Эмоции как психологический познавательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:34, реферат

Краткое описание

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Это одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. В жизни человека эмоции играют очень важную роль. Это особый класс психических явлений, процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами. Они отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания, и в них отражается значимость для индивида явлений ситуации, которые его окружают.

Оглавление

1. Введение
2.История изучения эмоций
3. Функции эмоций
4. Свойства эмоций
5. Виды эмоциональных состояний
6. Теории возникновения эмоций
7. Эмоциональность
8. Физиологическое значение эмоций
9. Заключение
10. Список литературы

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 40.54 Кб (Скачать)

 Содержание

 

           1. Введение

 

           2. История изучения эмоций

 

3. Функции эмоций

 

4. Свойства эмоций

 

5. Виды эмоциональных состояний

 

6. Теории возникновения эмоций

 

7. Эмоциональность

 

8. Физиологическое значение эмоций

 

9. Заключение

 

          10. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Это одно из проявлений субъективного отношения  человека к окружающей действительности и к самому себе. В жизни человека эмоции играют очень важную роль. Это  особый класс психических явлений, процессов и состояний, которые  связаны с инстинктами, потребностями  и мотивами. Они отражают окружающий мир в форме непосредственного  переживания, и в них отражается значимость для индивида явлений  ситуации, которые его окружают.

Эмоции регулируют психическую  активность не специфично, а через  соответствующие общие психические  состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Они отличаются от других психических процессов, но отделить их трудно, т.к. они сливаются  в едином переживании человека. Например, восприятие произведений искусства  в образах всегда сопровождается теми или иными эмоциональными переживаниями, выражающими отношение человека к тому, что он чувствует. Интересная, удачная мысль, творческая деятельность сопровождаются эмоциями. Разного рода воспоминания также связаны с  образами и несут в себе не только информацию, но и чувство. Простейшие вкусовые ощущения, такие, как кислое, сладкое, горькое и солёное, также  настолько слиты с эмоциями, что  без них даже не встречаются в  жизни.

От ощущений эмоции отличаются тем, что ощущения никакими специфическими субъективными переживаниями типа удовольствия или неудовольствия, приятного  или неприятного обычно не сопровождаются. Они дают человеку объективную информацию о том, что происходит в нём  и вне его. Эмоции же выражают собой  субъективные состояния человека, связанные  с его потребностями и мотивами.

Эмоциональные проявления являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов  межличностного общения и не только, т.к. они выражают реакцию и отношение  человека к той или иной ситуации, явлению и т.п. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и  зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение  к содержанию познаваемого.

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком  и окружающим миром складываются объективные отношения, которые  становятся предметом чувств и эмоций.

В эмоциях проявляется также  удовлетворенность или неудовлетворенность  человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции, так же, как и чувства - это своеобразное личностное отношение  человека к окружающей действительности и к самому себе.

Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Эмоции не всегда ярко выражены и имеют однозначный  смысл. Существуют оттенки эмоций, которые  не всегда легко распознать. По моему  мнению, чем лучше человек распознаёт эмоции, тем проще ему понять другого  человека и самого себя.

Эмоция может рассматриваться  как изменённое или особое состояние  сознания. Она может существовать относительно независимо от других состояний  сознания, но обычно взаимодействует  с ними и влияет на сосуществующие состояния или процессы в сознании.

Эмоции - это свойственные каждому  из нас психологические реакции  на хорошее и плохое, это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение, эмоции обеспечивают нам способность к переживанию  и сопереживанию поддерживают интерес  к жизни, к окружающему миру. Эмоции составляют часть нашей психологической  деятельности.

 

2.История изучения эмоций

 

Уже многие века ученые признают центральное  место эмоций в человеческой психике. Платон рассматривал их как один из трех существенных элементов человеческой души наряду с разумом и телесными  влечениями. Аристотель рассуждал о  базовых биологических тенденциях в эмоциональном опыте и, анализируя отношения между представлениями  и эмоциями, предвосхитил современные  идеи. Эмоциональный опыт и аффективные  состояния интересовали не только древних  философов, они вызывают интерес  и у современных ученых.

В XVIII и XIX вв. не было единой точки зрения на эмоции. Так, согласно трёхкомпонентной теории эмоций В. Вундта, эмоции выражают: удовольствие - неудовольствие, напряжение - расслабление, возбуждение - успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием представлений на чувства. Телесные реакции являются лишь следствием эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций влияют на духовную жизнь.

Современная история исследования эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи Джемса «Что такое эмоция». В следующем году немец Г. Ланге опубликовал работу «Эмоции», в которой излагались идеи, близкие идеям Джемса.

По теории Джемса - Ланге, эмоция определяется как «восприятие телесных изменений», производимых стимульной ситуацией. Данная теория подтверждается фактами:

 

- если из какой либо эмоции  как состояния сознания одно  за другим вычесть все ощущения, представленные в телесных симптомах,  то, в конце концов, от эмоции  ничего не останется;

 

- невозможно выполнение движений, соответствующих оной эмоции, и  одновременное переживание другой;

 

- имеется соответствие между  определёнными переживаемыми эмоциями  и типичными для них телесными  и мимическими реакциями.

 

Таламическую теорию У. Кеннона и Ф. Барда можно считать в определённом смысле альтернативной теории Джемса - Ланге, так как её авторы считают, что не эмоция есть осознание двигательной и вегетативной реакции, а напротив, «вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций». В основе интерпретации центральной нервной системой эмоциональной ситуации лежит работа таламуса, который одновременно посылает и к автономной нервной системе, и к полушариям головного мозга, где осознаётся значение эмоциогенной ситуации. Центром эмоций является таламус, а кора больших полушарий головного мозга выполняет следующие функции: во-первых, благодаря ей значительно увеличивается число ситуаций, вызывающих эмоцию, сочетание в коре множества рецепторных и ассоциативных зон повышает возможности различения стимула и обеспечивает эффективность условных раздражителей; во-вторых, благодаря коре эмоциональные реакции отличаются большей адекватностью ситуации.

Несмотря на очевидные достоинства, теория Кеннона - Барда страдает механистичностью, сводя сложный механизм действия эмоций к рефлекторной деятельности. Безусловно, физиологические корреляты являются фактором, детерминирующим эмоциональные реакции, но не единственным, как удалось доказать авторам двухфакторной теории эмоций Э. Шехтеру и Д. Сингеру. Уровень активации, составляющий физиологическое возбуждение, ещё не определяет эмоцию. Для этого необходимо когнитивная интерпретация связанных с конкретной ситуацией причин внутреннего состояния возбуждения. Уровень активации - физиологический компонент - обладает энергетической функцией. Когнитивный компонент сообщает переживанию эмоции содержание, окраску и направленность. Таким образом, согласно данной теории, эмоциональное реагирование обусловлено двумя факторами - физиологическим и когнитивным. Например, одна и та же ситуация - дождливая погода - может рассматриваться в различных смысловых контекстах и вызвать, соответственно различные эмоциональные реакции: если рассматривать дождливую погоду в контексте планов на прогулку, то это вызовет реакцию огорчения, если же в контексте открывшейся возможности остаться дома и почитать интересную книгу, то, как минимум, реакцию удовлетворения.

 

3. Функции эмоций

 

- Организующая функция (организация  некоторой деятельности, на которую  отвлекаются силы и внимание, что может помешать параллельно  осуществляемой деятельности). Также  эмоции выполняют дезорганизующую функцию (состояние аффекта).

 

- Оценочная функция (эмоции отражают  в форме непосредственного переживания  значимость или смысл каких-либо  явлений и ситуаций, состояний  организма и внешних воздействий,  а также служат одним из  главных механизмов внутренней  регуляции психической деятельности  и поведения, направленного на  удовлетворение тех потребностей, которые являются актуальными  в данный момент).

 

- Регуляторная функция (способность  эмоций оставлять следы в опыте  индивида, закрепляя в нём те  воздействия и удавшиеся –  неудавшиеся действия, которые их  возбудили).

 

- Предвосхищающая функция (прогнозирование,  предвосхищение дальнейшего развития  событий).

- Экспрессивно-коммуникативная функция  (способность вызывать и испытывать  сочувствие, сострадание, разделять  чувства других людей).

 

- Мотивационная функция (способность  эмоций побуждать человека к  действиям).

 

- Активационная функция (обеспечение  оптимального уровня возбуждения  центральной нервной системы).

 

 

 

 

 

 

 

4. Свойства эмоций

 

Возможность переноса, обобщенность. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени  на весь класс подобных объектов.

Притупляемость. Под влияние длительно действующих раздражителей чувства перестают быть яркими (любая песня надоедает, если ее постоянно слышишь, часто повторяемая шутка уже не вызывает смех). Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку отрицательные чувства сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая человека к изменениям.

Взаимодействие. Различные чувства, возникающие при воздействии  разнообразных раздражителей, влияют друг на друга. Например, чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Происходит контраст чувств.

Суммирование. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в  результате суммирования, может укрепляться  любовь, уважение к человеку или, наоборот, ненависть, которая может привести к аффекту.

Замещение. Неудача в одной сфере  может компенсироваться успехом  в другой.

Переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные  в отношении одного объекта, могут  переноситься на другие объекты.

 

5.Виды эмоциональных состояний

 

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

 

- Эмоциональный тон - это простейшая  форма эмоций, элементарное проявление  органической чувствительности, сопровождающие  отдельные жизненно важные воздействия  и побуждающие субъекта к их  устранению или сохранению. Может  быть сравним с примитивными психическими тропизмами (приближение к приятному стимулу малой интенсивности и удаление от стимула большей интенсивности). Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально. Осознаются как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п.

 

- Собственно эмоции - психическое  отражение в форме непосредственного  пристрастного переживания жизненного  смысла явлений и ситуаций, обусловленного  отношением их объективных свойств  к потребностям субъекта.

 

Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют  человека социально-психологически. Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам. Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия.[2] Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Это менее сильные и более длительные, чем аффект, предметные специфические психические процессы и состояния, возникающие в конкретной обстановке и имеющие узконаправленный характер, отражающие совершающиеся, вспоминаемые и вероятные события в форме переживаний, сопровождающих субъективную оценку этих событий. Или, словами А. Н. Леонтьева: «Они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают в связи с представлением о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний».

Информация о работе Эмоции как психологический познавательный процесс