Язык и мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:00, реферат

Краткое описание

И каким образом нам удается выражать свои мысли в словах и фразах? Насколько влияет на наше мышление язык, на котором мы говорим? Нам нелегко ответить на эти вопросы потому, что мы пользуемся и тем и другим почти автоматически, и потому, что мы не осознаем, как именно наши мысли превращаются в слова, с помощью которых мы их выражаем. Создается впечатление, что речь возникает автоматически и формируется заранее.

Оглавление

Введение.
1 Понятие о языке и речи.
2 Понятие о мышлении.
3 Связь между языком и мышлением.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

мой реферат по психолингвистике.docx

— 30.72 Кб (Скачать)

Мы должны отметить то, что  речь и мышление не являются тождественными процессами, не сливаются между собой, хотя оба эти процесса неотделимы друг от друга. Мышление и речь имеют  разные генетические корни. Первоначально  они развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникация, а  сама речь как средство общения, вероятно, возникла из-за необходимости организовать совместную деятельность людей. В свою очередь, есть виды мышления, которые в общем-то не связаны с речью, например наглядно-действенное, или практическое, мышление животных. Но дальнейшее развитие мышления и речи протекало в тесной взаимосвязи. Более того, на различных этапах развития мышления и речи их взаимоотношения выступают в различных формах. Так, на ранних ступенях развития, когда мышление людей протекало в форме практической интеллектуальной деятельности по отношению к предметам, способным удовлетворить человеческие потребности, речь закрепляла знания об этих предметах, выражая их в виде наименований.

 На этих ранних этапах  исторического развития речь  состояла из еще не дифференцированных по своей форме отдельных речевых единиц, обладающих весьма общими, широкими и одновременно несколько различными значениями. Поэтому речевое общение могло проходить только в конкретной ситуации, где практическое действие являлось тем процессом, в котором слова приобретали конкретные значения. Поэтому на данных этапах развития речь всегда была включена в практическую деятельность. Такая речь называется симпраксической. В дальнейшем, с усложнением языка, мышление постепенно освобождается от своей непосредственной слитности с действием и все более приобретает характер внутренней, «идеальной» деятельности. В результате такой динамики развития наступает период, когда мышление полностью начинает протекать в форме внутреннего процесса отражения действительности, используя для этого словесные понятия. Такой уровень развития мышления потребовал другой, более развитой речи, соответствующей уровню развития мышления. Этот вид речи получил название внутренней речи. Таким образом, речь и мышление составляют друг с другом сложное единство.[№ 1,с343-345]    

                                                       10

   Заключение.

 

 

 

Язык и мышление неразрывно связаны между собой. Язык, как важнейшая знаковая система является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования.

 В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс, выступающий основанием большинства культурных образований и коммуникативной реальности. Язык является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования. Мышление главным образом оперирует понятиями как логическими значениями языковых знаков. Строго говоря, проблема значения слова связана не только с мышлением, но и с сознанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1 . Общая психология/А.Г.Маклаков.-СПб.: Питер. 2001.-592с.

2. Общая психология/Ю.В.Щербатых.-СПб.: Питер. 2010.-272с.

3. Лекции по общей психологии/А.Р.Лурия.-СПб.: Питер. 2007.-320с.

4. Практикум по общей  психологии/А.И.Щербакова.-М.: Просвещение, Москва. 1990.-288с

5. Общая психология/А.В.Петровский.-М.: Просвещение, Москва. 1986.-464с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»

 

Реферат на тему

 

    

    

 

   Язык и мышление

 

 

                     

 

 

                       Подготовила студентка 1-го курса

                                                             заочного отделения психолого-

                                                             педагогического факультета, гр Б

                                                             Хоружая Ирина Васильевна

                                                             по предмету теория речевой

                                                             деятельности, преподаватель Левонюк А.Е.

 


Информация о работе Язык и мышление