Психологические особенности образного мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 08:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение психологических особенностей и диагностика уровня развития мышления у военнослужащих срочной службы с разным уровнем образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность мышления, изучая и анализируя психологическую и педагогическую литературу.
2. Изучить уровень развития наглядно-образного мышления по методике « Пиктограмма».

Оглавление

Введение…………………………………………………………….….………3
Глава 1. Подходы к определению мышления……………………..................6
1.1. Общая характеристика мышления и его виды…………………….….…6
1.2. Сущность, структура и механизмы образного мышления. …………...10
1.3. Методы исследования мышления ...........................................................15
Глава 2. Экспериментальное исследование мышления… у военнослужащих срочной службы………………………………………………………… 18
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования………………………….………18
2.2. Методика исследования………………………………………………….18
2.3. Результаты исследования………………………………………………..23
2.4. Обсуждение результатов исследования……………………………..….27
Заключение……………………………………………………………………32
Библиография…….…………………………………………………………...35
Приложение…………………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

      Испытуемые. В нашем исследовании в качестве испытуемых были привлечены 15 военнослужащих войсковой части 3472; возраст: 18-25 лет; образование: среднее-специальное-7 человек, высшее-8 человек; призванные в мае 2009 года. Исследование проводилось в изолированном помещении (в комнате информирования и досуга).

      Используемые  методики. В исследовании были использованы следующие методики:

    1. Методика «Пиктограмма» [27,с.96].
    2. Методика «Прогрессивные матрицы Равена» [27,с.105].

      3.  Методика «Сравнение понятий». 
 
 
 
 
 
 

      Методика  № 1. Исследование наглядно-образного  мышления с помощью  методики «Пиктограмма»

      Методика  была предложена отечественным нейропсихологом  А. Р. Лурией в 1936 г. Сущность методики состоит в передаче какого-либо вербально обозначенного понятия через его образ. Само название - пиктограмма - обозначает рисуночное письмо, когда предметы, события и действия обозначаются рисунками или условными знаками.

      Цель. Изучение особенностей наглядно-образного мышления, особенностей эмоционального состояния испытуемых, направленности их сознания, личностных свойств.

      Процедура проведения. Сущность методики состоит в передаче какого-либо вербально обозначенного понятия через его образ. Экспериментатор зачитывает слова, а испытуемый воспроизводит их в виде рисунка. Спустя 15-20 мин после выполнения задания, эксперт проверяет способность испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. При обработке данных учитывают не только показатели всех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему). Испытуемому не дается ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу используемых материалов: цвета, размера, времени.

      Обработка результатов. При обработке экспериментальных данных учитывают не только показатели всех четырех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.).

      Самый важный критерий - это критерий адекватности. В случае обоснованности связи между  предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак «+», при отсутствии связи - знак «-».

      Спустя 15-20 мин эксперт проверяет способность  испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Обычно для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. По первому и второму  критерию-восстанавливаемости понятий спустя отсроченный период можно судить о роли памяти в мышлении.  Третий критерий - конкретность-абстрактность - также оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Если это соответствие максимально конкретно, то эксперт оценивает пиктограмму в 1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный характер,  то пиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть и смешанные образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае они получают оценку в 2 балла. Экспертные оценки далее суммируются и подсчитываются средние данные. Четвертый критерий - стандартность-оригинальность пиктограмм - также оценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению, и, во-вторых, по степени совпадения образов у разных испытуемых. Совпадения уже говорят о стандартности выполнения задания, и такие пиктограммы получают низший балл, равный 1. Уникальные, не повторяющиеся пиктограммы получают оценку в 3 балла, промежуточные варианты получают оценку, равную 2 баллам. Результаты суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.

      Интерпретация результатов. Норма характеризуется высокими показателями по критерию адекватности - от 70 % и выше. Второй критерий - восстанавливаемости понятий спустя отсроченный период - в норме достаточно высок, от 80% и выше. По этому показателю можно судить о роли памяти в мышлении.

      Третий  критерий - конкретность-абстрактность, и четвертый критерий - стандартность-оригинальность пиктограмм - также оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту, которые в норме соответствуют величине в 2 балла. 

      Методика  № 2. «Прогрессивные матрицы Равена»

      Цель. Эта методика предназначена для оценивания наглядно-образного мышления, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

      Процедура проведения. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

      Тест  состоит из 60 таблиц (50 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

      В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

      Серия B - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

      Серия C - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

      Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

      Серия E основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

      Тест  строго регламентирован во времени - 20 мин.

      Обработка результатов. Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты. Оцениваем результаты.

      Интерпретация результатов. По специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

      1    степень - более 95% - высокий интеллект;

      2    степень - 75-94% - интеллект выше среднего;

      3    степень 25-74% - интеллект средний;

      4    степень - 5-24% - интеллект ниже среднего;

      5    степень - ниже 5% - дефект.

Методика  № 3. ОЦЕНКА МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

      Понятие определяется как единица мышления, отражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений  действительности и выражающаяся в словесной (вербальной) форме. Сравнивая понятия между собой, испытуемый проводит обследование общего поля семантических признаков и отбирает наиболее устойчивые, наиболее характерные. В некоторых случаях инструкцию меняют с целью определения творческих возможностей испытуемого, и ему предлагают пару понятий из заведомо разных семантических сфер: предположим, найти общий признак для таких пар понятий, как «ложка» и «лодка». В предлагаемой методике, составленной из 22 пар сравниваемых понятий, испытуемый сам должен установить наличие общего семантического поля и отдифференцировать «однополевые» пары от несопоставимых, которые соответствуют разным семантическим полям. Если испытуемый не видит различий между однородностью-разнородностью понятий и находит общие признаки у любых пар, ему можно приписать не только хорошую фантазию и склонность к воображению, но и склонность к резонерским демагогическим рассуждениям, которая может проявиться и в ряде других методик.

   Порядок проведения опыта. Испытуемые получают бланк с 22 парами сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7 - к разным. Инструкция для испытуемых состоит в том, чтобы указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. Обратите внимание, что в инструкции не требуется обязательно найти общие признаки. Правильные ответы по 15 однополевым парам оценивают в баллах, результаты суммируют. Норма соответствует показателям от 10 до 15 баллов. Более низкие результаты свидетельствуют о недостаточном умении выделять и обобщать признаки понятий.

Пример  материала методики

«Сравнение  понятий»

   Укажите общие существенные признаки для  следующих пар понятий.

1. Утро - вечер       12. Сани - телега

2. Корова - лошадь      13. Очки - деньги

3 Летчик-танкист       14. Озеро-река

4 Река - птица       15. Поезд - самолет

5. Дождь  - снег       16. Стакан - петух

6. Маленькая  девочка - большая кукла            17. Ось - оса

7. Обман-ошибка       18. Яблоко-вишня

8. Волк-луна       19. Лыжи-коньки

9. Ботинок - карандаш      20.Красный- зеленый

10. Золото - серебро      21. Ворона - воробей

11. Молоко - вода       22. Ветер - соль 

Список правильно  выделенных признаков для «однополевых»  пар понятий:

1. Часть (время)  суток.

2. Домашние (сельскохозяйственные) животные.

3. Военная профессия  (управление военной техникой).

5. Атмосферные  осадки.

6. Внешнее сходство, аналогия, размер, игра.

7. Причинно-следственное  искажение действительности.

10. Драгоценные  металлы.

11. Жидкость для  питья.

12. Сельский транспорт (гужевой транспорт).

14. Естественные  водоемы.

15. Транспорт.

18. Плоды фруктовых  деревьев (фрукты - ягоды).

19. Спортивный  зимний инвентарь, зимние виды  спорта.

20. Цвет.

21. Птицы.

   Семь  пар понятий относятся к семантически разным полям, и признаки между ними можно отнести к слабым, случайным, чисто внешним (например, в слове «ось» столько же букв, сколько и в слове «оса», или «ботинок» и карандаш» обозначают предметы быта).  
 

   2.3. Результаты исследования

Исследование  наглядно-образного  мышления с помощью методики

«Пиктограмма» (результаты в таблице №1)

      Таблица № 1

№ п\п Ф. И. О. Образование Критерий адекватности

(%)

(норма-70% и выше)

Критерий  воспроизведения спустя отсроченный период (%)

(норма  70% и выше)

Критерий  конкретности-абстрактности образа (баллы)

(норма  2)

Критерий  стандартности – оригинальности образа

(баллы)

(норма  2)

 
 
Уровень
1 Валеев Т.З. высшее 100 100 2 3 высокий
2 Зуйков А.А. Среднее спец. 100 80 2 2 средний
3 Керимов П.А. высшее 90 70 2 2 средний
4 Коробков П.А. Среднее спец 90 70 1 2 средний
5 Кузнецов В.О. Среднее спец 90 80 2 2 средний
6 Максимовских  А.П. высшее 100 70 2 1 средний
7 Малахов К.Ю. высшее 100 80 2 2 средний
8 Матузков М.С. Среднее спец 100 80 2 2 средний
9 Немиров А.Е. высшее 90 80 1 2 средний
10 Платонов В.С. высшее 80 90 2 2 средний
11 Потапов К.П. Среднее спец 70 60 1 1 низкий
12 Рубель Е.В. высшее 100 70 2 1 средний
13 Татаринов Ю.В. Среднее спец 80 60 1 1 низкий
14 Царев А.С. высшее 100 80 2 2 средний
15 Шведчиков Н.В. Среднее спец 100 80 2 2 средний

Информация о работе Психологические особенности образного мышления