Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:12, контрольная работа
Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Однако эта формула приводила чаще всего к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации. Естественно, эта концепция приводила к утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом. Поэтому в течение долгого времени процессы продуктивного мышления и не были предметом специального исследования.
1. Введение.
2. Мышление как процесс, функции мышления. Виды мышления: рассудочно-эмпирическое, интуитивное и аналитическое, продуктивное и репродуктивное, практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
3. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
4. Творческое мышление. Этапы творческого мышления. Воображение и его виды.
5. Заключение
6. Литература.
Мышление
словесно-логическое — один из видов
мышления, характеризующийся использованием
понятий, логических конструкций. Мышление
с.-л. функционирует на базе языковых средств
и представляет собой наиболее поздний
этап исторического и онтогенетического
развития мышления. В структуре Мышление
с.-л. формируются и функционируют различные
виды обобщений.
2. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Мышление как
процесс состоит в познании явлений
внешнего мира путем анализа и
синтеза, сравнения и обобщения,
абстракции и конкретизации с
последующим переходом к
Основные мыслительные операции:
Все охарактеризованные выше мыслительные операции и составляют основу мышления.
Формы мышления - это формальные структуры мыслей. Различаются три формы мышления - понятие, суждение и умозаключение.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства однородной группы предметов и явлений.
Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает. В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщённом и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличатся от восприятия и представлении памяти: восприятие и представление конкретны, образы, наглядны: понятие обладает обобщённым, абстрактным, ненаглядным характером.
Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги, собаки, человека, дерева и любого другого предмета вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишённого каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.
Суждение - определённое знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждений происходит как формирование мысли в предложении. Суждение - такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойств. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.
Суждение раскрывает содержание понятий, т.е. знать какой-нибудь предмет или явление - значит, уметь высказать о нём правильное и содержательное суждение, то есть уметь судить о нём.
В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания.
Психологическими аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида.
Рассуждение - это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обуславливают его истинность.
Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.
Умозаключение - такая форма суждения, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.
Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных факторов и явлений ("мой мяч круглый, у соседа мяч круглый - значит любой объект, который называют мячом, имеет округлую форму"). Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании общих законов ("все рыбы не могут жить без воды, значит рыба в моем аквариуме, тоже не может без нее жить"). Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства ("порода моей собаки - овчарка и она хороший охранник, у соседа тоже овчарка, значит и у него собака тоже хорошо охраняет дом").
В мышлении моделируются
объективные существенные свойства
и взаимосвязи явлений, они объективируются
и закрепляются в форме суждений,
умозаключений и понятий.
3. Творческое мышление. Этапы творческого мышления. Воображение и его виды.
Творческое мышление – это особая характеристика мышления человека, позволяющая ему решать задачи, не похожие ни на одну из известных, не имеющие готового пути решения.
Дж.Гилфорд
определил следующие особенности творческого
мышления:
- оригинальность, необычность высказываемых идей; творческий человек всегда стремится найти свое решение, отличное от других известных;
- семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, расширять его функциональное применение на практике;
- образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;
- семантическая
спонтанная гибкость, т.е. способность
продуцировать разнообразные идеи в неопределенной
ситуации, в частности, в такой ситуации,
которая не содержит ориентиров для этих
идей.
Используя
данные самонаблюдения известных ученых
(таких, как Г. Гельмгольц и А. Пуанкаре),
Грахам Уоллес (1926) разграничил 4 "стадии
творческого мышления": подготовка,
созревание, вдохновение и проверка истинности.
Он полагает, однако, что "в повседневном
потоке мышления эти 4 стадии мышления
постоянно перекрывают друг друга, когда
мы исследуем различные проблемы... Даже
в исследовании одной и той же проблемы
мозг может бессознательно вынашивать
какой-либо один ее аспект, будучи в то
же время сознательно поглощенным подготовкой
или проверкой другого аспекта этой же
проблемы".
Слово "созревание" (incubation) предполагает
скорее всего теорию бессознательной
работы над проблемой в течение периода
направленности внимания на другие вопросы,
но мы можем оставить в стороне такое предположение
и пользоваться этим словом просто для
обозначения того факта, что после периода
подготовки и перед периодом вдохновения
вклинивается период отсутствия внимания
к проблеме. Имеется некоторое сходство
между созреванием и плато в кривой обучения.
И то и другое представляет периоды отсутствия
очевидного .прогресса, имеющие место
между стадиями быстрого прогресса.
Исследования, проведенные Россманом
(1931) среди изобретателей, а Платтом и Бекером
(1931) - среди химиков, показали, что названные
стадии знакомы многим из тех, кто разрешал
оригинальные проблемы. Сначала они вооружаются
всей доступной информацией и напрягают
усилия, чтобы достигнуть быстрого решения;
иногда в этом первом пылу они имеют успех.
Но часто им приходится временно отступать,
и могут пройти дни и недели, прежде чем
придет вдруг спасительное решение, в
то время как внимание отдалено от проблемы,
а иногда также во время разговора о проблеме,
дискуссии за столом или попыток объяснить
проблему кому-нибудь другому. Почти самым
ранним научным открытием, о котором мы
имеем психологический отчет, было открытие
Архимеда, сделанное во время купания
в ванне, - своеобразное переживание - "эврика".
Другие описывали озарение во время езды
в поезде или в автомобиле, .во время гулянья
на улицах города, во время одевания, бритья,
работы в саду и т. п.
Большая часть изобретателей склоняется
как будто к простой гипотезе о бессознательной
работе как факторе, объясняющем озарение.
Один химик, рассматривавший психологию
этого вопроса, сообщая некоторые интересные
факторы, предлагает другую гипотезу:
"Здесь, по-видимому, имеют место два
фактора: это, во-первых, основательное
изучение проблемы и данных с тем, чтобы
ваш мозг был полон знаниями о предмете;
затем, во-вторых, период перерыва или
отдыха, причем очевидное решение или
правильный метод подхода к проблеме приходит
вам в голову тогда, когда вы формально
не работаете над проблемой и не имеете
перед собой бумаг. Я вспоминаю одно утро,
когда я принял ванну, побрился принял
другую ванну и, протянув руку за сухим
полотенцем, только тогда вдруг сообразил,
что это была вторая ванна и что мой ум
уже целых полчаса был основательно сконцентрирован
на проблеме. Этот пример дает ясную картину
происходящего. Мозг не утомлен: он так
полон проблемой, что нет необходимости
ссылаться на что-нибудь; он глубоко сосредоточен.
Это работа над проблемой. Если он работает
вплоть до прихода решения, мы склонны
легко забывать, что он работал все время.
Эти наблюдения говорят о необходимости
интенсивной работы над проблемой, которая
продолжается при откладывании ее, и поднимают
важный вопрос относительно часто описываемой
"внезапности" озарения. Если "вспышка"
является кульминационным пунктом или
коротким периодом очень интенсивно протекающего
процесса мышления, то нет .необходимости
в понятии о бессознательной работе, якобы
имеющей место в период вынашивания.
В исследовании, проведенном среди 55 из
ныне здравствующих поэтов, Патрик (1935)
нашла, что четырехстадийный процесс был
типичен для них: то же самое она нашла
в подобном исследовании у 50 живописцев
(1937). Хотя некоторые имели обыкновение
писать стихи экспромтом или рисовать
то, что им случалось видеть перед этим,
72 процента поэтов и 76 процентов художников
сообщали о стадии созревания. Например:
"Я видел луну, поднимающуюся над тучей,
которая напомнила мне белую сову. Я носился
с этой идеей несколько дней, пока, наконец,
не написал поэму о ней".
"У меня идея сохраняется долгое время
где-то в подсознании, иногда неделю или
две. Я не думаю о ней постоянно, но она
продолжает возвращаться".
Хотя Патрик принимает 4 стадии как действительную
схему творческого процесса, она прибавляет
важный пункт, что "идеи не совершенно
отсутствуют в сознательном мышлении
в течение стадии созревания. Вынашиваемая
идея время от времени возвращается, так
что имеется возможность некоторой работы
над ней". Некоторые из изобретателей
давали такие же показания.
Эта же исследовательница решила выяснить,
не будут ли найдены указанные 4 стадии
в экспериментальной ситуации. Она достигла
неожиданного успеха в получении от поэтов
и художников, а также от контрольной группы
непоэтов и нехудожников лирических стихов
и картин, выполняемых под наблюдением
экспериментатора. Мысли, возникшие во
время процесса творчества, они излагали
устно, и это устное изложение было застенографировано.
В качестве объекта, побуждающего к написанию
лирических стихотворений, были использованы
горные ландшафты; художникам же в качестве
объекта давались поэтические произведения.
испытуемого просили воспринимать от
объекта любые впечатления и предоставляли
сколько угодно времени для композиции.
В среднем всеми классами испытуемых расходовалось
со значительными вариациями около 20 мин.
Три явные стадии - подготовку, вдохновение
и проверку - можно было легко определить
по протоколам. Вначале воспринимались
разнообразные впечатления и приходили
воспоминания, но обычно ничего из этого
не заносилось на бумагу. Через некоторое
время возникло решение и быстро рисовались
образы или начерно набрасывался ряд строк.
Проверка производилась разными способами.
Короткое извлечение из протокола эксперимента
с одним из поэтов иллюстрирует первую
и третью стадии; стадию же созревания
можно найти между строками:
"Первое, о чем я подумал, был натиск
воды у основания картины и спокойные
голубые вершины. Я ознакомился со значением
картины сверху и снизу. Когда я детально
исследовал ее, дымка водопада оказалась
более интересной, а маленькие вечнозеленые
деревья напомнили рождественскую елку.
Маленькие облака, которые проносились
над вершиной, казались похожими на ускользающий
предмет желаний. Вода напомнила вечное
и неизменное движение в поисках чего-нибудь
большего, чем она сама. Я мог бы сказать,
что художник был бы вне себя - он потерял
бы свою личность в необъятности природы.
5 мин.: фигура человека кажется гармонирующей
с подавляющим величием природы. Он так
мал, что нужно искать его, чтобы найти.
Картина сочетает землю и волнение. Кажется,
она убеждает в вечном достоинстве гор
и в изменчивости воды, которая отражает
настроения неба. Я назову ее поэмой в
красках. Прекрасно, посмотрим. (Пауза).
1. К безбрежному морю стремится река.
2. И вечностью дышат гранитные скалы (Я
был бы рад, если бы выключили радио!).
3. Я чувствую, что растворяюсь в веках.
4. Следя, как спокойно плывут облака. (Пауза).
5. Над елью, что эту скалу увенчала. И так
далее".
Хотя три отчетливо выступающие стадии
перекрывают друг друга во времени, они
в целом сохраняют этот порядок следования.
Процесс творческого мышления в контрольной
группе, по-видимому, протекал в общих
чертах так же, хотя здесь произведения
были обычно ниже по качеству.
Воображение, или фантазия , как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных и проблемная ситуация процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии — коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой творческой деятельности.
Воображение—это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.
Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы создать стол).
Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.
Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т. е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений Таким образом, в проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в “двух этажах”, так как системы образов и понятий тесно связаны.
Когда проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения.
Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления—здесь вступает в права фантазия.
Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет “перепрыгнуть” через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен.
В
связи с особенностями и
Непроизвольное, или пассивное, воображение. Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии бодрствования. Не следует думать, что те или иные новые образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека. Отличительной особенностью представлений является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений в клетках мозга и того, что они легко вступают в связь с остаточными процессами возбуждения в соседних центрах. Траектория этого возбуждения не является, как говорил Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым образам. Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение приобретает преднамеренный активный характер.