгоцентризм

    Одним из аспектов мышления на уровне формальных операций является способность анализировать собственные мыслительные процессы. Подростки, как правило, широко пользуются этой возможностью. Они стремятся постичь не только себя, но также разобраться и в других людях. Способность учитывать мысли других людей, в сочетании с повышенным вниманием подростков к собственным метаморфозам, ведет к особого рода эгоцентризму. Подростки склонны полагать, что они и их поведение столь же интересны другим людям, как и им самим.     Не умея дифференцировать чувства других людей, подростки в то же самое время поглощены своими собственными чувствами, считая, что их эмоции уникальны и никто другой никогда не переживал и не будет переживать таких страданий или такого восторга, как они [24].

  1.1.5  Моральное развитие

    Взрослея, подростки  вынуждены сталкиваться с аспектами  морали, с которыми они еще  не встречались. Им приходится  оценивать поведение и установки  своих сверстников, которые иногда  употребляют наркотики. Им приходится решать, важно ли хорошо учиться; хотят ли они приспосабливаться к обществу, где успех измеряется в основном деньгами, какую роль играет религия в их жизни. В результате мышление подростков начинает выходить за рамки их прежних узких интересов и касаться более широких вопросов, которые будут иметь определяющее значение в их взрослой жизни [27].

 

  1.2 Общая характеристика мышления

       1.2.1  Природа мышления

    Человек не  только воспринимает окружающий  мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается  наиболее сложным познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

    Отличие мышления  от других психологических процессов  состоит также в том, что  оно практически всегда связано  с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и  с активным изменением условий,  в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания.

    На практике  мышление как отдельный психический  процесс не существует, оно незримо  присутствует во всех других  познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением и степенью его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

    Мышление –  это движение идей, раскрывающая  суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль идея. Специфическим результатом может выступать понятие.

    Понятие –  это форма мышления, в которой  отражается общие и существенные  свойства предметов и явлений.  Иными словами, понятие – это  совокупность существенных свойств предмета.

    Отражая общее,  существенное, закономерное в предметах  или явлениях действительности, понятие выступает высшей степенью  отражения мира. Понятие означается  словом, которое есть чувственная,  материальная оболочка понятия.  Мыслить понятиями значит мыслить словами. Слово заменяет предмет, но в каком-то определенном смысле. Владеть понятием значит владеть всей совокупностью знаний о предметах и явления., к которым относится данное понятие.

    Большинство  имеющихся у нас понятий усваиваются  в готовом виде. Однако овладение понятием не простая «передача» знаний, например, от взрослого ребенку. Усвоение понятий, овладение или сложнейший процесс. Он имеет самое прямое отношение к развитию мышления, как всего человечества, так и каждого конкретного человека. Здесь все поколения людей большую часть Понтий получают от предшествующих поколений, усваивают эти понятия, углубляют, уточняют, обогащают и на основе уже своего опыта и знаний создают новые понятия о тех предметах и явлениях действительности, о которых предшествующие поколения еще не создали понятий.

    У детей  овладение понятием в значительной  степени зависит от опыта, на  который они опираются. Значительные  трудности возникают тогда, когда  новое понятие, обозначаемое определенным  словом, не согласуется с тем, что уже связано с этим словом у ребенка, т.е. с тем содержанием данного понятия, которым он уже владеет. Чаще всего так бывает в тех случаях, когда строго научное понятие, усваиваемое детьми в школе, расходится с так называемым житейским, донаучным понятием, уже усвоенным ими вне специального обучения, в процессе повседневного общения с другими людьми и накопления личного чувственного опыта.

    Таким образом,  образование понятий, переход  к нему от чувственных форм  познания сложившийся процесс, в котором принимают участие сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и более или менее сложные формы умозаключений. Важная роль в усвоении понятий принадлежит его определению. В определении фиксируется наиболее важное, что должно быть усвоено при овладении понятием [11].

    Итак, существенные признаки понятий это свойства и отношения, при утрате, отсутствии или изменении которых предмет или явление становится по своей природе или в каком-то важном отношении иным. Несущественные признаки влекут за собой появление лишь внешних, частных характеристик и отличий без изменения существа предмета или явления [22].

  1.2.2  Виды мышления

    Мышление –  сложнейшая и многосторонняя  психическая деятельность, поэтому  выделение его видов осуществляется  по разным основаниям.

    Во-первых, по  характеру решаемых задач и  зависимости от направленности  на практику или теорию можно  говорить о теоретическом и  практическом мышлении.

    Во- вторых, по  степени развернутости и характеру  протекания процесса мышления  выделяют дискурсивное и интуитивное мышление.

    В-третьих,  по степени новизны и оригинальности  и если за основу брать характер  результатов мышления, мы можем  иметь репродуктивное и продуктивное  мышление.

    В-четвертых,  по типу познания мышление  делится на теоретическое и эмпирическое.

    В-пятых, по  средствам мышления – наглядное  и вербальное мышление.

    В-шестых, по  функциям мышление делится на  творческое и критическое.

    В-седьмых,  по степени рефлексии – интуитивное  и рациональное.

    В- восьмых, по генезису мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое [14].

    Но рассмотрим подробнее виды мышления человека.

    Теоретическое  мышление – это вид мышления, направленный на познание внутреннего содержания и сущности сложных системных объектов. Основным мыслительным действием, связанным с таким познанием, является анализ.

    Практическое  мышление – мышление на основе  суждений и умозаключений, основанных  на решении практических задач.    Дискурсивное мышление – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.

    Интуитивное  мышление – мышление на основе  непосредственных чувственных восприятий  и непосредственного отражения  воздействий предметов и явлений объективного мира [14].

    Репродуктивное мышление – мышление, применяющее готовые знания и умения. Мы можем четко прослеживать ход мысли другого человека [15].

    Продуктивное  мышление – это мышление, направленное  на создание новых идей, на  открытие новых или усовершенствование решений той или иной задачи [20].    

    Наглядное  мышление – мышление на основе  образов и представлений предметов.

    Вербальное  мышление – мышление, оперирующее  отвлеченными знаковыми структурами.  Для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами [14].   

    Критическое  мышление направлено на выявление  недостатков в суждениях других людей [20]. 

    Творческое  мышление направлено на создание  новых людей, на открытие нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Все творческие задачи имеют одну особенность: необходимость использования нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений [15].

    Абстрактно-логическое  мышление – это мышление, пользуясь  которым человек в процессе  решения задачи обращается к  задачам, выполняет действия в  уме при помощи органов чувств.

    Образное мышление  – материал, который здесь использует человек для решения задачи, являются образы. Они мысленно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением [12].

    Отметим, что перечисленные виды мышлений выступают одновременно и как уровни его развития. Каждый из названных видов мышления сам по себе развиваться, относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму. 

Информация о работе Психологические аспекты изучения мышления у подростков