Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа
Цель работы: теоретическое изучение мышления как познавательного процесса.
Объект изучения: познавательные психические процессы.
Предмет изучения: мышление.
Задачи:
Введение
Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов - познавательные, эмоциональные и волевые - образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.
Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. К ним относятся: ощущение, восприятие, мышление, воображение и память. Все они формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере, в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или абстрактной идеи.
Познавая
и преобразуя мир, человек выявляет
устойчивые, закономерные связи между
явлениями. Закономерности, внутренние
связи явлений отражаются в нашем
сознании опосредованно - во внешних
признаках явлений человек
Замечая связи между явлениями, устанавливая их всеобщий, человек осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, осуществляя мыслительную деятельность - обобщенную ориентацию в мире.
Мышление
формирует структуру
Цель работы: теоретическое изучение мышления как познавательного процесса.
Объект изучения: познавательные психические процессы.
Предмет изучения: мышление.
Задачи:
1) изучить
разработанность понятия
2) рассмотреть
особенности мышления как
Глава 1. Теоретическое изучение мышления как познавательного процесса
§1.1 Познавательные психические процессы
Все знания самого высокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрытых от непосредственного взора закономерных отношениях между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира, являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно, что восприятие в данный момент и понятие мира представляют собой не нагромождение цветов (оттенков, форм, звуков, запахов), и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый. Несмотря на то, что с помощью органов чувств, в каждый момент воспринимается только часть пространства, известно, что пространство, окружающего мира целостно и непрерывно. Благодаря этим процессам мир предстает в его временной целостности и непрерывности, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но и имеет также прошлое и будущее, вследствие чего его временные границы расширяются беспредельно.
Организм строит весь этот богатый образ, пользуясь впечатлениями, получаемыми сенсорной поверхностью, соприкасающейся с окружающей средой. Сенсорная поверхность тела является тем единственным средством и источником, с помощью которого нервная система только и может построить все богатство красок и форм. И хоть это именно поверхность, то есть тонкая ткань, располагающаяся в ограниченном пространстве и имеющая свою собственную конфигурацию и свойства, образ объекта, строящийся на основе изменений, происходящих на этой поверхности, располагается вне ее, обладает свойством глубины, а сам он кажется независимым и достоверным.
Зрительно воспринимаемая информация представляет собой образ лежащий за пределами организма. Образы окружающего мира представляют собой сложнейшие психические образования, в их формировании принимают участие различные психические процессы, значение которых в структуре целостного образа можно выявить путем искусственного (экспериментального или логического) расчленения этого образа на составные части, а также при нарушениях протекания этих процессов. Принятое в психологии деление единого психического процесса на отдельные познавательные процессы (ощущение, восприятие и др.) является, таким образом, условным. В то же время в основе этого деления лежат объективные специфические особенности каждого из этих процессов, отличающие их друг от друга по тому вкладу, который они вносят в построение целостного образа. В совокупности они составляют своеобразную пирамиду процессов, в основе которой лежит первоисточник завершенного образа - ощущение. Первичность ощущений при этом не означает, что весь образ является простой их суммой. [13, c.14]
Познавательными психическими процессами, которые участвуют в построении образов, помимо мышления, являются: ощущение, восприятие, внимание и память.
Ощущение
- это простейший психический процесс,
состоящий в отражении
Общими свойствами ощущений являются: качество, интенсивность, длительность и пространственная локализация раздражителей.
Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. К примеру, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, а зрительные — цветовым тоном, насыщенностью, светлотой. Это и является качеством ощущения.
Интенсивность ощущения определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Длительность - определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.
Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель, а иногда они более развиты. [1, c.126]
Ощущения являются главным источником знания человека о себе и об окружающем мире. Ничто человек не может узнать иначе, чем через опыт, получаемый в результате восприятия окружающего мира с помощью органов чувств. Действительно, человек, не способный видеть, вряд ли сможет себе представить, что такое цвет и свет так, как это способен представлять и ощущать зрячий человек. Тот, кто лишен слуха, не в состоянии представлять и воспринимать звуки музыки и тонкие нюансы человеческого голоса точно так же, как это способен делать хорошо слышащий человек.
Таким образом, когда говорят, что ощущения являются главным источником знаний человека, под этим подразумевают то, что, не имея ощущений, человек не имел бы и сознания (в нем в основном и представлены разнообразные ощущения). Не получая ощущений, человек действительно ничего бы не знал, так как его сознание было бы отключено. Так, например, случается, когда человек на время теряет сознание. Как только у него появляются ощущения, он обретает сознание вновь, и только в этот момент времени он может иметь знание и себе и мире. [8, c.54]
Восприятие
- познавательный психический процесс,
состоящий в целостном
Это процесс познания целостных, сложных вещей и явлений, существующих в мире и представленных в сознании человека в виде образов. Результатом восприятия как процесса является образ, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связываемых с определенным предметом или явлением. [2, c.131]
Существование
образов представляется очевидным
в отношении зрительного
На человека одновременно воздействует огромное число раздражителей, но психикой отражаются далеко не все. Чтобы отразить одни воздействия окружающей действительности, необходимо в этот момент отвлечься от других.
Избирательность психической деятельности осуществляет внимание. Внимание - это направленность психики на одни объекты при одновременном отвлечении от других. Объекты внимания определяются их значимостью: личностной или ситуативной.
Внимание
отличается от всех познавательных процессов
тем, что не имеет своего содержания,
оно "обслуживает" остальные психические
процессы, проявляется в них. Физиологической
основой внимания является сильное
возбуждение определенного
Способность
внимания обеспечивать оптимальные
условия для осуществления
– селективная
функция, проявляющаяся в том, что
внимание определяет ту часть информации,
которая будет реально
– прогностическая, или планирующая функция, заключающаяся в участии внимания в процессе построения программы будущих действий человека, адекватных актуальной и перспективной ситуациям;
– контролирующая функция внимания заключается в его направленности на оценку, как общего результата деятельности, так и оценку ее результатов на отдельных этапах выполнения и их соответствие целям деятельности.
Названные функции внимания представляют собой различные варианты реализации общей регуляторной функции внимания, присущей ему как психическому феномену. [5, c. 59]
Память - это процессы организации и хранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Следует отметить, что под опытом здесь понимаются любые психические процессы, предшествовавшие текущим независимо от степени их сознания. По сути дела «опыт» и «информация» тождественны, поскольку «информация- это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливанию к нему наших чувств» (по Р.С. Немову).
Память бывает:
-механическая
— память, основанная на повторении
материала без его
-оперативная — вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности.
-смысловая — вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
-непроизвольная — запоминание без специальной установки.
-произвольная — память, основанная на запоминании со специальной установкой.
Памятью
называется особого рода способность
человека, связанная с возможностью
запоминания, сохранения, припоминания,
узнавания и забывания