Мышление как психологический процес

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МЫШЛЕНИЯ
1.1. Природа мышления
1.2. Теории мышления в психологии
1.3. Понятие интеллекта как источника парадоксов
1.4. Контент-анализ понятия «интеллект»
ГЛАВА 2. МЫШЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ
2.1. Характеристика основных видов мышления
2.2. Основные операции мыслительной деятельности
2.3. Особенности творческого мышления
2.4. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте
2.5. Диагностика мыслительных операций в младшем школьном возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Мышление, курсач.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     Заметим, что перечисленные виды мышления выступают одновременно и как  уровни его развития. Теоретическое  мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышление  в фило- и онтогенезе действительно проявляются позднее, чем, скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму.

     Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М.Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному  связаны с практикой … Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач…, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей». И теоретическое, и практическое мышление в конечном счете связаны с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой, непосредственный характер.

     Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера  и конечных целей доминирует тот  или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.                  

     2.2. Основные операции мыслительной деятельности 

     Мыслительная  деятельность людей совершается  при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Все  эти операции являются различными сторонами  основной деятельности мышления – опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами.

     Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. К.Д.Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он писал: «… сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение.… Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней среды был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами: тогда только выясните себе все существенные признаки предмета, а это и значит понять предмет».

     Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем  заметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других – различны. Признание предметов сходными или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными. Нередко бывает так, что одни и те же предметы в одних случаях считаются сходными, в других – различными. Например, при сравнительном изучении домашних животных с точки зрения их пользы для человека выявляется много сходных признаков между ними, но при изучении их строении происхождения обнаруживается много различий.

     Сопоставляя вещи, явления, их свойства, сравнение  вскрывает тождество и различие. Выявляя тождество одних и  различия других вещей, сравнение приводит их к классификации. Классификация производится по какому-либо признаку, который оказывается присущим каждому предмету данной группы. Так, в библиотеке можно классифицировать книги по авторам, по содержанию, по жанру, по переплету, по формату и пр. Признак, по которому производится классификация, называется основанием классификации.

     Сравнивая, человек выделяет, прежде всего, те черты, которые имеют важное значение для решения теоретической или практической жизненной задачи.

     Анализ  и синтез – важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.

     Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он состоит.

     Возможен  также анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их признаки, анализ хода мысли – доказательство, объяснения и пр.

     Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Синтез, объединяя элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вместе с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова – в предложения, предложения – в те или иные разделы текста. Или вспомним рассказ о любом событии – отдельные эпизоды, их связь, зависимость и т.д.

     Абстракция. Нередко при изучении какого-либо явления возникает необходимость выделить какой-либо признак, свойство, одну его часть для более углубленного познания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных, не принимая их во внимание.

     Абстракция  – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

     Выделенные  в процессе абстрагирования признак  или свойство предмета мыслятся независимо от других признаков или свойств и становятся самостоятельными объектами мышления.

     С помощью абстрагирования мы можем  получать абстрактные понятия –  смелость, красота, дистанция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость  и пр.

     Обобщение и конкретизация. Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. При обобщении предметы и явления соединяются вместе на основе их общих и существенных признаков. За основу берутся те признаки, которые мы получили при абстрагировании, например, все металлы электропроводны. Обобщение, как и абстрагирование, происходит при помощи слов.

     В учебной деятельности обобщение  обычно проявляется в определениях выводах, правилах… 

     Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков. По существу, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет существенную роль в объяснении,  которое мы даем другим людям. В особенности важна она в объяснениях, даваемых учителем  детям. Привести пример иногда бывает не легко. В общем виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не удается.        

     2.3. Особенности творческого мышления 

     Бывают  случаи, когда человек с высокоразвитым мышлением пытается решить задачи, не похожие ни на одну из известных, не имеющие готового пути решения. Для решения подобных задач мы должны обратиться к возможностям нашего творческого мышления.

     Психологами было затрачено много усилий и  времени на выяснение того, как  человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет. Наука располагает только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.

     Что же такое творческое мышление? Одним  из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж.Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем  четырех особенностей:

  1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказывания идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.
  2. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
  3. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
  4. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

     Впоследствии  предпринимались и другие попытки  дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то понимание, которое было предложено Дж.Гилфордом.

     В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют  быстрому нахождению решения творческой задачи. Рассмотрим эти условия в обобщенном виде.

  1. Если в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа решения.
  2. Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем.
  3. Возникновение стереотипа мышления, который в силу указанных выше условий мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более подходящий путь решения задачи.
  4. Интеллектуальные способности человека, как правило, страдают от частых неудач, и боязнь очередной неудачи начинает автоматически возникать при встрече с новой задачей. Она порождает защитные реакции, которые мешают творческому мышлению, обычно связанному с риском для собственного «Я». В итоге человек теряет веру в себя, у него накапливаются отрицательные эмоции, которые мешают ему думать.
  5. Максимум эффективности в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и соответствующем уровне эмоционального возбуждения. Этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.
  6. Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческих задач.

     У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские»  черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.

     Что же мешает человеку быть творческой личностью  и проявлять оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей, те недостатки, о которых  говорилось выше, или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому? На данный вопрос дают свой ответ Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон. они считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:

  1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей.
  2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.
  3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее мнение: критиковать человека – значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение. Этому мы, к сожалению, с детства учим своих детей. Сметь, иметь и уметь отстаивать, открыто высказывать и защищать собственное мнение, не заботясь о том, понравится или не понравится оно окружающим – в этом собственно и состоит требование к человеку всегда оставаться честным и откровенным.
  4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.
  5. Завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими людьми.
  6. Высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи.
  7. Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого  критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам мог бы творить, и не плохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается не способным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

Информация о работе Мышление как психологический процес