Мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:37, лекция

Краткое описание

Мышление- это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.
Главными особенностями протекания процесса мышления являются:
Обобщенное и опосредованное отражение действительности.
Связь с практической деятельностью.
Неразрывная связь с речью.
Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Файлы: 1 файл

Психологий(интелект).docx

— 21.77 Кб (Скачать)

Мышление- это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

 

Главными особенностями  протекания процесса мышления являются:

Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

Связь с практической деятельностью.

Неразрывная связь с речью.

Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

 

Обобщенное отражение  действительности означает, что в  процессе мышления мы обращаемся к  тому общему, что объединяет сходный  ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение  действительности можно увидеть  на примере арифметической задачи сложения нескольких яблок или на определение  скорости двух поездов, движущихся навстречу  друг другу. «Яблоки», «поезда» - это  лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит  далеко за его пределы. В свою очередь, правильность мышления проверяется  в ходе практики.

Мышление неразрывно связано  с речью. Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а, по сути – результатом  мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить  уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место  только тогда, когда   имеется  проблемная ситуация. Если же можно  обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

 

1.2 Качественные характеристики  мышления

 

Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств. Эти  качества в разной степени присутствуют у различных людей, и в разной степени важны при решении  различных проблемных ситуаций. Какие-то из этих качеств более значимы  при решении теоретических задач, какие-то – при решении практических вопросов.

 

Примеры качеств (свойств) мышления:

Быстрота мышления - способность  находить правильные решения в условиях дефицита времени

Гибкость мышления  - умение изменять намеченный план действий, при  изменении обстановки или изменении  критериев правильного решения

Глубина мышления - степень  проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи

 

1.3 Мышление и интеллект

 

Интеллект - совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.

 

В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение, мышление), а в  узком – его мыслительные способности.

 

В психологии существует понятие  структуры интеллекта,однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога. Например, известный ученый Р. Кеттел выделял в структуре интеллекта две стороны: динамическую, или текучую (“fluid”), и статическую или кристаллизованную (“crystallized”). Согласно его концепции, текучий интеллект проявляется в задачах, решение которых требует быстрой и гибкой адаптации к новой ситуации. Он больше зависит от генотипа человека. Кристаллизованный интеллект больше зависит от социальной среды, и проявляется при решении задач, требующих соответствующих навыков и опыта.

Можно использовать и иные модели структуры интеллекта, например, выделив в нем следующие компоненты:

 

·Способность к обучению (быстрому освоению новых знаний. умений и навыков);

·Способность успешно  оперировать абстрактными символами  и понятиями;

·Способность к решению  практических задач и проблемных ситуаций.

·Объем имеющейся долговременной и оперативной памяти.

 

Соответственно, тесты на интеллект включают в себя несколько групп заданий. Это тесты, выявляющие объем знаний в определенной области, тесты, оценивающие интеллектуальное развитие человека в связи с его биологическим возрастом, тесты, определяющие способности человека решать проблемные ситуации и интеллектуальные задачи. Помимо этого существуют и специальные тесты на интеллект, например, на абстрактно-логическое или пространственное мышление, на вербальный интеллект и пр. К наиболее известным интеллектуальным тестам относятся:

Тест Стенфорда-Бине: оценивает интеллектуальное развитие ребенка.

Тест Векслера: оценивает  вербальный и невербальный компонент  интеллекта.

Тест Равена: невербальный интеллект.

Тест Айзенка (IQ) –определяет общий уровень развития интеллекта

При исследовании интеллекта в психологии встречается два  подхода: интеллектуальные способности  являются врожденными или интеллектуальные способности развиваются в процессе индивидуального развития, а также  их промежуточный вариант.

 

1.4 Основные виды мышления

 

По мере развития психики  человека в процессе его социализации, мышление последовательно проходит четыре стадии.

Первый способ мышления ребенка  – предметно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3-х лет), то есть, мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его  устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.

Следующая ступень - наглядно-образное - мышление в виде наглядных образов  и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито  в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется  и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить  образы, не имеющие прямого аналога  в ощущениях (сказочные персонажи).

В образном мышлении, которое  наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и  архитекторов,  материалом для решения  задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные (у музыкантов – слуховые). Они либо извлекаются  из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличие от предыдущего этапа  является широкое использование  словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также  использование отвлеченных понятий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное  или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек  оперирует понятиями, не имея дела с  опытом, полученным при помощи органов  чувств. Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль», являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься человеком непосредственно его органами чувств.

 

1.5 Формы мышления

 

Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

 

Понятие - мысль, в которой  отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений.

Например, в понятие "человек" входят такие существенные признаки,    как трудовая деятельность, прямохождение, членораздельная речь и т. д. Отличие понятия от представления состоит в том, что представление - это всегда образ, а понятие - это мысль, выраженная в слове. Кроме того, представление включает в себя как существенные,        так и несущественные признаки, а понятие - только существенные. Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждение – есть отражение  связей между предметами и явлениями  или между их свойствами и признаками.

Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления – умозаключение.

Умозаключение - такая связь  между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или  нескольких суждений мы получаем новое  суждение

 

1.6 Мыслительные операции

 

Процесс мышления включает в  себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.

Анализ - мысленное расчленение  объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела.

Синтез - объединение отдельных  компонентов в целое. Обычно соседствует  с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический  портрет человека.

Абстрагирование - выделение  одной стороны предмета или явления, которые в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежность», как низкую вероятность поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.

Обобщение - выделение общих  существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.

Конкретизация - операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с  чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой.

 

 

 

 

3. Речь как инструмент  мышления и средство общения

 

Мышление органично связано  с речью и языком. Их возникновение  и развитие знаменуют собой появление  новой особой формы отражения  действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи. Язык —  это система условных символов, с  помощью которых передаются сочетания  звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл  и то же значение, что и соответствующая  им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь — индивидуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых  данные особенности речи характерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и  предшествующих поколений. Речь без  усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным  ни с его психологией, ни с его  поведением.

 

Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как  в единицах языка, так и в единицах речи.

 

Речь выполняет ряд  функций:

 

1.        выражает  индивидуальное своеобразие психологии  человека;

 

2.        выступает  носителем информации, памяти и  сознания;

 

3.        является  средством мышления;

 

4.        выступает  регулятором человеческого общения  и собственного поведения;

 

5.        является  средством управления поведением  других людей.

 

Главная функция речи у  человека состоит в том, что она  является инструментом мышления. В  слове как понятии заключено  гораздо больше информации, чем может  нести в себе простое сочетание  звуков. Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. В самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эмоционально-мыслительные вспышки, как правило, вызывают повышение речедвигательной активности. В этих случаях мыслительные операции и речедвигательные реакции выполняются в единстве и взаимозависимости. В речевом мышлении постоянно объединены слово и мысль.

 

 

 

3) Интуиция или дистанционное  зрение (ясновидение), дистанционное  обоняние и автотрофность человека связаны с каверзным центром. Центр выступает в роли критерия работы третьей сигнальной системы человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ на денежный интеллект

 

Отвечая на вопросы теста отмечайте свои варианты ответа.

 В конце теста подсчитайте  баллы и узнаете коэффициент  Вашего денежного интеллекта.

 

1) В Вашем кошельке  сейчас денег:

 

 а) на жизнь хватает  - 100 баллов

 б) достаточно, чтобы  делать то что я хочу - 10 баллов

 в) на жизнь хватает,  но недостаточно, чтобы сделать  ВСЁ что я хочу - 1 балл

 

2) У вас есть свои  собственные проекты, которые  приносят Вам деньги?

 

 а) нет, я живу  только на одну зарплату (пособие/пенсию/чужое  содержание) - 100 баллов

 б) подрабатываю время  от времени - 10 баллов

 в) в бизнесе / успешно  инвестирую - 1 балл

 

3) Как часто Вы внедряете  инновации?

 

 а) только на случай  крайней необходимости (когда  иначе уже нельзя) - 100 баллов

 б) когда это делают  все и оно становится трендом. - 10 баллов

 в) правильный вопрос - как быстро мы это делаем ;) - 1 балл

 

4) Ваши продажи сейчас (Ваша востребованность на работе):

 

 а) могло бы быть  и лучше.

 в) в целом неплохо.

 г) ваши предложения?

 

5) Этот тест на Ваш  взгляд:

 

 а) что-то продает

 б) что-то демонстрирует

 в) кое-чему обучает ;)

 

7)  Вы заметили отсутствие 6 пункта?

 

 а) да, меня это зацепило

 б) прикольно, а зачем была эта «фича»?

 в) 

 

8) Вам сейчас кажется,  что результат этого теста:

 

 а) будет не настоящим

 б) не он будет  иметь значение

 в) будет, и проявится  на другом уровне

Информация о работе Мышление