Познавательные психологические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 23:08, контрольная работа

Краткое описание

Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира. В отечественной психологии выделяются три уровня познания окружающей действительности: элементарный (ощущение и восприятие), промежуточный (представление и воображение) и высший (мышление). Решение познавательных задач на элементарном и промежуточном уровнях обеспечивают процессы внимания и памяти, а на высшем - речь.

Файлы: 1 файл

пенит псих и педагогика.docx

— 27.60 Кб (Скачать)

Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира. В отечественной психологии выделяются три уровня познания окружающей действительности: элементарный (ощущение и восприятие), промежуточный (представление и воображение) и высший (мышление). Решение познавательных задач на элементарном и промежуточном уровнях обеспечивают процессы внимания и памяти, а на высшем - речь. 

Ощущение- процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Оно представляет собой начальную ступень познания человеком окружающего мира и может рассматриваться как непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания.

В зависимости  от свойств и качеств отражаемой объективной реальности выделяются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные), двигательные, ощущения положения тела в пространстве, ощущения координации движений, вибрационные, болевые, температурные и органические.

К числу особенностей ощущений относятся:

а) адаптация - приспособление органов ощущений (глаз, слуховых анализаторов и др.) к силе действующих раздражителей. Она может проявляться как  полное исчезновение ощущения в результате длительного воздействия раздражителя или как повышение или понижение  чувствительности под влиянием воздействия  раздражителя;

б) сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Например, ощущение ритма  способствует усилению мышечно-двигательной чувствительности. Она также может  развиваться и с помощью специальных  упражнений (у музыкантов – слуховая чувствительность, у дегустаторов –  обонятельная и вкусовая и т.д.);

в) зависимость  силы ощущений от силы раздражителя. При  этом если сила раздражителя увеличивается  в геометрической прогрессии, то сила ощущений - только в арифметической;

г) явление контраста - различное ощущение одного и того же раздражителя в зависимости от опыта или одновременного действия другого раздражителя. Слабые раздражители увеличивают чувствительность к  другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают ее;

д) последовательные образы - продолжение ощущений после  прекращения действия раздражителя. 

Восприятие- процесс целостного отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. Это своего рода понимание содержания того, что оказывает воздействие на психику. Процесс восприятия позволяет объединить различные виды отдельных ощущений в одно целое. Однако это не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

По сравнению  с ощущениями восприятие является более  высокой формой аналитико-синтетической  деятельности мозга, без которой  невозможно осмысленное понимание  характера воздействующего раздражителя. Именно оно обеспечивает выделение  объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех его свойств  в целостном образе.

В зависимости  от преобладающей роли того или иного  анализатора принято выделять следующие  виды восприятий: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, двигательные, координационные и др. Кроме того, рассматриваемый процесс выделяет и некоторые другие, формирующиеся на основе комплексного действия анализаторов: восприятие времени (фиксация отрезков прошедшего времени), пространства (объем объектов, расстояние между ними, взаимное расположение), формы, величины, глубины и т.д.

По степени  участия воли в процессе восприятия выделяют преднамеренное и непреднамеренное восприятие. Особой формой преднамеренного  восприятия выступает наблюдение. Однако в результате искажения поступающей  информации в силу болезненного физиологического или психологического состояния человека, его малоопытности или специальной маскировки предметов может проявляться иллюзорное восприятие (иллюзии).

Наиболее важной особенностью восприятия выступает  активность (восприятие объективной  действительности в результате взаимодействия с ней), постоянство (непрерывность  процесса восприятия), апперцепция (зависимость  восприятия от опыта и личностных качеств человека).

К основным характеристикам  восприятия относятся: предметность (полнота  формирования конкретного предмета или явления), осмысленность (восприятие предметов и явлений с учетом их смысла для человека), целостность (дополнение сознанием отсутствующих  деталей объективного мира), избирательность (восприятие только нужных предметов  и явлений).

Информация, поступающая  в сознание человека на основе восприятия объективного мира, далее фиксируется  памятью. 

Память- процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал.

Запоминание- это запечатление в сознании человека информации, поступающей через органы ощущений. Оно может быть механическим или смысловым (логическим), преднамеренным (произвольным) или не преднамеренным (непроизвольным).

Сохранение- это дальнейшее осмысливание материала и овладение им. В ходе этого процесса устанавливаются связи с ранее запомнившимся, выделяется главное, осуществляется систематизация.

Противоположный сохранению процесс - забывание. Основным фактором его включения выступает  время. По закону немецкого психолога  Г.Эбингауза интенсивность забывания  наиболее высокая в первые часы после  восприятия материала. 

Воспроизведение- восстановление в сознании человека запомнившейся информации. Оно может протекать в виде узнавания или припоминания. При этом осуществляются физиологические процессы сходные с восприятием: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов. Различие заключается лишь в том, что при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецепторов, а при воспроизведении они представляют собой лишь их своеобразные «следы».

В отечественной  психологии выделяются четыре вида памяти: словесно-логическая, наглядно-образная, двигательная (моторная) и эмоциональная. В зависимости от длительности хранения информации память бывает оперативной (секунды-минуты), кратковременной (часы-сутки), длительной (месяцы-годы) и постоянной. Кроме того, в зависимости от используемого приема запоминания различают механическую (запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается) и логическую (запоминание смысла получаемой информации) память.

К числу характеристик  памяти человека относятся: объем (количество хранящейся информации), быстрота и  точность запоминания, длительность хранения информации, время для воспроизведения (припоминания). 

Представления - процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира, информация о которых хранится в его памяти. Это своеобразное промежуточное звено в диалектическом переходе от ощущений и восприятий к мышлению, реализующее сигнальную, регулирующую и надстроечную функцию психики человека.

Сигнальная  функция является важнейшей. Благодаря ей любые представления сигнализируют о конкретных явлениях воспринимавшейся ранее действительности. Ее отличительной особенностью является то, что в них сигнальное значение приобретает не только свойство (например, форму), но и все другие характеристики предмета.

Сущность  регулирующей функции заключается в отборе информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств человека, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря ей актуализируется именно та информация, которая нужна в данный момент времени.

Надстроечная  функция представлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

Существует достаточно много видов представлений, тем не менее, их все же можно классифицировать по определенным признакам. Так по видам анализаторов, которые в них задействованы, различают зрительные (например, образ человека, предмета), слуховые (представление музыкальной мелодии), обонятельные, осязательные и вкусовые. Однако, такое их выделение весьма условно – представления часто возникают на основе реализации продуктов деятельности нескольких анализаторов.

Основными характеристиками представлений человека выступают: содержание, объем, соответствие действительности, действенность, яркость, отчетливость, конкретность, обобщенность, активность (способность в необходимый момент сформировать в сознании нужные образы).

Представления, как психический познавательный процесс, в своем функционировании реализуют не только продукты восприятия, хранящиеся в памяти человека, но и  тесно взаимодействуют с другим, во многом схожим с ним процессом  – воображением. Как и представления, воображение являет собой процесс  создания в сознании образов предметов  и явлений, но не воспринимавшихся ранее, а новых, на основе имеющихся знаний и опыта человека. Оно лежит  в основе прогнозирования деятельности, позволяет предположить эффективность  функционирования вновь создаваемых  предметов.

В целом воображение  можно рассматривать как изменение  и преобразование человеком своих  представлений с использованием соответствующих мыслительных процессов. Один из них, например, позволяет соединять  в одном воображении вычлененных  из различных объектов их отдельных  частей или элементов и создание таким путем образа, не существующего  в природе предмета (сфинкс у древних  египтян, кентавр у греков и др.). Другой дает возможность мысленно усиливать  или уменьшать отдельные свойства и качества, придавая им несоразмерно большее значение в характеристике созданных образов (смелость льва или  трусость зайца). Третий позволяет создавать  конкретный образ на основе обобщения  черт, наблюдавшихся у ряда схожих объектов (образ учителя, ученика, медицинского работника и др.).

К основным видам воображения относятся произвольное (активное) воображение, проявляющееся на основе волевых усилий человека, и непроизвольное (пассивное) воображение, возникающее вне волевых усилий и зачастую носящее признаки фантазий. В то же время произвольное воображение делится на два самостоятельных подвида - воссоздающее, которое на основе словесного описания, рисунка, схемы и т.д. позволяет создать невоспринимавшиеся ранее объекты, и творческое, создающее абсолютно новые образы. К числу видов воображения относят также и мечту - создание образа чего-то желанного для человека.

Характеристики  воображения аналогичны представлениям и отличаются от них лишь по связи создаваемых образов с объективной реальностью.

Все рассмотренные  психические процессы наиболее продуктивно  работают при сосредоточении на них  всего сознания, выполняемом на основе реализации процессуальных функций  внимания. 

Внимание- избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Без него немыслима никакая психическая деятельность. Вместе с тем в психологии принято увязывать внимание, прежде всего, с психической познавательной деятельностью человека на элементарном (ощущения, восприятие) и промежуточном (представление, воображение) уровнях. Следовательно, оно не является процессом отражения действительности, а представляет собой лишь одну из сторон психической деятельности – ее динамики.

Выделяются следующие  виды внимания: непроизвольное (сила воздействующего раздражителя или его новизна сосредоточивают сознание именно на его восприятии), произвольное (возникает в соответствии с поставленной целью и заранее избранным объектом) и послепроизвольное (вначале возникает как произвольное, а затем под воздействием положительной мотивации человека к объекту переходит в непроизвольное). В зависимости от преобладающего в конкретный момент времени вида психической познавательной деятельности также проявляются слуховое, зрительное и т.д. внимание.

Вниманию, как  и всякому психическому процессу, также присущи свои собственные  характеристики:

устойчивость- время, в течение которого человек способен сосредоточить сознание на конкретной психической деятельности;

концентрация- степень сосредоточенности сознания на том или ином виде психической деятельности;

объем- количество объектов, которые человек одинаково четко воспринимает одновременно;

Информация о работе Познавательные психологические процессы