Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:15, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть влияние взаимоотношения языка, мышления, и поведение.
Для решения поставленной цели мы должны решить следующие задачи:
1. Исследовать работы ученых, связанные непосредственно с темой отношения языка и мышления;
2. Описать механизмы, с помощью которых возможны речевая и языковая деятельности и процессы мышления;
3. Описать различные точки зрения на проблему связи языка и мышления, в частности, возможно ли существование мышления без языка;
4. Проанализировать взаимодействия языка и мышления.
Объект исследования. Объектом является влияние языка и мышления на поведение.
Предмет исследования. Предметом для исследования в данной работе является язык, мышление, поведение. Их понятия, взаимосвязи и отдельные функции.
Введение 3
1.Основные понятия языка 8
1.1.Язык как знаковая система 8
1.2. Функции языка 10
1.3. Значение и смысл слова. 10
2. Язык определяет мышление или мышление определяет язык? 12
2.1. Роль языка в формировании мышления. 12
2.2. Роль языка в познании. 13
2.3. Происхождение письменной речи в связи с развитием мышления. 14
3.Язык определяет мышление 16
3.1. Работы исследователей о проблеме влияния языка на мышление и поведение. 16
3.2. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе. 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Содержание
Актуальность исследования. По сей день наиболее непостижимой и столь же притягательной для изучения со стороны языкознания, психологии, лингвистики, психолингвистики, логики и прочих наук является тема соотношения языка и человеческого сознания. Даже не зная законов, по которым осуществляет свою работу мышление, и только примерно догадываясь, как осуществляется наша речевая деятельность, мы нисколько не сомневаемся, что мышление и язык связаны между собой. Сколько раз в жизни каждому из нас доводилось сообщать кому-либо некую информацию. В данном случае, процесс говорения имеет целью породить процесс понимания у получателя информации.
Но существуют случаи, когда мы используем язык не для передачи информации другим людям, а для организации собственного мыслительного процесса: тихонько, шепотом или «про себя» проговариваем слова, а иногда и целые предложения, пытаясь что-то уяснить или понять. И что примечательно - получается! Зачастую мысль, облеченная в слова, как бы материализуется в нашем сознании и становится ясной и понятной.
Актуальность проблемы взаимосвязи языка и сознания не единственная в наше время, существует еще ряд невыясненных вопросов, и один из них, на наш взгляд, наиболее интересный: какой элемент в этой связке является доминирующим - язык или мышление; мы говорим, потому что так думаем или мы думаем, потому что так говорим.
Цель данной работы рассмотреть влияние взаимоотношения языка, мышления, и поведение.
Для решения поставленной цели мы должны решить следующие задачи:
1. Исследовать работы ученых, связанные непосредственно с темой отношения языка и мышления;
2. Описать механизмы, с помощью которых возможны речевая и языковая деятельности и процессы мышления;
3.
Описать различные точки
4. Проанализировать взаимодействия языка и мышления.
Объект исследования. Объектом является влияние языка и мышления на поведение.
Предмет исследования. Предметом для исследования в данной работе является язык, мышление, поведение. Их понятия, взаимосвязи и отдельные функции.
Прежде, чем мы приступим непосредственно к решению поставленных нами задач, дадим определения следующим понятиям: язык, мышление, сознание, поведение. У швейцарского лингвиста Фердинанда Соссюра мы читаем: язык - это, с одной стороны, социальный продукт речевой способности, с другой - совокупность необходимых условий, усвоенных общественным коллективом для осуществления этой способности у отдельных лиц. «Язык есть система знаков, выражающих идеи…».1 В свою очередь речевой способностью мы можем назвать деятельность, данную нам от природы, т.е. способность воспроизводить звуки.
Определения мышлению и сознанию мы позаимствовали у психолога Столяренко Л.Д.: «Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами…. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии».2
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности».3 Таким образом, мышление является составляющей сознания и соответственно включено в его процессы.
Поведение - в классической философии и сопряженных с ней дисциплинах - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «поведение» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, социальной группы). Поведение изучается конкретными науками: биологией, этологией, психологией и т.д. Философия включает поведение в предмет своего исследования с целью выявления общих и специфических закономерностей и механизмов взаимодействия материальных систем с окружающей средой, определением роли биологических форм отражения (раздражимости, чувствительности, психики, зачаточного интеллекта) и сознания человека в регуляции поведения. Динамика конкретно-научных представлений о поведении (моделей поведения) тесно связана со сменой концепции детерминизма в науке. Механический детерминизм определял понимание поведение живых существ как автоматические реакции на получаемые извне раздражители (Р. Декарт, Ж. Леб). Органический детерминизм, сложившийся в эволюционном учении Дарвина, позволил раскрыть сложную структуру поведения и объяснить целесообразность реакций через формирование в высшей нервной деятельности животных системы безусловных и условных рефлексов (И. Сеченов, И. Павлов).
Мышление и язык связаны тесным образом. К. Маркс рассматривает язык как «практическое действительное сознание», непосредственную действительность мысли.4 Формирование и развитие категориальной структуры языка отражает формирование и развитие категориальной структуры человеческого мышления. Будучи наиболее тесно связан с мышлением, язык участвует в осуществлении практически всех высших психических функций. Язык выступает как средство хранения, передачи информации, управления поведением. Выделяются два вида языковых порождений: идентификации предметных вещей и средства материализации мысли. Исследования влияния языка на мышление проводились в значительном ряде работ. Появился целый раздел общего языкознания - менталингвистика, изучающий взаимоотношение языка и мышления.
Большую дискуссию вызвал принцип «языковой относительности» (или гипотеза Сепира-Уорфа), согласно которому поведение людей обусловливается чисто лингвистическими факторами - мы находимся в подчинении «тирании слов». Наряду с положительными моментами, для этой теории характерна определенная переоценка роли языка, его абсолютизация. «Языковое восприятие мира» отражается в следующем любопытном высказывании Б. Уорфа: Система языка не является просто инструментом, в котором воплощаются наши идеи, язык сам участвует в формировании наших идей, в создании программ и планов человеческой активности, в анализе впечатлений, в их объединении... Мы рассекаем природу по тем основным направлениям, которые даны в языке, мы выделяем из нашего опыта те категории, которые заложены в системе языка.5
Переоценка
роли языка подверглась
Структура
работы. Данная работа состоит из введение,
основной части, заключения, дан терминологический
словарь, где приводится описание понятий
используемых в работе и списка использованной
литературы.
Язык и мышление неразрывно связаны между собой, это ни у кого не вызывает сомнения. Язык является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования. В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс, выступающий основанием большинства культурных образований и коммуникативной реальности.
Мышление главным образом оперирует понятиями как логическими значениями языковых знаков. Строго говоря, проблема значения слова связана не только с мышлением, но и с сознанием. Ведь кроме логических значений языковых знаков существуют также эмоциональные и эстетические.6
Знак - это внешнее выражение внутреннего содержания предметов и явлений - их значение. Человек - единственное существо, моделирующее внешний мир при помощи знаковых систем. Знаки - это символы таблицы Менделеева, музыкальные ноты, рисунки, имена и т.д. В любом человеческом сообществе люди реагируют на те или иные знаки в соответствии с культурными традициями, ибо формирование знаковой картины мира и восприятие мира в знаковой системе всегда опосредованно культурой. Знаки, выражающие значения явлений могут иметь либо условный, либо реальный характер (например, местные особенности одежды). Условные знаки, в свою очередь, делятся на специальные и неспециальные. Роль неспециального знака может сыграть, скажем, дерево, используемое как ориентир; специальные знаки - это жесты, знаки уличного движения, знаки различия, ритуалы и т.д.
Важнейшие условные знаки человеческой культуры - это слова. Предметы и явления окружающей действительности редко полностью подвластны человеку, а слова - знаки, которыми мы их обозначаем, подчиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки - фразы. Со знаками, со значениями, которые им придаются, оперировать легче, чем с самими явлениями.
Язык - главная из знаковых систем человека, важнейшее средство человеческого общения. К. Маркс, например, назвал язык «непосредственной действительностью мысли». С помощью слов можно интерпретировать другие знаковые системы (например, можно описать картину). Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира и формировании той или иной его модели. Хотя художник может это сделать и при помощи зрительных образов, а музыкант - при помощи звуков, но все они вооружены, прежде всего, знаками универсального кода - языка.
Любой язык состоит из различных слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. С помощью вопросительных предложений люди спрашивают, выражают свое недоумение или незнание, с помощью повелительных - отдают приказы, повествовательные предложения служат для описания окружающего мира, для передачи и выражения знаний о нем. Совокупность слов того или иного языка образует его словарь. Словари наиболее развитых современных языков насчитывают десятки тысяч слов. С их помощью благодаря правилам комбинирования и объединения слов в предложения можно написать и произнести неограниченное количество осмысленных фраз, заполнив ими сотни миллионов статей, книг и файлов. В силу этого язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей, формулировать математические теоремы и т.д.7
Язык может быть устным и письменным, он возникает в человеческом сообществе, выполняя важнейшие функции:8
- выражения мысли или сознания;
- хранения и передачи информации;
- средства общения или коммуникативную.
У высших животных имеются зачатки звуковой сигнализации. Куры издают несколько десятков звуков, выражающих чувство опасности, подзывающих цыплят, сигналящих о наличии или отсутствии пищи. У таких высокоразвитых млекопитающих, как дельфины, имеются уже сотни звуковых сигналов, что дает основание ученым полагать наличие языка в их коммуникации, и если это так, то нужно будет признать, что существует особая «дельфинья цивилизация». По мнению физиолога И.П.Павлова, сигнализация животных основана на ощущениях и элементарных представлениях, названных им первой сигнальной системой. Она ограничена в объеме передаваемой информации, любая сигнализация животных может выразить столько единиц информации, сколько в ней есть сигналов. Любой человеческий язык может передать и выразить неограниченное количество информации и разнообразных знаний.
Чтобы понять мысль, высказанную на том или ином языке, человек должен знать значения употребленных в предложении слов (т. е. должен владеть лексикой языка), должен понять связь слов в предложении и уметь и отождествлять различные комплексы звуков, которыми обозначаются те или иные предметы, их свойства и связи (т. е. научиться членить единый поток речи на слова и предложения). Аналогично, чтобы выразить свою мысль, человек должен знать значение употребляемых им слов, уметь связать их в речи и выразить свою речь в звуках, свойственных данному языку.