Мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретическое изучение мышления как познавательного процесса.
Объект изучения: познавательные психические процессы.
Предмет изучения: мышление.
Задачи:

Файлы: 1 файл

курсовая ОП.docx

— 42.98 Кб (Скачать)

Как субъект  действия человек не только созерцает  и познает, но и изменяет мир, преобразует  природу, создает предметы, которых  в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих  действий. Чтобы преобразовать мир  на практике, надо уметь преобразовывать  его мысленно, в представлении. Такое  умение в мыслях строить новые  образы называется воображением. Процесс  воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых  образов и мыслей, на основе которых  возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально.

Воображение - психический процесс создания образов  предмета или ситуации путем перестройки  имеющихся представлений. Это часть  сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно  и неповторимо отражается внешний  мир, оно позволяет программировать  не только будущее поведение, но и  представлять возможные условия, в  коих это поведение будет осуществляться.

Воображение выражается в: построении образа средств  и конечного результата предметной деятельности субъекта; создании программы  поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность; создании образов, соответствующих  описанию объекта.

Воображение присуще только человеку. Оно порождено  трудовой деятельностью и развивается  на ее основе. Специфика воображения  состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно  преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано  и с процессом восприятия. Оно  включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации.

Важнейшее значение воображения - в том, что  оно позволяет представить результат  труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. [10, c. 79]

В процессе мышления человек использует различного рода средства: практические действия; образы и представления; модели; схемы; символы; знаки; язык.

Опора на эти культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность  мышления, как его опосредствованность. Наиболее важным средством опосредования  мышления является речь и язык. Человеческое мышление - это речевое мышление, т.е. неразрывно связанное с речью. Его становление происходит в  процессе общения людей друг с  другом. Формирование человеческого  мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого  и ребенка.

В психологической  науке речь понимается как система  используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для  передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в  следующем. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для  людей определенные значение и смысл. Если язык - объективная, исторически  сложившаяся система кодов, предмет  специальной науки – языкознания (лингвистики), то речь является психологическим  процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический  процесс речь является предметом  раздела психологии, называемым "психолингвистикой".

Речь  без усвоения языка невозможна, в  то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным  ни с его психологией, ни с его  поведением.

Выделяются  следующие признаки языка: исторически  сложившееся средство общения; развивается  относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его  психологией, ни с его поведением; отражает психологию народа; система  условных знаков, с помощью которой  передаются сочетания звуков, имеющие  для людей определенные значение и смысл.

Выделяются  следующие признаки речи: выражает психологические особенности отдельно взятого человека; наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.

Речь  также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая  им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем  другого объекта.

Функции речи

Речь  выполняет определенные функции: воздействия; сообщения; выражения; обозначения.

Функция воздействия заключается в способности  человека посредством речи побуждать  людей к определенным действиям  или отказ от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством  слов, фраз.

 


Информация о работе Мышление