Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 07:54, курсовая работа
Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МЫШЛЕНИЯ
1.1. Природа мышления
1.2. Теории мышления в психологии
1.3. Понятие интеллекта как источника парадоксов
1.4. Контент-анализ понятия «интеллект»
ГЛАВА 2. МЫШЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ
2.1. Характеристика основных видов мышления
2.2. Основные операции мыслительной деятельности
2.3. Особенности творческого мышления
2.4. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте
2.5. Диагностика мыслительных операций в младшем школьном возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте.
Интеллектуальные способности человека, как оказалось, сильно страдают от частых неудач. Если людям в течение достаточно длительного периода времени предложить решать только трудные, неподвластные их уму задачи, а затем дать более легкие, то и с этими последними после долгих неудач они будут справляться плохо.
Не все взрослые творческие люди обязательно хорошо успевали в школе. При сравнении их с менее творческими людьми обнаруживается немало примечательных различий. Самым интересным из них оказалось то, о чем уже говорилось выше: сочетание у творческих личностей интеллектуальной зрелости и «детских» черт характера.
Исходя
из приведенных суждений и сопоставляя
причины и условия, способствующие
и препятствующие проявлению творчества,
необходимо сделать один обобщающий
вывод: способность к творчеству
должна целенаправленно формироваться
у ребенка в процессе его психического
развития.
2.4.
Особенности развития
мышления в младшем
школьном возрасте
2.4.1.
Специфика мышления
в младшем школьном
возрасте
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребенка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития.
В разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой-либо один из процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти.
Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребенка в младшем школьном возрасте?
Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Именно оно благодаря включению ребенка в учебную деятельность, направленную на овладение системой научных понятий, поднимается на более высокую ступень и тем самым влечет за собой коренную перестройку всех остальных психических процессов, в первую очередь восприятия и памяти.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.
Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задается содержанием ведущей учебной деятельности.
Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно-образное мышление.
В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассников. Оно действительно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. Как правило, ребенок начинает понимать общие положения лишь тогда, когда они конкретизируются с помощью частных примеров.
Сказанное не означает, что ребенок 6-7 лет не может мыслить логически: он способен сопоставляет отдельные факты, делать простейшие выводы и пр. однако основной формой мышления детей этого возраста является мышление, опирающееся на наглядность.
Ж.Пиаже, изучавший стадии развития детского мышления, установил, что мышление ребенка 6-7 лет характеризуется двумя основными особенностями: во-первых, несформированностью представлений о постоянстве основных свойств вещей – непонимание принципа сохранения; во-вторых, неспособностью учесть сразу несколько признаков предмета и сопоставить их изменения – цетрация: дети склонны обращать внимание не только на одну, наиболее очевидную для них характеристику объекта, игнорируя остальные. Феномен центрации определяет неспособность ребенка учесть точку зрения других людей; его собственный взгляд на мир представляется ему единственно верным (детский эгоцентризм).
Дети, не справляющиеся с задачами на сохранение, находятся, по мнению Ж.Пиаже, на дооперациональной стадии мышления. Верное решение этих задач свидетельствует о том, что мышление ребенка соответствует стадии конкретных операций. Именно этот тип мышления характерен для детей младшего школьного возраста. Главная характеристика этой стадии – способность использовать логические правила и принципы применительно к конкретному, наглядному материалу. На этой стадии дети способны осуществлять операции, обратные выполненным, т.е. владеют принципом сохранения. Они понимают, что, если, например, перелить жидкость обратно в другой стакан, ее уровень останется прежним; если из пластилиновой лепешки вновь скатать шарик, его масса не изменится.
Когда у ребенка складывается определенная система операций и он овладевает обобщенным принципом сохранения (в отношении дискретных величин, качества жидкости, количества вещества, веса, объема), он готов к тому чтобы у него сформировались полноценные научные понятия.
Кроме
того, на этой стадии дети приходят к
пониманию двух важнейших логических
принципов:
если А=В, а В=С, то А=С.
Мышление на стадии конкретных операций характеризуется также способностью ранжировать объекты по какому-либо признаку, классифицировать их.
По
мере овладения учебной
Новые
формы мышления, возникающие в
младшем школьном возрасте, становятся
опорой для дальнейшего
С
развитием мышления связано возникновение
таких новообразований младшего
школьного возраста, как анализ,
внутренний план, рефлексия.
Овладение анализом начинается с умения ребенка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Для развития этого умения необходимо показать детям прием сравнения данного предмета с другими, обладающими иными свойствами. С этой целью следует подобрать для сопоставления различные предметы и последовательно сравнивать с ними исходный.
Для
развития у детей умения выделять
различные свойства полезно отыскивать
причины тех или иных явлений
(«Почему утка плавает, а курица нет?»),
разбирать пословицы и
Параллельно
с овладением приемом выделения
свойств путем сравнения
Неумение выделять общее и существенное может серьезно затруднить процесс обучения. В этом случае типичными для ребенка становятся проблемы с обобщением учебного материала. Умение выделять существенное способствует формированию другого умения – отвлекаться от несущественных деталей. Это дается младшим школьникам с не меньшим трудом, чем выделение существенного.
Приемы логического анализа необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материла. Однако исследования показывают, что к концу первого года обучения лишь незначительный процент первоклассников владеет приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствия и т.п. немало школьников не осваивают их и к старшим классам.
Эти
неутешительные данные показывают, что
именно в младшем школьном возрасте
необходимо проводить целенаправленную
работу по обучению детей основным
приемам мыслительной деятельности.
Помощь в этом могут оказать разнообразные
психолого-педагогические материалы.
2.4.3.
Становление внутреннего
плана действий
Каждое психическое действие походит в своем развитии ряд этапов. Начинается этот путь с внешнего, практического действия с материальными предметами, затем реальный предмет заменяется его изображением, схемой, после этого следует этап выполнения первоначального действия в плане «громкой речи», затем становится достаточным проговаривание этого действия «про себя» и, наконец, на заключительном этапе действие полностью усваивается и, преобразуясь качественно (свертывается, совершается мгновенно и т.д.), становится умственным действием, т.е. действием «в уме».
Такую последовательность в своем развитии проходят все умственные действия (счет, чтение, выполнение арифметических операций и т.д.)
Развитие внутреннего плана действий обеспечивает способность ориентироваться в условиях задачи, выделять в нем наиболее существенное, планировать ход решения, предусматривать и оценивать возможные варианты и т.д.
Развитию
внутреннего плана действий у
младших школьников способствуют также
различные игры (особенно шахматы, «пятнашки»
и др.) и упражнения.
2.4.4.
Развитие рефлексии
Способность к рефлексии формируется и развивается у детей при выполнении действий контроля и оценки. Напомним, что именно эти действия являются важнейшими компонентами учебной деятельности. Осознание ребенком смысла и содержания собственных действий становится возможным только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказать о своем действии, подробно объяснить, что и для чего он делает. Ведь хорошо известно: когда человек объясняет что-то другому, он сам начинает лучше понимать то, что объясняет. Поэтому на первых порах обучения любому действию (математическому, грамматическому и др.) необходимо требовать от ребенка не только самостоятельного и правильного выполнения этого действия, но и развернутого словесного разъяснения всех совершаемых операций.
Для этого в процессе действий ребенку следует задавать вопросы о том, что он делает, почему делает именно так, а не иначе, почему его действие правильно, и т.д. Ребенка нужно просить сделать и рассказать так, чтобы «всем было понятно».
Возможно
также использование
Таким образом, младший школьник только начинает овладевать рефлексией, т.е. способностью оценивать собственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности.
Рассмотренные
выше новообразования (анализ, внутренний
план действий и рефлексия) формируются
у младших школьников в процессе учебной
деятельности. В условиях специально организованного
развивающего обучения, основу которого
составляет осуществление детьми полноценной
развернутой учебной деятельности, ведущей
к формированию теоретического мышления,
эти новообразования будут складываться
раньше, чем в условиях традиционного
обучения. Это, безусловно, создает более
широкие возможности для психического
развития и использования умственного
потенциала младших школьников.
2.5.
Диагностика мыслительных
операций в младшем
школьном возрасте
Начальный период обучения, вызывающий перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка достаточно труден для детей. Есть дети, которые не справляются с режимом и программой школы. Они вызывают беспокойство учителей, из них в дальнейшем формируются группы отстающих и даже второгодников. С целью выявления таких детей и своевременного прогнозирования дальнейшей индивидуальной работы с ними целесообразно определение «школьной зрелости». Представление об умственной работоспособности детей является важным дополнением к сведениям о школьной зрелости.