Эмоции как психологический познавательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:34, реферат

Краткое описание

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Это одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. В жизни человека эмоции играют очень важную роль. Это особый класс психических явлений, процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами. Они отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания, и в них отражается значимость для индивида явлений ситуации, которые его окружают.

Оглавление

1. Введение
2.История изучения эмоций
3. Функции эмоций
4. Свойства эмоций
5. Виды эмоциональных состояний
6. Теории возникновения эмоций
7. Эмоциональность
8. Физиологическое значение эмоций
9. Заключение
10. Список литературы

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 40.54 Кб (Скачать)

Традиционным считается деление  эмоций на положительные и отрицательные. Хотя эта, весьма общая, классификация эмоций в целом правильна и полезна, понятия положительности и отрицательности в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Например, такие эмоции, как гнев, страх, стыд не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных. Гнев иногда прямо соотносим с приспособительным поведением и ещё чаще - с защитой и утверждением личностной целостности. Страх также связан с выживанием и наряду со стыдом способствует регуляции разрешительной агрессивности и утверждению социального порядка. Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, более точно было бы считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют психологической энтропии, и такие, которые облегчают конструктивное поведение. В этом смысле будет ли данная эмоция положительной или отрицательной, зависит от интраиндивидуальных процессов взаимодействия субъекта и окружающей среды.

Не менее популярной является классификация  эмоций по отношению к деятельности и, соответственно, их деление на стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие).

Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребностей - биологические, социальные и идеальные  эмоции, по характеру действий, от которых  зависит вероятность удовлетворения потребности,- контактные и дистантные.

 

- Аффект - стремительно и бурно  протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчинённую сознательному волевому контролю разрядку в действии. Это особо выраженное эмоциональное состояние, сопровождаемое видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Аффекты способствуют формированию в  восприятии так называемых аффективных  комплексов, выражающих собой целостность  восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения  и чем больше усилий пришлось затратить  на то, чтобы его реализовать, чем  меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий  аффект. В отличие от эмоций и  чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными  органическими изменениями и  двигательными реакциями.

Аффекты способны оставлять сильные  и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Основное в аффекте - это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком  потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля над действиями. В аффекте резко  изменяются параметры внимания: снижается  его переключаемость, нарушаются концентрация, память вплоть до частичной или полной амнезии.

Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции - ступор или хаотичные нецеланправленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологического аффекта: изменённость сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реагирования интенсивности раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние  чрезмерно сильного и длительного  психологического напряжения, которое  возникает у человека, когда его  нервная система получает эмоциональную  перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход  его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают  отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и  на физическое здоровье человека. Они  представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

 

- Страсть - еще один вид сложных,  качественно своеобразных и встречающихся  только у человека эмоциональных  состояний. Это интенсивное, обобщённое  и продолжительное переживание,  сплав эмоций, мотивов и чувств, доминирующий над другими побуждениями  человека и приводящее к сосредоточению  на предмете страсти. Объектом  страсти может стать человек.  Страсть всегда выражается в  сосредоточенности, собранности  помыслов и сил, их направленности  на единую цель. Страсть означает  порыв, увлечение, ориентацию  всех устремлений и сил личности  в едином направлении, сосредоточение их на единой цели.

Причины, вызывающие страсть, могут  быть различны – начиная от телесных влечений и до осознанных идейных  убеждений. Она может быть принята, санкционирована личностью, а может  переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти  являются сила чувства, выражающаяся в  соответствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности.

 

- Настроение - сравнительно продолжительное,  устойчивое психическое состояние  умеренной или слабой интенсивности.  Причины, вызывающие настроение, многочисленны - от органического  самочувствия (тонуса жизнедеятельности)  до нюансов взаимоотношений с  окружающими. Настроение имеет  субъективную направленность, по  сравнению с чувственным тоном  оно осознаётся не как свойство  объекта, а как свойство субъекта. Определённую роль играют индивидуально-личностные  особенности (например, личностные  акцентуации, гипертимия- склонность к повышенному настроению, дистимия - склонность к пониженному настроению и депрессивному реагированию, эмотивность - высокая эмоциональная чувствительность и глубина эмоциональных реакций и др.).

 

6. Теории возникновения эмоций

 

- Теория Дарвина (Эволюционная  теория). В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал  книгу «Выражение эмоций у  человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

 

- Теория Джемса - Ланге. Идеи Ч. Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У. Джемс и К. Ланге. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций - любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса - Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем - как их следствие - возникает сама эмоция.

 

- Теория Кеннона - Барда. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.

Самым сильным контраргументом  Кеннона к теории Джемса - Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

В более поздних исследованиях  обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с  эмоциями более всего функционально  связан даже не сам таламус, а гипоталамус  и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх.

 

- Теория Линдсея - Хебба. Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса - Ланге и Кеннона - Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла акгивационная теория Линдсея - Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Акгивационная теория базируется на следующих основных положениях:

 

 

 

А)Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.

 

Б) Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

 

- Теория Симонова. Интересную гипотезу  о причинах появления эмоций  выдвинул П. В. Симонов. Он  утверждает, что эмоции появляются  вследствие недостатка или избытка  сведений, необходимых для удовлетворения  потребности. Степень эмоционального  напряжения определяется силой  потребности и величиной дефицита  информации, необходимой для достижения  цели.

Эмоции способствуют поиску новой  информации за счет повышения чувствительности анализаторов (органов чувств), а  это, в свою очередь, приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних  сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Вследствие этого при  решении задачи могут быть использованы маловероятные или случайные  ассоциации, которые в спокойном  состоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы достижения цели. Хотя реагирование на расширенный  круг сигналов, полезность которых  еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает  пропуск действительно важного  сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

 

- Теория Фрейда. 3. Фрейд основывал  свое понимание аффекта на  теории о влечениях и, по  сути, отождествлял и аффект, и  влечение с мотивацией. Наиболее  концентрированное представление  психоаналитиков о механизмах  возникновения эмоций дано Д.  Рапапортом. Суть этих представлений в следующем: воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной энергии; если она не может найти себе применения во внешней активности человека (в том случае, когда на влечение налагается табу существующей в данном обществе культурой), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности; разными видами такой активности являются «эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное переживание». Они могут проявляться одновременно, поочередно или вообще независимо друг от друга.

Фрейд и его последователи рассматривали  только негативные эмоции, возникающие  в результате конфликтных влечений. Поэтому они выделяют в аффекте  три аспекта: энергетический компонент  инстинктивного влечения («заряд» аффекта), процесс «разрядки» и восприятие окончательной разрядки (ощущение, или переживание эмоции).

 

Фрейдовское понимание механизмов возникновения эмоций как бессознательных инстинктивных влечений подверглось критике со стороны многих ученых.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей  деятельности, а повторные неудачи  в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной  деятельности и поиски новых, более  успешных способов достижения цели.

Помимо этих, существует ещё множество  других теорий, таких, как теория дифференциальных эмоций К. Изарда, фрустрационные теории эмоций и прочие теории.

 

7. Эмоциональность

 

Эмоциональность трактуется как совокупность свойств человека, характеризующих  содержание, качество и динамику его  эмоций и чувств. Содержательные аспекты  эмоциональности определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют особую значимость для субъекта. Они связаны со стержневыми  параметрами личности: её мотивационной  направленностью, мировоззрением, системой ценностей и базовых представлений  и т.п. Качественные характеристики эмоциональности описывают отношение  индивида к явлениям действительности. Они выражаются в знаке и модальности  доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся  особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных  процессов и их внешнего выражения.

Информация о работе Эмоции как психологический познавательный процесс