Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 02:29, реферат
Стиль научного мышления, являясь культурой мышления научного сообщества, схватывает специфические черты исторической эпохи7 и с учетом этих особенностей организует познавательную деятельность ученых в рамках конкретного исторического периода. Стиль мышления служит предпосылкой и основанием научного знания и в этом качестве обеспечивает преемственность между теориями разных поколений.
Введение…………………………………….………………………………………………………………………3
Парадигма философии.………….…………………………………………………………………………..7
Особенности научного мышления………………………………………………….………………..8
Метод и методология………………………………………………………………………….……….….10
Методологическая функция……………………………………………………….……………………16
Заключение……………………………………………………….………………………….…………..………21
Список литературы……………………………………………………………………………..……..…….24
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Одесская Национальная Морская Академия
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Философские проблемы научного познания
на тему: Особенности современного научного мышления
Выполнил: курсант группы 1250
Питкевич А.В.
Одесса 2013
Содержание
Введение…………………………………….…………………
Парадигма философии.………….………………………………………
Особенности научного мышления………………………………………………….……
Метод и методология……………………………………………
Методологическая функция………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Философия — греческое слово
и в переводе на русский язык означает
«любовь к мудрости». Это древнейшая
наука, и в то же время она всегда
молодая, потому что идеи, выдвинутые
мыслителями, никогда не устаревают.
Устаревать могут знания, а мудрость
— это умение удивляться миру, видеть
его таким, каким не видит никто,
понять смысл собственного существования
и смысл существования
Изучение философии позволяет нам узнать мудрые советы относительно осмысленной жизни, относительно добра и зла, понять свое собственное место и предназначение в обществе и место человека в мироздании, выработать свое отношение к таким феноменам, как судьба, счастье, любовь, смерть. Ни физика, ни биология, ни лингвистика таких советов не дают — изучение этих дисциплин делает человека специалистом, а изучение философии может сделать человека умным. Быть умным — значит уметь правильно распоряжаться своей жизнью, уметь предусматривать последствия своих поступков, уметь быть счастливым и влюбленным в жизнь человеком.
Духовная культура человека покоится на четырех основаниях — это наука, религия, искусство и философия. Как нельзя себе представить общество без науки или искусства, так нельзя его представить без философии. Невозможно общество, где нет философов, то есть людей, которые ищут последние причины существования человека, общества, мира в целом, пытаются понять — куда идет человеческое общество, есть ли прогресс в истории, ожидает ли человечество конец или разум всегда будет существовать во Вселенной; что такое сама Вселенная и как может человек постигнуть ее бесконечность в пространстве и во времени, ее законы, — будучи сам ничтожной, исчезающею малой величиной в сравнении с се величием. Без этих поисков человеческое общество прекратило бы развиваться.
Философски мыслящим должен быть физик, изучающий законы происхождения и развития Вселенной; биолог, пытающийся понять, как возникла жизнь и чем живое отличается от неживого; лингвист, постигающий тайное родство человеческих языков и приходящий к мысли, что не мы говорим языком, а он, язык, говорит нами и через нас. Но философски мыслящим должен быть каждый человек, если он не хочет жить подобно заведенному автомату, марионетке в чужих руках, а хочет сам докопаться до сути своего дела, своих отношений с другими людьми, хочет быть самобытным человеком, который сам свободно строит свою жизнь.
Поэтому древний мудрец Сократ сравнивал философию с оводом, который постоянно летает над людьми, жалит их и не дает им спать, то есть жить бездумно и бессмысленно. Философия говорит человеку: думай, старайся понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение, в чем причина твоих бед и несчастий, кто виноват в них — общество или ты сам; ищи то дело, которое ты можешь сделать лучше всех; не поддавайся ненависти и злобе, старайся жить в любви и во что бы то ни стало делать добро; не будь сытой и всем довольной скотиной, мучайся своим несовершенством, своим неумением, своей трусостью и постоянно выковывай из себя человека; умей посмотреть на себя искренно — ведь большую часть своих достоинств и добродетелей ты сам себе придумал, ведь еще никому не стало теплее от твоего существования, никому ты еще не сделал добра, потому что делать добро — это искусство, а благими намерениями вымощена дорога в ад.
Таким образом, философия учит человека быть человеком, учит искусству жизни, искусству познания мира, искусству жить среди людей, искусству не бояться смерти и мужественно глядеть в лицо своей судьбе. Изучая философию, мы и постигаем это особое и, возможно, самое важное искусство.
Не только философия учит человека
быть человеком, этим же занимаются литература,
живопись, музыка, этим же занимается религия,
воспитывая человека и смягчая его
нравы. В отличие от них, философия
пытается найти методы познания природы
и общества, обобщить духовный опыт
человечества и выявить в его
истории некоторые
Человеку было бы намного проще жить, если бы самые главные вопросы его существования могли бы быть однажды доказаны раз и навсегда.
Такими главными философскими вопросами великий немецкий философ Иммануил Кант считал следующие: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?
На эти вопросы нельзя никогда дать окончательного ответа, каждая эпоха их решает по-своему, и каждый человек пытается на них по-своему ответить. Если физика со времен античности ушла далеко вперед в разгадке тайн материи, то философия снова и снова возвращается к этим «проклятым» вопросам, и только мучаясь над ним и пытаясь на них ответить, человечество продолжает существовать.
Попытки построения философии, — считал другой, не менее выдающийся немецкий философ А. Шопенгауэр, — были столь долго безуспешными потому, что ее пытались создать на пути науки, а не искусства (в данном случае имеется в виду искусство не как художественная деятельность, а как искусство жить, искусство познавать, искусство делать добро). Для философа категории и понятия — то же самое, что мрамор для скульптора, но так как всякое изложение в понятиях есть знание, то в этом смысле философия — наука: собственно говоря, считал Шопенгауэр, она есть нечто среднее между искусством и наукой или, вернее, нечто, объединяющее и то, и другое.
В той мере, в какой философия пытается быть наукой, подражать науке, брать на вооружение научные обороты и понятия, она является носителем знаний. Но знаний в философии мало: мы знаем годы жизни тех или иных философов, знаем основные понятия и категории, в которых пытались выразить свои идеи античные или средневековые мыслители. В той мере, в какой философия является искусством, она является носителем тайны.
Тайна — это то, что нельзя узнать, а нужно прожить: любовь — это тайна, смерть — это тайна, будешь умирать — узнаешь. Мы знаем, сколько клеток в нашем головном мозгу, какие там происходят процессы, но как к нам в голову приходит мысль — это тайна. Если бы мы ее знали, мы бы все были гениями. Самой большой тайной является сам человек, и вся его история — это процесс выяснения, что он есть такое. Как только он это выяснит, история, возможно, закончится. И главную роль в этом выяснении играет философия.
Парадигма философии
Паради́гма (от др.-греч. παράδ
Эта парадигма предлагает
смотреть на мир как на символически
отраженный в любом своем объекте,
что требует сильных изменений
в методологии научного подхода:
многие допущения, казавшиеся ученому
XVIII-XX вв. сами собой разумеющимися
и не вызывающими никаких
К примеру - Математика.
В основе современной математики лежит
теоретико-множественная концепция Георга
Кантора, которая кардинально противоречит
голографическим представлениям.
Под множеством в математике понимается
набор (совокупность) определенных объектов,
называемых его элементами, относительно
которых предполагается, что они однозначно
идентифицированы (то есть четко различаются
друг от друга) и как-либо отграничены
от всего остального мыслимого мира, то
есть имеется некоторое правило, позволяющее
определенно сказать, является любой объект
элементом данного множества или нет.
Это определение предполагает нечто
вроде тюремного порядка: имеется
тюрьма (множество) и набор заключенных
(элементы), рассаженных по одиночным
камерам (идентификация). Голографический
подход требует, чтобы сама тюрьма была
символически представлена у каждого
из узников: например, у него должен
быть ее план, на котором на всех камерах
указаны имена узников, и кроме
того, звездочкой отмечена его собственная
камера. Тогда множество А, состоящее
из элементов а, б, в, что на языке теории
множеств обозначается так: А={а, б, в}, выглядело
бы гораздо богаче: А={ а/ {а*, б, в}, б/{а, б*,
в}, в/{а, б, в*} } -(косая черта символизирует
план множества, имеющийся у элемента).
Далее в теории вводятся понятия
объединения и пересечения
Очевидно, должны быть какие-то основания для проведения этих операций, вытекающие из существа дела. Свойства объединения не могут целиком вытекать из свойств объединяемых множеств, но всегда должны содержать нечто новое, отражая понятия синтеза и медитации; пересечение же должно помнить о породивших его множествах, то есть множество {а, б} {а, в} по Кантору состоящее из одного элемента {а}, должно, тем не менее, сохранять память о своих "родителях" {а, б} и {а, в}, и при ближайшем рассмотрении выглядеть, скажем, так: {а/ {а, б} {а, в} } (здесь косая черта символизирует предысторию).
Итак, можно выделить следующие основные
принципы, которым должны подчиняться
ментальные концепции и теории:
а) Принцип санкционированности: на любое
действие следует иметь специальное разрешение;
б) Принцип памяти: каждое действие сохраняет
в своем результате память о всех операциях
(то есть членах операции);
в) Принцип люфта: результат действия никогда
не определен однозначно, и может несколько
меняться в зависимости от обстоятельств;
этот же принцип в несколько иной формулировке
звучит так:
г) Принцип побочного эффекта: всякое действие
всегда имеет неожиданные следствия, которые
могут оказаться незамеченными, но именно
они представляют максимальный интерес
для исследователя;
д) Принцип последовательной развертки:
в части всегда содержится информация
о целом, но извлечь ее можно лишь в несколько
этапов, потратив на каждом из них определенное
количество ментальной энергии.
Если концепция не обладает указанными
пятью свойствами, ее объектами трудно
моделировать каузальные потоки; с
этим, в частности, связан кризис теоретической
физики нашего века, которая никак
не решится расстаться с детерминизмом
в широком понимании этого
слова, в частности, в своем фундаменте,
то есть в математике и логике.
Особенности современного научного мышления
1.Объективность
Наиболее привлекательная, по мнению Пирса, особенность научного мышления — это его относительная объективность. Согласно Пирсу, быть объективным означает избегать таких человеческих факторов, как ожидания и склонности. В соответствии с такими взглядами объективный ученый представляется подобным машине в беспристрастном поиске истины. Сегодня, однако, никто не думает, что ученый может полностью отвлечься от существующих мнений, а быть объективным не значит лишиться естественных человеческих особенностей. Объективное наблюдение — это наблюдение, подтверждаемое несколькими исследователями. Для научного мира это означает необходимость достаточно точных определения терминов и описания процедуры исследования, для того чтобы другие ученые могли повторить данное исследование и получить аналогичные результаты. Такой процесс повторения исследования для проверки его результатов называется «репликация» (см. главу 7). Если результаты совпадают с полученными ранее, то вероятность существования данного психологического феномена возрастает, в противном случае — снижается. Последовательно неподтверждаемые результаты в конечном счете не принимаются — это делает науку самокорректирующейся системой. Как вы узнаете из следующей главы, отсутствие подтверждения результатов позволяет также раскрыть научное мошенничество.