Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:12, контрольная работа
Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Однако эта формула приводила чаще всего к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации. Естественно, эта концепция приводила к утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом. Поэтому в течение долгого времени процессы продуктивного мышления и не были предметом специального исследования.
1. Введение.
2. Мышление как процесс, функции мышления. Виды мышления: рассудочно-эмпирическое, интуитивное и аналитическое, продуктивное и репродуктивное, практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
3. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
4. Творческое мышление. Этапы творческого мышления. Воображение и его виды.
5. Заключение
6. Литература.
Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения.
Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены.
Произвольное воображение, хотя и в несколько иной форме, имеет место в творческой деятельности. Здесь человек также ставит перед собой задачу, которая является исходным моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы того или другого искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида искусства.
Продуктивное
воображение отличается тем, что в нем
действительность сознательно конструируется
человеком, а не просто механически копируется
или воссоздается. Но при этом в образе
она все же творчески преобразуется. В
репродуктивном воображении ставится
задача воспроизвести реальность в том
виде, какова она есть, и хотя здесь также
присутствует элемент фантазии, такое
воображение больше напоминает восприятие
или память, чем творчество
Заключение.
Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного опыта, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно (т.е. умозаключением) раскрыть то, что непосредственно (т.е. восприятием) не дано. Так, посмотрев на термометр, повешенный с наружной стороны окна, мы узнаем, что на улице довольно холодно. Увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, мы понимаем, что на улице ветер.
Ощущение
и восприятие отражают отдельные
стороны явлений, моментов действительности
в более или менее случайных
сочетаниях. Мышление соотносит данные
ощущений и восприятий, сопоставляет,
сравнивает, различает и раскрывает
отношения. Через раскрытие этих
отношений между
Задача
мышления заключается в том, чтобы
выявить существенные, необходимые
связи, основанные на реальных зависимостях,
отделив их от случайных совпадений.
Выявляя необходимые
Литература: