Психологические особенности образного мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 08:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение психологических особенностей и диагностика уровня развития мышления у военнослужащих срочной службы с разным уровнем образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность мышления, изучая и анализируя психологическую и педагогическую литературу.
2. Изучить уровень развития наглядно-образного мышления по методике « Пиктограмма».

Оглавление

Введение…………………………………………………………….….………3
Глава 1. Подходы к определению мышления……………………..................6
1.1. Общая характеристика мышления и его виды…………………….….…6
1.2. Сущность, структура и механизмы образного мышления. …………...10
1.3. Методы исследования мышления ...........................................................15
Глава 2. Экспериментальное исследование мышления… у военнослужащих срочной службы………………………………………………………… 18
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования………………………….………18
2.2. Методика исследования………………………………………………….18
2.3. Результаты исследования………………………………………………..23
2.4. Обсуждение результатов исследования……………………………..….27
Заключение……………………………………………………………………32
Библиография…….…………………………………………………………...35
Приложение…………………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

      Содержание 

Введение…………………………………………………………….….………3

Глава 1. Подходы к определению мышления……………………..................6

1.1. Общая  характеристика мышления и его  виды…………………….….…6

1.2. Сущность, структура и механизмы образного  мышления. …………...10

1.3. Методы  исследования мышления ...........................................................15

Глава 2. Экспериментальное исследование мышления… у военнослужащих срочной службы………………………………………………………… 18

2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования………………………….………18

2.2. Методика исследования………………………………………………….18

2.3. Результаты  исследования………………………………………………..23

2.4. Обсуждение  результатов исследования……………………………..….27

Заключение……………………………………………………………………32

Библиография…….…………………………………………………………...35

Приложение…………………………………………………………………...37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
 

      Актуальность  исследования мышления состоит в том, что усилия психологов в последние годы были сконцентрированы на исследовании в основном понятийного аппарата мышления, роль образов специально и систематически не исследовалась, что обусловило появление некоторых негативных тенденций в оценке значения образных форм мышления в обеспечении познавательной активности человека. Разработка методов изучения различных видов мышления еще отстает от запросов практики. Недостаточно определена общая стратегия разработки этих методов, нередко с их помощью изучаются лишь отдельные аспекты проблемы  мышления. Его наиболее развитые формы, сложные проявления изучены крайне мало. Поэтому поиски научно обоснованных методов изучения мышления, совершенствование уже имеющихся - актуальная задача современной психологии.

      Как показано в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова и др.) именно через понятия  осуществляется преобразование человеком  предметного мира, без чего невозможно усвоение знаний, овладение умениями и навыками, формирование потребностей, убеждений, интересов.

      Исследования  мышления имеют принципиальное значение не только для самой психологической  науки, но и для широкой социальной практики. Современная эргономика, техника отображения информации, бионика, художественное и графическое конструирование, искусствоведение не могут успешно развиваться без знания законов формирования и функционирования образного мышления. Это в равной мере относится и к педагогике, к теории обучения и воспитания (особенно эстетического, нравственного, художественного).  
 
 

      Объект исследования: группа военнослужащих срочной службы (18-25 лет) с разным уровнем образования – 15 человек.

      Предмет исследования: мышление.

      Целью данной курсовой работы является изучение психологических  особенностей и диагностика уровня развития мышления у военнослужащих срочной службы с разным уровнем образования.

      Гипотезой исследования является предположение в том, что эффективность развития мышления у военнослужащих срочной службы будет зависеть от уровня их образования. Испытуемые с высшим образованием при выполнении заданий должны показать более высокие результаты, чем испытуемые со средним специальным образованием.

      Задачи  исследования:

      1. Рассмотреть сущность  мышления, изучая и анализируя психологическую и педагогическую литературу.

      2. Изучить уровень развития наглядно-образного  мышления по методике « Пиктограмма».

      3. Оценить наглядно-образное мышление, связанное с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач с помощью методики «Прогрессивные матрицы Равена».

      4. Определить существование зависимости  развития  мышления от уровня  образования.

      5. Проанализировать полученные данные  и оценить возможность влияния  уровня образования на развитие мышления.

      Методика исследования.

      Методики:

      1. «Пиктограмма».

      2. «Прогрессивные матрицы Равена».

      3. «Сравнение понятий». 

      При выполнении курсовой работы нами рассмотрены  особенности мышления у военнослужащих срочной службы и выявлена зависимость  развития мышления от уровня образования испытуемых. В исследовании установлено: чем образованнее личность, тем эффективнее развивается мышление, характер и структура способов умственной деятельности.

      В процессе работы определилась проблема с диагностическими методами, позволяющими выявлять сложную, весьма специфическую природу умственного образа. Многие методы предназначены для диагностики интеллекта, нередко с их помощью изучаются лишь отдельные аспекты мышления.

      Научная новизна нашего исследования заключается:
      1. В экспериментальном изучении  содержания процесса решения  психодиагностических задач. Ранее  подобные исследования касались  лишь диагностических задач, применяемых  в дошкольных и школьных учреждениях.
      2. В индивидуальном подходе к  проблемам диагностики особенностей личности в воинских коллективах, обосновании необходимости изучения уровня мышления военнослужащих с целью развития и реализации их интеллектуального потенциала, а так же более рационального использования на воинских должностях.
      Практическая  значимость результатов исследования состоит в том, что учитывая повышение значимости познания, переосмысление роли и места психологии в развивающеся мире, реорганизацию системы образования, основанной на принципах демократизма и индивидуализма, данные исследования могут оказать существенную помощь в работе военных психологов с целью реализации внедряемых индивидуальных подходов к военнослужащим, оптимизации методов исследования и разработке новых.

      Глава 1. Подходы к определению  мышления

      1.1 Общая характеристика мышления и его виды

      Вопрос  о том, что такое мышление и  какова его роль в познании, труде, жизни, интересовал человечество с  давних пор. Уже в период античности в философии возникло разграничение деятельности органов чувств (ощущения) и деятельности мышления. Если Гераклит Эфесский (V в. до н. э.) разграничивал ощущение и мышление, то Парменид (V в. до н. э.) противопоставлял эти процессы, полагая, что только мышление может дать истинное и достоверное знание. Платон (IV в. до н. э.) подчеркивал, что роль разума в том и состоит, чтобы примирить порывы двух иррациональных частей души (выражаясь языком современной психологии - высшей и низшей мотивации), т. е. снять мотивационный конфликт в поведении человека. С тех пор проблема мышления находилась в поле внимания ученых, причем чаще всего именно мышление (разум) рассматривалось как высшая, подлинно человеческая способность.

      Мышление  представляет собой высшую форму  отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс, свойственный только человеку.

      Наше  познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

      Задача  мышления – раскрытие отношений  между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

      Мышление  – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами [29,с.38].

      С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит к обобщенному, теоретическому уровню, к понятиям. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений. Хорошим примером для иллюстрации этого являются многие понятия современной ядерной физики.

      Еще Г.К. Лихтенберг писал: «Когда людей  станут учить не тому, что они  должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно [13,с.29].

      Виды  мышления

      Мышление  – это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. В психологии выделяют и исследуют теоретическую, практическую и ряд промежуточных видов деятельности, содержащих в себе и те и другие операции. Мышление подразделяется на теоретическое и практическое. В свою очередь теоретическое может быть понятийным и образным, а практическое – наглядно-образным и наглядно-действенным [19,с.303].

      Теоретическое понятийное мышление – это такое  мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях.

      Теоретическое образное мышление отличается от понятийного  тем, что материалом, который здесь  использует человек для решения  задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи.

      Оба рассмотренных вида мышления – теоретическое  понятийное и образное – в действительности сосуществуют, но выражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное обобщенное отражение действительности; теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

      Отличительная особенность следующего вида мышления – наглядно-образного – состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей разного ранга и уровня, у людей, так называемых «операторных профессий», у всех тех, кому часто приходится принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя.

      Наконец, последний из обозначенных нами видов  мышления – это наглядно-действенное. Его особенность заключается  в том, что сам процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Информация о работе Психологические особенности образного мышления