Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 05:54, курсовая работа
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.
Введение …………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретическое обособление проблемы развития мышления в подростковом возрасте…………………………………………….6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста………………..6
1.1.1 Социальная ситуация развития подростков……………………………...8
1.1.2 Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста……...9
1.1.3 Изучение мира и семьи…………………………………………………...11
1.1.4 Стремление постичь себя и подростковый эгоцентризм………………12
1.1.5 Моральное развитие………………………………………………………13
1.2 Общая характеристика мышления………………………………………….13
1.2.1 Природа мышления……………………………………………………….13
1.2.2 Виды мышления…………………………………………………………..15
1.2.3 Мыслительные операции…………………………………………………17
1.2.4 Процессы мышления……………………………………………………...18
1.2.5 Связь мышления с памятью и речью…………………………………….18
1.3 Мышление как один из познавательных процессов личности подростков………………………………………………………………………..19
1.3.1 Развитие формального мышления в отрочестве…………………………20
1.3.2 Интеллектуальное развитие подростка…………………………………..22
1.3.3 Межполовые различия в развитии интеллекта…………………………..23
1.3.4 Особенности мыслительной деятельности в онтогенезе………………..24
1.3.5 Изучения в диапазоне и содержании мышления………………………...25
1.4 Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...26
1.4.1 Особенности развития мышления в подростковом возрасте…………...26
1.4.2 Особенности диагностики мышления в подростковом возрасте……….29
Глава II. Состав испытуемых и методы исследования………………………..32
2.1 Состав испытуемых………………………………………………………….32
2.2 Методы исследования……………………………………………………….32
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………
У подростков
быстро растут и развиваются
все части тела, ткани и органы.
Но темпы роста не одинаковы.
Больше всего заметно увеличени
Рост истинных
голосовых связок особенно
В подростковом возрасте происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного.
Часто наблюдается
так называемое «юношеское
Нередко именно в подростковом возрасте при интенсивном чтении и умственной нагрузке появляются различные нарушения зрения, поэтому необходимо следить за строгим соблюдением режима дня, правил чтения.
При длительном
стоянии, продолжительном
Способность
понимать противоречащие
Поэтому в
этот период отрочества
Для большинства
подростков взаимодействие
Особенно в
старшем подростковом возрасте
может вырасти интерес к
Более совершенные
когнитивные способности,
Одним из аспектов мышления на уровне формальных операций является способность анализировать собственные мыслительные процессы. Подростки, как правило, широко пользуются этой возможностью. Они стремятся постичь не только себя, но также разобраться и в других людях. Способность учитывать мысли других людей, в сочетании с повышенным вниманием подростков к собственным метаморфозам, ведет к особого рода эгоцентризму. Подростки склонны полагать, что они и их поведение столь же интересны другим людям, как и им самим. Не умея дифференцировать чувства других людей, подростки в то же самое время поглощены своими собственными чувствами, считая, что их эмоции уникальны и никто другой никогда не переживал и не будет переживать таких страданий или такого восторга, как они [24].
Взрослея, подростки
вынуждены сталкиваться с
Человек не
только воспринимает
Отличие мышления
от других психологических
На практике
мышление как отдельный
Мышление –
это движение идей, раскрывающая
суть вещей. Его итогом
Понятие –
это форма мышления, в которой
отражается общие и
Отражая общее,
существенное, закономерное в предметах
или явлениях действительности,
понятие выступает высшей
Большинство
имеющихся у нас понятий
У детей
овладение понятием в
Таким образом,
образование понятий, переход
к нему от чувственных форм
познания сложившийся процесс,
Итак, существенные признаки понятий это свойства и отношения, при утрате, отсутствии или изменении которых предмет или явление становится по своей природе или в каком-то важном отношении иным. Несущественные признаки влекут за собой появление лишь внешних, частных характеристик и отличий без изменения существа предмета или явления [22].
Мышление –
сложнейшая и многосторонняя
психическая деятельность, поэтому
выделение его видов
Во-первых, по характеру решаемых задач и зависимости от направленности на практику или теорию можно говорить о теоретическом и практическом мышлении.
Во- вторых, по
степени развернутости и
В-третьих,
по степени новизны и
В-четвертых, по типу познания мышление делится на теоретическое и эмпирическое.
В-пятых, по
средствам мышления –
В-шестых, по функциям мышление делится на творческое и критическое.
В-седьмых,
по степени рефлексии –
В- восьмых, по генезису мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое [14].
Но рассмотрим подробнее виды мышления человека.
Теоретическое
мышление – это вид мышления,
направленный на познание
Практическое
мышление – мышление на основе
суждений и умозаключений,
Интуитивное
мышление – мышление на основе
непосредственных чувственных
Репродуктивное мышление – мышление, применяющее готовые знания и умения. Мы можем четко прослеживать ход мысли другого человека [15].
Продуктивное
мышление – это мышление, направленное
на создание новых идей, на
открытие новых или
Наглядное
мышление – мышление на основе
образов и представлений
Вербальное
мышление – мышление, оперирующее
отвлеченными знаковыми
Критическое
мышление направлено на
Творческое
мышление направлено на
Абстрактно-логическое мышление – это мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к задачам, выполняет действия в уме при помощи органов чувств.
Образное мышление – материал, который здесь использует человек для решения задачи, являются образы. Они мысленно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением [12].
Отметим, что перечисленные виды мышлений выступают одновременно и как уровни его развития. Каждый из названных видов мышления сам по себе развиваться, относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму.
Информация о работе Психологические аспекты изучения мышления у подростков