Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 23:08, контрольная работа
Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира. В отечественной психологии выделяются три уровня познания окружающей действительности: элементарный (ощущение и восприятие), промежуточный (представление и воображение) и высший (мышление). Решение познавательных задач на элементарном и промежуточном уровнях обеспечивают процессы внимания и памяти, а на высшем - речь.
распределение- возможность человека выполнять одинаково эффективно различные виды психической деятельности;
переключение- способность произвольно переходить от восприятия одного объекта или психической деятельности на другой.
Наряду с психическими
процессами элементарного и промежуточного
уровней внимание оказывает влияние
и на высшую психическую познавательную
деятельность, представляемую мышлением.
По своей сути мышление рассматривается
как опосредованное отражение в
сознании человека глубоких и существенных
связей и отношений между предметами
и явления объективного мира.
В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в рассмотренных ранее процессах. Так если, например, в восприятии внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств (цвет, форма, направление движения), то в мышлении выделяется лишь самое существенное в них (например, взаимные связи и отношения), что необходимо для решения конкретной мыслительной задачи.
Мышлению человека присущ ряд особенностей, отличающих его от других психических познавательных процессов. Во-первых, оно имеет опосредованный характер, опирается на уже имеющиеся у человека знания законов природы, общества и др., исходит из предметного отражения мира (но не сводится к нему). К тому же мышление осуществляется в отвлеченном и обобщенном виде, использует преимущественно словесную форму обозначения предметов или явлений, органически связано с практической деятельностью человека.
К числу мыслительных операций относятся анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение и систематизация (классификация). Формами мышления выступают понятие, суждение (рассуждение) и умозаключение, а способами – индукция и дедукция
В отечественной психологической науке принято выделять четыре основных вида мышления: наглядно-действенное (мышление, непосредственно включенное в деятельность человека), образное (мышление с использованием зрительных, слуховых и других образов воспринимавшихся ранее предметов и явлений). Не менее значимыми видами являются также творческое (выделение и обобщение в мышлении наиболее важных и существенных характеристик объективной действительности, а также несуществующих предметов и явлений) и отвлеченное (использование отвлеченных понятий, которые образно не представляются) мышление. Наряду с перечисленными также можно выделить еще ряд видов мышления в зависимости от его содержания, к числу которых относятся профессиональное, педагогическое, психологическое и другие.
Наиболее важными
характеристиками мышления выступают
его продуктивность (объем и качество
выполненных мыслительных операций),
мобильность (время, необходимое для
начала выполнения необходимых мыслительных
операций), скорость (время выполнения
мыслительной операции). Не менее важными
также являются самостоятельность
(степень независимости
Принято считать,
что средствами мышления выступают
образы и словесные обозначения
предметов и явлений, подвергаемых
мыслительному анализу. Первое из них
позволяет существенно повысить
продуктивность процесса мышления (например,
шахматистов), однако у большинства
людей его ведущим средством
все же выступает речь.
Речь- процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения. Следовательно, речь, как психический процесс, выполняет две основные функции - обозначения (в мышлении) и общения (при обмене информацией с другими людьми посредством использования языка). Она является достоянием только человека.
В мышлении, как психическом познавательном процессе, реализуются два вида речи: знаковая (образная), использующая знаки и образы предметов и явлений объективного мира, и словесно-логическая, реализующая в мыслительных операциях логические рассуждения с использованием слов, обозначающих те или иные предметы и явления. При этом считается, что продуктивность знаковой речи в мышлении во много раз превосходит словесно-логическую.
В общении виды речи значительно разнообразнее. Здесь выделяются внешняя и внутренняя речь, письменная и устная, диалогическая и монологическая, контекстуальная и ситуативная и др.
О качестве речи, как средства мышления, принято судить по ее основным характеристикам: содержанию (направленностью выражаемых в ней мыслей) и последовательности (логичности использования в ней словесных и образных обозначений предметов и явлений объективного и субъективного мира).
Речь, активно
участвуя в процессе мышления человека,
одновременно как бы выступает внешним
выразителем качества функционирования
психических познавательных процессов
в целом. Однако на ее характеристики,
как, впрочем, и характеристики других
познавательных процессов, существенное
влияние оказывает относительно
самостоятельная группа психических
процессов, относящихся к эмоционально-
Познавательные
психологические
процессы, их место
и роль в психической
деятельности осужденных.
Слово «личность»
переводится с греческого как
«личина», «маска». Личность есть характеристика
индивида. В психологии существует
множество определений
Структура личности включает в себя: Биопсихические свойства (возраст, пол, морфология тела, тип нервной системы, то есть все, что касается физиологии).Особенности психики (характер, эмоции, темперамент, мышление, память, речь и т.д.).
Опыт (знания, умения, навыки, приобретенные личностью в течение жизни).
Если человек нарушает общепринятые нормы поведения, то такое поведение называется девиантным, то есть отклоняющимся. Отклонения могут быть трех видов: от моральной или нравственной нормы, юридической нормы, психической нормы. Нарушение юридической нормы карается законом. По объему и широте пораженности личности отклонения могут быть парциальными и глобальными.
Причинами девиантного поведения могут стать недостатки воспитания, отрицательное влияние микросреды, недостатки правового регулирования, психические отклонения.
Существует несколько
классификаций типологии
- социально-правовая,
- по видам преступлений,
- направленности личности и т.д. Мы считаем наиболее подходящей пологию личности преступника, предложенную А.Г. Ковалевым:
Глобальный преступный тип - это личность с полной преступной зараженностью.
Парциальный преступный тип - это лицо с частичной криминальной зараженностью.
Предкриминальный тип - потенциальный преступник.
Особенности личности
осужденных заключаются в особых
отношениях и социальных связях, определяемых
специфической субкультурой что, в
свою очередь, отражается на восприятии
действительности, деятельности и мотивах
поведения. В условиях изоляции для
личности преступника присущи
Одним из структурных элементов психики являются психические процессы. К познавательным психическим процессам относятся такие процессы, с помощью которых человек получает, перерабатывает, хранит, воспроизводит информацию об окружающем и в соответствии с этим строит свое поведение. К ним относятся: ощущения, восприятия, память, речь, мышление, представления, воображения, внимание.
К видам мышления относятся: логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактное, эмоциональное.
Достаточно трудно классифицировать мышление осужденных, так как оно зависит от развития личности, а не только от условий изоляции и законов субкультуры. В то же время можно отметить, что изоляция накладывает отпечаток и на этот психический процесс. Их мышление ограничивается рамками повседневного бытия, закрепощенностью, связанной с внутренним напряжением. У определенной части осужденных оно направлено на улучшение условий собственного бытия, у другой - на быстрейшее освобождение. У большинства же оно притуплено ожиданием свободы. Наблюдается разница мышления человека, впервые осужденного, и лица, неоднократно отбывающего наказание. Среди осужденных часто можно встретить людей, страдающих вязкостью, разорванностью, замедленностью мышления.
Речь — это
материальная оболочка мысли, представляющая
систему словесных символов, с
помощью которой люди отражают предметы
и явления, а также обмениваются
информацией. Речь бывает внешней и
внутренней, устной и письменной, монологической
и диалогической. По речи можно судить
о типе темперамента личности, о
ее психическом состоянии, мыслительных
способностях, отдельных свойствах
характера. Речь программирует поведение
человека, так как она связана
с выполнением определенных социальных
функций. Речь осужденных специфична.
Важной особенностью речи многих осужденных
является употребление специальной
лексики, отличающейся от общенародного
языка, которая берет свое начало
от «офеней» (торговцев мелким товаром,
промышлявших также грабежом, и для
сокрытия своих замыслов они стали
использовать условный язык, не понятный
другим), это - так называемый жаргон.
Классификация жаргона
Представления
– это психические процессы, связанные
с воспроизведением в памяти ранее
усвоенной информации. В условиях
изоляции у ряда осуждённых формируются
превратные или ошибочные представления
о своих правах, обязанностях, будущей
жизни на свободе и др., что
отрицательно влияет на адаптацию к
свободной жизни.
Литература
1. Андреева Г.М, Социальная психология. М., 1999.
2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.
3. Рогов Н.И. Общая психология: Курс лекций. М., 1995.
4. Сухов А.Н., Бодалев А.В. Основы социально-психологической теории. Рязань, 1995.
5. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. Рязань, 1993.
6 . Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными. Рязань, 1985.
7. Димитров А.В., Сафронов В.П. Основы пенитенциарной психологии. М., 2003.
8. Ушатиков А.И. Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. Рязань, 2003.
9. Характеристика
личности осуждённого. М., 2004.