Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа
Цель работы: теоретическое изучение мышления как познавательного процесса.
Объект изучения: познавательные психические процессы.
Предмет изучения: мышление.
Задачи:
Как субъект
действия человек не только созерцает
и познает, но и изменяет мир, преобразует
природу, создает предметы, которых
в ней нет. Но человек не смог бы
всего этого совершать, если бы не
представлял себе ясно результата своих
действий. Чтобы преобразовать мир
на практике, надо уметь преобразовывать
его мысленно, в представлении. Такое
умение в мыслях строить новые
образы называется воображением. Процесс
воображения проявляется в
Воображение
- психический процесс создания образов
предмета или ситуации путем перестройки
имеющихся представлений. Это часть
сознания личности, один из познавательных
процессов. В нем своеобразно
и неповторимо отражается внешний
мир, оно позволяет программировать
не только будущее поведение, но и
представлять возможные условия, в
коих это поведение будет
Воображение выражается в: построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность; создании образов, соответствующих описанию объекта.
Воображение
присуще только человеку. Оно порождено
трудовой деятельностью и развивается
на ее основе. Специфика воображения
состоит в переработке прошлого
опыта. В этом отношении оно неразрывно
связано с процессом памяти. Оно
преобразует то, что есть в памяти.
Воображение тесно
Важнейшее
значение воображения - в том, что
оно позволяет представить
В процессе мышления человек использует различного рода средства: практические действия; образы и представления; модели; схемы; символы; знаки; язык.
Опора на
эти культурные средства, орудия познания
характеризует такую
В психологической
науке речь понимается как система
используемых человеком звуковых сигналов,
письменных знаков и символов для
передачи информации; процесс материализации
мысли. Важно отличать речь от языка.
Их основное различие заключается в
следующем. Язык - это система условных
символов, с помощью которых передаются
сочетания звуков, имеющие для
людей определенные значение и смысл.
Если язык - объективная, исторически
сложившаяся система кодов, предмет
специальной науки –
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Выделяются следующие признаки языка: исторически сложившееся средство общения; развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением; отражает психологию народа; система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.
Выделяются
следующие признаки речи: выражает
психологические особенности
Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта.
Функции речи
Речь выполняет определенные функции: воздействия; сообщения; выражения; обозначения.
Функция
воздействия заключается в
Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.