Мышление как психологический процес

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МЫШЛЕНИЯ
1.1. Природа мышления
1.2. Теории мышления в психологии
1.3. Понятие интеллекта как источника парадоксов
1.4. Контент-анализ понятия «интеллект»
ГЛАВА 2. МЫШЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ
2.1. Характеристика основных видов мышления
2.2. Основные операции мыслительной деятельности
2.3. Особенности творческого мышления
2.4. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте
2.5. Диагностика мыслительных операций в младшем школьном возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Мышление, курсач.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     В ходе работы использована методика «Определение умственной работоспособности» (НИИ физиологии детей АПН). По определению работоспособности было опрошено 14 человек.

     Детям была предложена фигурная таблица для  определения умственной работоспособности, с которой они работали в 2 этапа.

     1 этап. Дано указание: «Просматривайте внимательно фигурки, отыскивайте среди них треугольник, кружок, флажок. Ставьте в треугольник черточку (минус), в кружочки – крестик (плюс), во флажок - точку». Работа выполнялась в течение двух минут. Обследование проведено в начале второго урока.

     Ребята  показали высокую умственную работоспособность и хорошую концентрацию внимания. Двое, на фоне остальных ребят, выявили  низкие показатели.

     2 этап. Дано указание: «Ребята просматривайте внимательно фигурки, отыскивайте среди них треугольник, кружок, звездочку. Ставьте в треугольник точку, в кружок – квадраты, в звездочку – вопросительный знак». Работа выполнялась в течение двух минут. Обследование проводилось в конце третьего урока.

     И на этом этапе ребята показали достаточно хороший уровень умственной работоспособности: 9 человек – высокий уровень, 4 – выше среднего и низкий показатель у тех же 2-их, что и на 1-ом этапе.

     В сравнении с первым, на втором этапе  результаты у большинства детей  ниже. Причина, вероятно, в усталости  и снижении динамики к концу учебного процесса.

     Вывод: Ребята 3«а» класса показали достаточно высокий уровень умственной работоспособности в течение учебного дня. Это говорит о том, что 14 человек в классе адаптированы к требованиям систематического обучения. Режим работы, нагрузки не чересчур обременительны для них.

     2 человека на двух этапах исследования показали низкий уровень умственной работоспособности.

     Рекомендации:

  1. Активизировать психический фактор школьной зрелости (создание эмоциональной атмосферы, развитие собственной активности ребенка и т.д.)
  2. В процессе учебного дня педагогу органично включать физические упражнения, релаксацию для снятия напряжения, физической и нервной усталости.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Понимание принципов мыслительной деятельности – без сомнения, одно из самых  ценных наших знаний. Оно делает ум максимально точным и тонким в своем анализе, беспощадным к любой фальши и нелогичности, неизменно последовательным в своих выводах.

     Все это, так или иначе, сказывается на всех сторонах и теоретического и практического «приложения» мышления – т.е. жизни.

     Мышление  является высшим познавательным психическим  процессом, суть которого  заключается  в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

     Таким образом, представленный анализ исследований данного психического процесса (мышления) помогает сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.  Основанием для такого вывода может служить практическая деятельность, включенная в исследовательскую работу.

     Также  нельзя не отметить и то, что в ходе проведения индивидуальной коррекционной работы наметились некоторые улучшения умственной работоспособности у двоих ребят, показавших низкий первичный результат. Работа по заявленной проблеме требует дальнейшего исследования. Ее мы планируем продолжить.  
 
 
 
 
 

                             

                                               

                      

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. В.М.Аллахвердов, С.И.Богданова [и др.]; ответственный  редактор А.А.Крылов. Психология: Учебник  для студентов ВУЗов. – 2 издание переработанное и дополненное. – М.: «ТК Велби»; «Издательство Проспект», 2007 – 752 с.
  2. И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2 издание, стереотипное – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  3. А.П.Егидес, Е.М.Егидес. Лабиринты мышления, или учеными не рождаются. – М.: «АСТ – ПРЕСС КНИГА», 2004. – 320 с.: ил. – (Практическая психология).
  4. В.А.Крутецкий. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ. – 2 издание, - М.: «Просвещение», 1986.
  5. А.Г.Маклаков. Общая психология: Учебник для ВУЗов. – СПб.: «Питер», 2007 – 583 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
  6. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. Психология: Полный энциклопедический справочник. – СПб.: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2007. – 826 с.: ил.
  7. Ф.Милтнер и В.Сифер (с. 16 - 77), Дж. Шеппах (с. 80 - 165), Дж. Брейтенфельд (с. 168 - 311). Мысль, разум, интеллект: Практическое руководство по развитию умственных способностей. – Русское издание подготовлено ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», перевод с английского – отпечатано в Испании, 2003.
  8. Р.С.Немов. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 книгах. – 4-е издание. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
 
 
  1. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. Психология: Учебник  для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа 2001.

                           

                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЯ

                    

                          «МЫСЛЮ -  СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ»                                 

                                                                 Р.ДЕКАРТ 

        Мышление – это высшая форма психической деятельности, представляющая собой целенаправленное, опосредованное и обобщённое отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций. 

МЫШЛЕНИЕ 
 

Особенности    протекания

  • Обобщённое отражённое  и опосредованное познание действительности
  • Решение конкретной задачи
  • Связь  с речью

Формы мышления

  • Понятие
  • Суждение
  • Умозаключение
 
 
 
 
 
 

Мыслительные операции

  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Аналогия
  • Абстрагирование
  • Обобщение
  • Конкретизация.
 
 

                                
 
 
 
 
 
 
 

     РАЗВИТИЕ  ИНТЕЛЛЕКТА  У  ДЕТЕЙ

     ( по Ж.Пиаже) 

     1.СТАДИЯ СЕНСОМОТОРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, охватывает период жизни ребёнка от рождения до 2-х  лет. Характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие предметы.

     2.СТАДИЯ ДООПЕРАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ,  включающая развитие мышления детей в возрасте от 2 до 7 лет. Начинает складываться речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий .

     3.СТАДИЯ КОНКРЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ С ПРЕДМЕТАМИ. Она характерна для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми.

     4.СТАДИЯ ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ. Она характерна  для детей в возрасте от 11-12 до 14-15 лет. Данная стадия характеризуется способностью ребёнка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Федеральное агентство по образованию

Братский  педагогический колледж

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Братский государственный университет» 
 
 

Курсовая  работа

по психологии

на тему: Мышление как механизм психического отражения 
 
 
 

Выполнил: студент 3 курса

Варавин Виталий Геннадьевич

                Специальность 050702.52 Организация  воспитательной деятельности 

Руководитель:

Хохлова Анна Тимофеевна 

Дата  защиты: 24.04.2008г.

                                                                                        Оценка: 
 
 

Братск 2008

Информация о работе Мышление как психологический процес