Язык и мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:00, реферат

Краткое описание

И каким образом нам удается выражать свои мысли в словах и фразах? Насколько влияет на наше мышление язык, на котором мы говорим? Нам нелегко ответить на эти вопросы потому, что мы пользуемся и тем и другим почти автоматически, и потому, что мы не осознаем, как именно наши мысли превращаются в слова, с помощью которых мы их выражаем. Создается впечатление, что речь возникает автоматически и формируется заранее.

Оглавление

Введение.
1 Понятие о языке и речи.
2 Понятие о мышлении.
3 Связь между языком и мышлением.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

мой реферат по психолингвистике.docx

— 30.72 Кб (Скачать)

 

 

     Содержание

 

   Введение.

1 Понятие о языке и речи.

2 Понятие о мышлении.

3 Связь между языком  и мышлением.

   Заключение.

   Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

Одним из основных отличий  человека от животного мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

И каким образом нам удается выражать свои мысли в словах и фразах? Насколько влияет на наше мышление язык, на котором мы говорим? Нам нелегко ответить на эти вопросы потому, что мы пользуемся и тем и другим почти автоматически, и потому, что мы не осознаем, как именно наши мысли превращаются в слова, с помощью которых мы их выражаем. Создается впечатление, что речь возникает автоматически и формируется заранее.

Мысли сами по себе не имеют  вещественно-телесной формы выражения, т.е. не существует мыслей в виде некоего  самого по себе существующего тела. В силу своей идеальности мысли  выразимы лишь в слове (символе, знаке), поэтому и мышление в целом, являясь (как и отдельная мысль, отдельная  форма мысли) идеальным, тоже проявляется  в языке, в речи, в деятельности. Между языком и мышлением настолько  тесная связь, что мы вправе утверждать: нет языка вне мышления, как  нет мышления без языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие о языке и речи.

 

Речь-главное приобретение человечества, катализатор вех его  достижений.

Она делает доступным не только те объекты, с которыми непосредственно  контактирует человек, но и отсутствующие  в его индивидуальном жизненном  опыте. Это позволяет оперировать  и с объектами, которые человек  вообще не встречал раньше, но перенесенными  из опыта других людей. Основное предназначение языка - закрепление за каждым словом определенного значения, то есть обобщение ряда схожих предметов или явлений в одном символе.

 Важно отличать речь  от языка. Их основное развитие заключается в следующем.

Язык-это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. В этом смысле данное понятие более широкое, чем речь, так как включает в себя помимо слов еще и жесты, мимику, символы, знаки и пр. Если язык -объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки-языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемого психолингвистикой.[№ 2, с118-19]

Если язык есть объективная, сложившаяся в общественной истории  система кодов и является предметом  лингвистики, то речь является психологическим  процессом формирования и передачи мысли средствами языка, как психологический  процесс она является предметом  психологии и называется психолингвистикой.

Речь выступает в двух формах деятельности. Одна из них - передача информации или общение, требует участия двух лиц: говорящего и слушающего. Вторая форма речи объединяет говорящего и слушающего в одном субъекте, в этом случае речь является не способом общения, а орудием мышления.

Основной единицей языка  считается слово. Современной лингвистической  науке известно, что слово имеет  сложное строение, и в нем можно  выделить две основные составные  части, которые принято обозначать терминами «предметная отнесенность»  и «значение».

Наличие обозначающей функции  слова, или его предметной отнесенности, является важнейшей функцией слов, составляющих язык. Оно позволяет  человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь  дело с предметами даже в их отсутствие.

 

4

Овладевая словом, человек  автоматически усваивает сложную  систему связей  и отношений, в  которых стоит данный предмет  и которые сложились в многовековой истории человечества. [№ 3, с277]

 В настоящее время существует большое количество разнообразных теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие речи. Суть данной проблемы состоит в том, что сегодня достаточно трудно дать однозначный ответ в отношении того, является ли человеческая речь врожденной или она формируется в процессе развития человека. Кажется, что на этот вопрос существует только один ответ: речь не является врожденной, а формируется в процессе онтогенеза. Существуют примеры, подтверждающие истинность данного вывода. Например, у детей, выросших в изоляции от людей, не существует никаких признаков членораздельной речи. Только у человека, выросшего среди людей, может появиться вербальная понятийная речь. С другой стороны, существуют факты, позволяющие говорить о врожденности речи. Например, многие высшие животные обладают средствами коммуникации, по многим своим функциям напоминающими речь человека. Более того, предпринимались относительно успешные попытки научить животных (обезьян) примитивному языку знаков, похожему на язык глухонемых. Также существуют доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества звуков. Еще одним доказательством врожденности речи является то, что стадии развития речи и их последовательность у всех детей одинаковы. Причем эта последовательность одинакова у всех детей независимо от того, где они родились и в условиях какой культуры они развивались.

Однако, как уже было отмечено, однозначного ответа на вопрос о происхождении речи не существует. Следующая наиболее известная и популярная теория усвоения языка и формирования речи — когнитивная теория Ж. Пиаже. Согласно данной теории, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению автора данной теории, детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трех лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи.

Другая теория рассматривает  развитие речи с психолингвистических позиций.

 

5

С данной точки зрения, процесс  речевого развития представляет собой  циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми. Вначале мысль формируется в слово, которое одновременно выступает и как фраза, и как предложение. Затем осуществляется разворачивание данного слова в целые фразы. В результате одна и та же мысль может быть выражена и словом, и целой фразой.[№1, с341-343]

Язык и речь носят общественно - исторический характер. Они возникли в процессе совместно-трудовой деятельности людей, в связи с потребностью в общении. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

2 Понятие о мышлении.

 

В психологии мышление определяют обычно, как опосредственное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Если на чувственной ступени познания внешнее воздействие непосредственно, прямо приводит к возникновению соответствующих образов в нашем сознании, то процесс мышления совершается сложнее. Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации. То, что мышление совершается по средством определенной системы операций, дает первое основание рассматривать этот процесс, как опосредованное отражение действительности. Вторым основанием является то, что процесс и результат мышления взрослого человека всегда осуществляется с помощью словесного отображения.

Мышление является опосредственным отражением мира и потому, что благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения и т.д. Анализируя и сравнивая отдельные наблюдения, опираясь на результаты прошлого опыта, человек в процессе мышления находит общее в отдельных объектах.

Абстрагирование общего позволяет  объединить эти объекты в различные  системы знания, и тем самым  для человека оказывается доступным  обобщенное отражение окружающей действительности. Возможность обобщенного познания обеспечивается тем, что человек отражает окружающий не только в образной, но и в словесной форме.

 Мышление человека  всегда имеет целенаправленный, произвольный характер, так как  любой акт мышления направлен  на решение определенной мыслительной  задачи, является ответом на вопрос ,так или иначе возникший в нашем сознании. Чем обширнее и глубже знания человека, чем совершеннее опыт его умственной деятельности, тем больше он видит нерешенных проблем, тем чаще возникают в его сознании мыслительные задачи, требующие решения, и, наоборот, у человека с неразвитым умом, низким уровнем знаний, как правило, не возникает вопросов.[№4,с175-176]

 Решение практических  конструктивных задач - одна из форм проявления интеллектуальной деятельности человека.

Другой и значительно  более высокой формой является речевое, или вербально - логическое мышление, посредством которого человек, опираясь

 

7

 

на коды языка, оказывается  в состоянии выходить за пределы  непосредственного чувственного восприятия внешнего мира, отражать сложные связи  и отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные теоретические  задачи.

Эта форма мышления является особенно важной, она лежит в основе усвоения и использования знаний и служит основным средством сложной  познавательной деятельности человека.

Мышление, использующее систему языка, позволяет:

1.выделять наиболее существенные элементы действительности;

2.относить к одной категории  те вещи и явления, которые  в непосредственном восприятии могут показываться различными;

3.узнавать, те явления,  которые, несмотря на внешнее  сходство, относятся к различным  сферам действительности;

4.вырабатывать отвлеченные  понятия и делать логические  выводы, выходящие за пределы  чувственного восприятия;

5.дает возможность осуществлять  процессы логического рассуждения и в процессе этого рассуждения открывать законы явлений, недоступных для непосредственного опыта;

6.отражать действительность  несравненно, более глубоко, чем непосредственное чувственное восприятие, и ставить сознательную деятельность человека на высоту, несоизмеримую с поведением животного. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

3 Связь между языком  и мышлением.

Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь  не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается, лишь наглядно-действенным. Оно имеет дело лишь с непосредственно  воспринимаемыми предметами, которые  в данный момент находятся перед  глазами животного. Такое примитивное  мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном плане  и не выходят за его пределы.

Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта, то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление - в каких бы формах оно ни осуществлялось - невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та, или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И, наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.[№ 5, c.324-325]

Поскольку речь зашла о  взаимосвязи мышления и речи, нельзя не остановиться на исследованиях, проводившихся  Л. С. Выготским. Мы уже говорили о значении речи для мышления и пришли к выводу о том, что речь является инструментом мышления. Проблема взаимосвязи речи и мышления постоянно интересовала и продолжает интересовать многих ученых. Выготский внес существенный вклад в развитие данной проблемы. Он показал значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Однако слово — это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. При этом специфической особенностью слова является то, что, будучи лишенным значения, слово уже

9

не относится ни к мысли, ни к речи, но, приобретая свое значение, оно сразу же становится органической частью того и другого. Учитывая данную особенность слова, Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства — речевое мышление.

Информация о работе Язык и мышление