Мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретическое изучение мышления как познавательного процесса.
Объект изучения: познавательные психические процессы.
Предмет изучения: мышление.
Задачи:

Файлы: 1 файл

курсовая ОП.docx

— 42.98 Кб (Скачать)

Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное  мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного  отражения воздействий предметов  и явлений объективного мира. Интуитивное  мышление характеризуется быстротой  протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4) По  степени новизны и оригинальности  различают мышление: репродуктивное  продуктивное (творческое).

Репродуктивное  мышление - мышление на основе образов  и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого  воображения.

5) По  средствам мышления различают  мышление: вербальное; наглядное.

Наглядное мышление - мышление на основе образов  и представлений предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6) По функциям различают мышление: критическое; творческое.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков  в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием  принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а  не с оцениванием чужих мыслей. [9, c. 164]

Мышлению  конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у  различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному  складывается соотношение взаимодополняющих  видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие  качества познавательной деятельности как: продуктивность ума; самостоятельность; широта; глубина; гибкость; быстрота мысли; творчество; критичность; инициативность; сообразительность и т.д.

Быстрота  мышления - это скорость протекания мыслительных процессов.

Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить  новый вопрос или проблему, а затем  решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость  мышления - способность изменять аспекты  рассмотрения предметов, явлений, их свойств  и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет  изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование  их относительности.

Инертность  мышления - качество мышления, проявляющееся  в склонности к шаблону, к привычным  ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп  развития мыслительных процессов - минимальное  число упражнений, необходимых для  обобщения принципа решения.

Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается  новая закономерность.

Широта  ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени  существенности признаков, которые  человек может абстрагировать при  овладении новым материалом, и  в уровне их обобщенности.

Последовательность  мышления - умение соблюдать строгий  логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления - качество мышления, позволяющее  осуществлять строгую оценку результатов  мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых  положений.

Устойчивость  мышления - качество мышления, проявляющееся  в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже  известные закономерности.

Все указанные  качества индивидуальны, изменяются с  возрастом, поддаются коррекции. Эти  индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания. [14, c.217]

Содержание  основных этапов развернутого мыслительного  процесса.

Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как  процесс.

Иначе говоря, по ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные  ему условия и требования задачи, которые причинно обусловливают  дальнейшее протекание мышления. Следовательно, детерминация мышления не дана изначально как нечто абсолютно готовое  и уже законченное, она именно образуется, постепенно формируется  и развивается ходе решения задачи, т.е. выступает в виде процесса.

В развернутом  мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько  основных этапов или фаз: первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации; на втором - происходит выделение  того, что известно, и того, что  неизвестно. В результате проблема превращается в задачу; на третьем  этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о  типе задач, исходя из предшествующего  опыта); на четвертом - появляются гипотезы как предположения о способах решения задач; пятый этап представляет собой реализацию гипотезы; шестой - проверку гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения. [10, c.146]

С позиции  теории функциональных систем Петра  Кузьмича Анохина (1898-1974) основные этапы  мыслительного процесса могут быть сопоставлены с этапами структуры  поведенческого акта. Направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией субъекта. Афферентный синтез выбирает зону поиска решения проблемы. Поступающая информация анализируется  и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми из памяти, содержание которых существенно  определяется доминирующей мотивацией. Этапу принятия решения соответствует  выбор наиболее вероятной гипотезы для ее последующей проверки и доказательств. В акцепторе результатов действия в соответствии с принятой гипотезой формируются некоторые представления о том, что прежде всего следует подтвердить, доказать или опровергнуть. Эфферентный синтез содержит замыслы доказательств и проверок. Выполнение конкретного доказательства, которое подтверждает справедливость выдвинутого предположения, эквивалентно этапу осуществления реального действия. В случае неудачи активируется ориентировочно-исследовательская деятельность субъекта. Она приводит к изменению содержания акцептора результатов, а также афферентного синтеза.

Возникают новые замыслы, идеи, и возможно, привлекаются иные способы доказательств.

Типы  мыслительных действий и их содержание

Выделяют  три типа мыслительных действий, характерных  для процесса решения задач: ориентировочные  действия; исполнительные действия; нахождение ответа.

Ориентировочные действия начинаются с анализа условий, на основе которого возникает главный  элемент мыслительного процесса - гипотеза. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий  и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге  переходит в план решения.

Исполнительные  действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.

Нахождение  ответа состоит в сверке решения  с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат  согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет - процесс  решения продолжается снова и  протекает до тех пор, пока решение  не будет окончательно согласовано  с условиями задачи.

Проникновение вглубь той или иной проблемы, стоящей  перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как: анализ; сравнение; абстрагирование; синтез; обобщение; классификация и; категоризация.

Анализ - это мыслительная операция расчленения  сложного объекта на составляющие его  части. Анализ - это выделение в  объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений  и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или  машины, прежде всего, выделяет различные  элементы, детали этого механизма  и разбирает его на отдельные  части. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый  объект.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая  в едином аналитико-синтетическом  процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа  синтез предполагает объединение элементов  в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком  познавательном процессе, как сравнение. Сравнение - это операция, заключающаяся  в сопоставлении предметов и  явлений, их свойств и отношений  друг с другом и в выявлении, таким  образом, общности или различия между  ними. Сравнение характеризуется  как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение  приводит к обобщению.

Обобщение - это объединение многих предметов  или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие  для различных объектов свойства бывают двух видов: общие как сходные признаки и; общие как существенные признаки.

Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств  и признаков вещей субъект  обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие  признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств  и обозначаются словом, затем они  становятся содержанием соответствующих  представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков  предметов, явлений и выделении  в них основного, главного.

Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в  результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов  и отношений между ними с целью  выявления существенных признаков.

Выделение (абстрагирование) общих свойств  разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения  в некотором многообразии предметов  и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.

Классификация - систематизация соподчиненных понятий  какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями  или классами объектов.

Следует отличать классификацию от категоризации. Категоризация - операция отнесения  единичного объекта, события, переживания  к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы  и т.п.

Закономерности  рассмотренных операций мышления и  есть суть основных внутренних, специфических  закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности. [14, c.93]

Характеризуя  мышление человека, в первую очередь  подразумевают его интеллектуальные способности, т.е. те способности, которые  обеспечивают "включение" человека в достаточно широкий круг деятельностей  и ситуаций.

Эти интеллектуальные способности человека, прежде всего, связаны с такими его характеристиками как: умственное развитие и интеллект.

Под умственным развитием понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой  уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально- психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные  для данного социума особенности  мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и  умений, так и запаса определенных умственных действий.

Достигнутый человеком уровень умственного  развития зависит от его интеллектуальных способностей. Интеллект (или общая  умственная способность) - не сумма  знаний и умственных операций, а  то, что способствует их успешному  усвоению. Если интеллект - это условие  усвоения знаний и умений, то умственное развитие характеризует в первую очередь содержание, способы и  формы мышления. Интеллект - относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной  информации и осознанную оценку ее. Интеллектуальные качества - качества личности, предопределяющие особенности  функционирования интеллекта.

Практически диагностика умственного развития возникла как тестирование интеллекта и в этом русле развивалась  на протяжении первой половины ХХ века. Стало даже довольно привычным употреблять  показатель по тесту Стэнфорда-Бине IQ в качестве "обобщенного" символа  интеллекта и уровня умственного  развития. Коэффициент интеллектуальности (IQ) - количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста. [6, c.217]

Информация о работе Мышление