Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 07:54, курсовая работа
Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МЫШЛЕНИЯ
1.1. Природа мышления
1.2. Теории мышления в психологии
1.3. Понятие интеллекта как источника парадоксов
1.4. Контент-анализ понятия «интеллект»
ГЛАВА 2. МЫШЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ
2.1. Характеристика основных видов мышления
2.2. Основные операции мыслительной деятельности
2.3. Особенности творческого мышления
2.4. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте
2.5. Диагностика мыслительных операций в младшем школьном возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К |
5 |
1.1.
Природа мышления…………………………………… |
5 |
1.2.
Теории мышления в психологии…… |
6 |
1.3.
Понятие интеллекта как |
9 |
1.4.
Контент-анализ понятия « |
13 |
ГЛАВА
2. МЫШЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО
ОТРАЖЕНИЯ……………………………………………………… |
15 |
2.1. Характеристика основных видов мышления………………………... | 15 |
2.2. Основные операции мыслительной деятельности………………….. | 17 |
2.3.
Особенности творческого |
20 |
|
24 |
|
31 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
33 |
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… |
34 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Во многих сказках главному герою приходится отгадывать три загадки, чтобы спасти свою жизнь. Одной из самых трудных считается такая: «Что на свете всего быстрее?». И умный сказочный герой отвечает: «Всего быстрее мысль человеческая». Что же такое «мысль», «мышление» и надо ли специально учиться думать, да и можно ли этому научиться? Обладание разумом, умение думать отличают людей от других живых существ. Мышление позволяет человеку приспосабливаться к окружающей среде, ставить цели и достигать их, проникать в сущность вещей и явлений, общаться с другими. Ум, мышление, разум всегда считались достоинством человека, а отсутствие ума – большой бедой.
Мир становиться все сложнее и чтобы быстрее адаптироваться к новым условиям, каждому из нас нужно научиться полнее использовать свой мозг.
Что происходит в головном мозге человека, когда он решает сложную задачу? Правда ли, что умные люди достигают в жизни большего, чем глупые? Как сосредотачиваться в трудных ситуациях, разбираться с запутанными проблемами и держать свои «серые клеточки» в отличной форме независимо от возраста? Эти и многие другие вопросы, касающиеся мыслительной деятельности человека, задают себе люди с незапамятных времен; они же подчеркивают актуальность познавательной сферы человека и конкретно мышления.
Мышление относится к одному из самых сложных психических процессов, являющихся предметом исследования ряда наук – от философии и логики до психологии и медицины. Оно теснейшим образом связано с другими психическими процессами – восприятием, памятью, воображением, но распространяется дальше в силу своего обобщенного характера отражения действительности.
В онтогенезе мышление развивается по пути все большей генерализации признаков и объединения их в более крупные классы. Важным признаком мыслительного процесса является использование в качестве опосредований разнообразных средств, среди которых особая роль принадлежит языковым. Может быть, со временем научные исследования и докажут возможность существования чистых мыслей, проявляющих себя в виде телекинеза или телепатии, но пока эти вопросы достаточно спорны и не могут служить аргументами.
Все
выше сказанное убедительно
Предметом исследования – мыслительное действие.
Цель курсового исследования – дать характеристику мышлению как процессу в познавательной сфере.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
Цель и задача курсовой работы ориентированы на выдвижение следующей гипотезы: в процессе развития мышления, интеллектуальные способности человека совершенствуются.
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ИССЛЕДОВАНИЮ МЫШЛЕНИЯ
1.1.
Природа мышления
«У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы» - так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К.Дункер, очевидным образом противопоставляя его здравому смыслу. С этим трудно не согласиться, имея ввиду, что мышление в его высших творческих человеческих формах не сводится ни к интуиции, ни к жизненному опыту, составляющим основу так называемого «здравого смысла». Что же такое мышление? Каковы его отличия от других способов познания человеком действительности?
Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано наличием проблемной ситуации, задачи, которую надо решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их средств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Мышление
- это особого рода теоретическая
и практическая деятельность, предполагающая
систему включенных в нее действий и операций
ориентировочно-
1.2.
Теории мышления
в психологии
Рассмотрим наиболее известные теории, объясняющие процесс мышления. Их можно разделить на две большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, неизменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются прижизненно.
Концепции, согласно которым интеллектуальные способности и сам интеллект определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью получения нового знания, составляют одну группу теорий мышления. Считается, что соответствующие интеллектуальные структуры существуют у человека с рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь по мере взросления организма.
Эта
идея характерна для многих работ
в области мышления, выполненных
в немецкой школе психологии. Наиболее
отчетливо она представлена в
гештальттеории мышления, согласно
которой способность
В современной психологии влияние идей обсуждаемых теорий прослеживается в понятии схемы. Давно замечено что мышление внутренне подчиняется определенной логике. Эту логику, которой следует мысль, называют схемой.
Предполагается, что схема рождается на уровне внутренней речи, а затем руководит разверткой мысли, придавая ей внутреннюю стройность и последовательность, логичность. Если некоторая схема используется довольно часто без особых изменений, то она превращается в автоматизированный навык мышления, в умственную операцию.
Другие концепции интеллекта предполагают признание неврожденности умственных способностей, возможность и необходимость их прижизненного развития. Они объясняют мышление, исходя из воздействия внешней среды, из идеи внутреннего развития субъекта или взаимодействия того и другого.
Активные психологические исследования мышления ведутся, начиная с XVII века. В это время и в течение следующего довольно длительного периода истории психологии мышления фактически отождествлялась с логикой, а в качестве единственного его вида, рассматривалась понятийное теоретическое мышление, которое иногда не совсем правильно называют логическим.
Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта.
В бихевиоризме мышления рассматривалось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач. В гештальтпсихологии оно понималось как интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи или структуры.
Определенные заслуги в решении проблем психологии мышления есть у психоанализа. Они связаны с привлечением внимания к бессознательным формам мышления, а также к изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей человека.
В отечественной психологической науке, основанной на учении о деятельностной природе психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как особый вид познавательной деятельности. Через введение в психологию мышления категории деятельности было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания. Тем самым для конкретного исследования открылась новая, ранее невидимая связь, существующая между деятельностью и мышлением, а также между различными видами самого мышления. Впервые появилась возможность ставить и решать вопросы о генезисе мышления, о его формировании и развитии у детей в результате целенаправленного обучения. Мышление в теории деятельности стали понимать как прижизненно формирующуюся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленному на то, чтобы открывать скрытые от непосредственного наблюдения ее стороны.
На базе этой концепции были построены такие теории обучения, как теория П.Я.Гальперина, теория Л.В.Занкова, теория В.В.Давыдова.
В
последние несколько десятилетий
на базе успехов в разработке идей
кибернетики, информатики, алгоритмических
языков высокого уровня в математическом
программировании появилась возможность
построения новой, информационно-кибернетической
теории мышления. В ее основе лежат понятье
алгоритма, операции, цикла и информации.
Оказалось, что многие специальные операции,
которые применяются в программах машинной
обработки информации и в процессе решения
задач на ЭВМ, похожи на те, которыми в
мышлении пользуется человек. Это открывает
возможность изучения операций человеческого
мышления на ЭВМ и построения машинных
моделей интеллекта.