Мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:12, контрольная работа

Краткое описание

Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Однако эта формула приводила чаще всего к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации. Естественно, эта концепция приводила к утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом. Поэтому в течение долгого времени процессы продуктивного мышления и не были предметом специального исследования.

Оглавление

1. Введение.
2. Мышление как процесс, функции мышления. Виды мышления: рассудочно-эмпирическое, интуитивное и аналитическое, продуктивное и репродуктивное, практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
3. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
4. Творческое мышление. Этапы творческого мышления. Воображение и его виды.
5. Заключение
6. Литература.

Файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 46.44 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Введение.
  2. Мышление как процесс, функции мышления. Виды мышления: рассудочно-эмпирическое, интуитивное и аналитическое, продуктивное и репродуктивное, практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
  3. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
  4. Творческое мышление. Этапы творческого мышления. Воображение и его виды.
  5. Заключение
  6. Литература.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Проблема  мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем  разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась  борьба между материализмом и  идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Однако эта формула приводила чаще всего  к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации. Естественно, эта концепция приводила к  утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом. Поэтому  в течение долгого времени  процессы продуктивного мышления и  не были предметом специального исследования.

Противоположную позицию занимала идеалистическая  философия, которая видела в мышлении особые формы активности человеческого  духа, не сводимые ни к каким, более  элементарным, процессам. В наше время  положение о том, что мышление следует рассматривать как проявление особой «символической» активности духа, стало основой философии  неокантианцев и проявилось в  работах крупных философов-идеалистов. Идеалистический подход к мышлению как особой форме психической  деятельности лег в основу школы, которая впервые в психологии сделала его предметом специального экспериментального исследования. Эта  школа получила название Вюрцбургской школы, объединив группу немецких психологов начала ХХ в. (О.Кюльпе, А.Мессер, К.Бюлер, Н.Ах), считавших, что мышление является особой, далее не разложимой функцией сознания.

В результате экспериментального исследования психологи  этой школы пришли к выводу, что  мышление не опирается на какие-либо образы, не осуществляется с помощью  речи и составляет особые «логические  переживания» которые направляются соответствующими «установками» или  «интенциями» и осуществляются как  специальные психологические «акты». Выделяя мышление как особый вид  психических процессов, Вюрцбургская школа, однако, отделила его как от чувственной основы, так и от речевых механизмов, иначе говоря, представила мышление как особую форму активности духа, подходя к последней позиции крайнего идеализма.

Проблема  научного подхода к мышлению оказалась, таким образом, нерешенной, и психологическая  наука встала перед вопросом материалистического  объяснения процессов мышления. 

  1. Мышление  как процесс, функции  мышления. Виды мышления: рассудочно-эмпирическое, интуитивное и  аналитическое, продуктивное и репродуктивное, практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Мышление  – это психический процесс, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности в ее связях и отношениях.

    Мышление  является предметом комплексных, междисциплинарных  исследований. В философии изучается  соотношение материи и мышления, возможности и пути познания мира с помощью мышления. Основные формы  мышления рассматриваются формальной логикой.

    Социологический аспект исследований мышления характеризуется анализом процесса его исторического развития в зависимости от социальной структуры различных обществ.

    Физиология  изучает мозговые механизмы, с помощью  которых реализуются акты мышления.

      Психология рассматривает мышление  как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для  субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности.

    Мышление  является высшим познавательным процессом. Оно расширяет возможности человека в его стремлении к познанию. Мышление существенно отличается от других психических процессов.

    На  практике мышление как отдельный  психический процесс не существует. Оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в  восприятии, внимании, воображении, памяти и развивает их работу.

    Высшие  формы этих процессов обязательно  связаны с мышлением, и степень  его участия в них определяет их уровень развития. Мышление преимущественно  выполняет функцию отражения, хотя присутствует и функция регулирования.

    Мышление  тесным образом связано с действием.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выделяют  следующие виды мышления: 

В И Д Ы   М Ы Ш Л Е Н И Я
                 
ПРАКТИЧЕСКИ-ДЕЙСТВЕННОЕ   СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ:
  • продуктивное
  • реалистическое
  • репродуктивное
  • рассудочно-эмпирическое
  • интуитивное
  • аутистическое
  • аналитическое
  НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ
 

Практически-действенное  мышление характеризуется тем, что  здесь мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Практически-действенное мышление является и исторически и онтогенетически наиболее ранним видом мышления человека. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, когда умственная деятельность не выделилась еще из предметно-практической деятельности. С этого вида начинается развитие мышления и в онтогенезе. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметом. 

Этот вид мышления оказывается необходимым и незаменимым  во всех тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение  мыслительной задачи непосредственно  в процессе практической деятельности. 

Практически-действенное  мышление применяется и оказывается  наиболее целесообразным и при решении  несравнимо более сложных задач. 

Значение практически-действенного мышления определяется тем большим  весом, который имеет практическая деятельность людей, тем, что многие задачи в процессе этой деятельности могут быть решены продуктивнее и  экономичнее в процессе практически-действенного мышления. 

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что  здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Об этом виде мышления можно говорить в тех  случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится  обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

Значение наглядно-образного  мышления в том, что оно позволяет  человеку более многогранно и  разнообразно отражать объективную  действительность.

Развитие наглядно-образного  мышления в процессе обучения должно включать в себя задачи, требующие  оперирования образами различной степени  обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями.

Особенностью  словесно-логического мышления является то, что задача здесь решается в  словесной (вербальной) форме. Используя  словесную форму, человек оперирует  наиболее отвлеченными понятиями. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать  наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Благодаря этому виду мышления, человеку удается наиболее обобщенно  решать мыслительные задачи. В этом главное достоинство, но и возможные  недостатки данного вида мышления.

По самой своей  сути всякое мышление всегда является творческим, продуктивным в большей  или меньшей степени. Любое мышление есть искание и открытие нового, самостоятельное движение к новым  обобщениям. Наиболее важная особенность  мыслительного акта состоит первым делом в том, что открываемое  в процессе мышления новое является таковым по отношению к исходным стадиям процесса.

Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь  поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между  ними. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и  в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых  знаний.

В зависимости  от степени новизны продукта, получаемого  на основе мышления, его делят на продуктивное и репродуктивное.

Продуктивное  мышление характеризуется высокой  новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Продуктивное мышление учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых для них проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия.

Репродуктивное  мышление характеризуется меньшей  продуктивностью, но оно играет важную роль. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой школьнику структуры. Оно обеспечивает понимание нового материала, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования. Возможности репродуктивного мышления определяются наличием исходного минимума знаний.

Главным признаком  продуктивных умственных актов является возможность получения новых  знаний в самом процессе, т. е. спонтанно, а не путем заимствования извне.  

Среди различных типов мышления в психологии, по способу деятельности, выделяют рассудочно – эмпирическое.           

 В  ходе эмпирического мышления (ЭМ) познаваемый объект отражается со стороны его внешних связей и свойств. Это означает , что человек в процессе познания ориентируется на условия, случайные для существования объекта, и на то содержание в последнeм, которое прямо доступно восприятию и наблюдению. Результатом эмпирического мышления выступает знание непосредственного. В таком знании отражаются сходные черты познаваемых объектов, то есть это знание формально общего. 

          Эмпирическое мышление вполне достаточно там, где нужно выделять классы предметов по сходным чертам. Это позволяет охарактеризовать его как рассудочную мыслительную деятельность. Мысля на рассудочном уровне, человек выделяет в предметах лишь абстрактно-общее содержание, то есть то, что в них совпадает, повторяется.      

 Таким  образом, основными чертами  эмпирического мышления являются его направленность на чувственно воспринимаемые свойства и связи познаваемых объектов, формальный характер обобщения этих объектов (выделение любого общего их свойства), рассудочность, как оперирование готовыми определениями, общими представлениями. Эти черты обеспечивают решение главной задачи эмпирического мышления – классифицировать и упорядочивать познаваемые объекты .

Интуитивное и аналитическое  мышление.
Слово <интуиция> используется часто в  двух различных значениях, В одних  случаях говорят, что человек  думает интуитивно, когда, работая долго  над какой-то проблемой, он вдруг  неожиданно находит решение, которое он еще формально не проверил. В других случаях говорят, что данный человек обладает хорошей интуицией, если он может быстро делать очень удачные предположения о том, какой из нескольких подходов к решению задачи окажется эффективным.

Аналитическое мышление характерно тем, что его  отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о  них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так  и составляющие их операции. Аналитическое  мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного  дедуктивного (от общего к частному) вывода.

Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем  отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом  восприятии всей проблемы сразу. Человек  в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или  ошибочным, мало или вовсе не осознавая  тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Как правило интуитивное мышление основывается на знакомстве с основными знаниями в данной области и с их структурой, и это дает ему возможность осуществляться в виде скачков, быстрых переходов, с пропуском отдельных звеньев. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.

Интуитивное и  аналитическое мышления взаимно  дополняют друг друга. Посредством  интуитивного мышления человек часто  может решить такие задачи, которые  он вовсе не решил бы или, в лучшем случае, решил бы более медленно посредством аналитического мышления.

Интуиция означает акт схватывания структуры задачи или ситуации без опоры на развернутые аналитические средства. Однако правильность или ошибочность интуиции устанавливается в конечном счете не самой интуицией, а методом проверки. Но именно интуиция позволяет быстро выдвинуть гипотезу или выделить существенные особенности понятий до того, как становится известной их ценность.

Использование аналогий, различных эвристических  приемов решения задач, не гарантирующих  правильности решения, содействует  развитию интуитивного мышления.

Воспитание интуитивного мышления требует права учеников и учителя на ошибки с готовностью  честно их признавать, уверенности, что <честные> ошибки не наказуемы.

Информация о работе Мышление