Мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 16:55, творческая работа

Краткое описание

Мышление - верх блаженства и радость жизни,
доблестнейшее занятие человека.
Аристотель

Файлы: 1 файл

Мышление.pptx

— 755.57 Кб (Скачать)

    Мышление. 

          Выполнила ст.гр.нн-09-3:

          Крылова Ю.В.

          Проверил: Беломеснова Л.П 

Понятие Мышления 

Мышление - верх блаженства и  радость жизни,

доблестнейшее занятие человека.

Аристотель 

Предметы  и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые  можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение  тел в видимом пространстве) , и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно  и благодаря обобщению, т.е. посредством  мышления.

Первая  особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может  познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное.  

Мышление  всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические  знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая  особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и  существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется  лишь в отдельном, в конкретном.

Мышление  не только теснейшим образом связано  с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход  от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего  в выделении и обособлении  предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

    Виды  мышления

Виды  мышления - это проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответов на вопросы. Чем сложнее мышление, те большее место в нем занимают психические процессы.

    Условная  классификация видов мышления по: 

    • генезису  развития;
    • характеру решаемых задач;
    • степени развернутости;
    • степени новизны и оригинальности;
    • средствам мышления;
    • функциям мышления и т.д.

По  генезису развития : 

    • Наглядно-действенное  мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления
 
  •   Наглядно-образное  мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности; 

Отвлеченное мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

По  характеру решаемых задач: 

    •   Теоретическое мышление  - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление - это познание законов и правил.
 
  • Практическое  мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

По  степени развернутости: 

  •    Дискурсивное мышление  - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
 
  •    Интуитивное мышление  - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

По  степени новизны  и оригинальности:  

     
  • Репродуктивное  мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
 
  •   Продуктивное мышление  - мышление на основе творческого воображения.

По  средствам мышления различают: 
 

    • Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов.
 
 
    • Вербальное  мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

По  функциям различают: 

    • Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.
 
 
    • Творческое  мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Развитие  творческого мышления 

Три стадии развития творческого  мышления

Выявленные  учеными психологические компоненты творчества являются свойствами взрослого  мышления. У учащихся способность  к творчеству складываются  постепенно, проходя несколько стадий развития. Исследования творчества учащихся позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления:

 

  • наглядно - действенное
  • причинное
  • эвристическое

Наглядно - действенное мышление позволяет учащемуся понимать пространственные и временные отношения. Мышление рождается из действия. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления, на развитие фантазии.

Можно назвать несколько психологических  качеств, лежащих в основе фантазирования:  

  • Четкое и ясное представление образов предметов;
  • Хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
  • Способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
  • Способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных  мыслительных стереотипов.  

Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые  обычно в жизни, образы предметов.

Спасибо за внимание

Информация о работе Мышление