Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 08:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение психологических особенностей и диагностика уровня развития мышления у военнослужащих срочной службы с разным уровнем образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность мышления, изучая и анализируя психологическую и педагогическую литературу.
2. Изучить уровень развития наглядно-образного мышления по методике « Пиктограмма».
Введение…………………………………………………………….….………3
Глава 1. Подходы к определению мышления……………………..................6
1.1. Общая характеристика мышления и его виды…………………….….…6
1.2. Сущность, структура и механизмы образного мышления. …………...10
1.3. Методы исследования мышления ...........................................................15
Глава 2. Экспериментальное исследование мышления… у военнослужащих срочной службы………………………………………………………… 18
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования………………………….………18
2.2. Методика исследования………………………………………………….18
2.3. Результаты исследования………………………………………………..23
2.4. Обсуждение результатов исследования……………………………..….27
Заключение……………………………………………………………………32
Библиография…….…………………………………………………………...35
Приложение…………………………………………………………………...37
Испытуемые. В нашем исследовании в качестве испытуемых были привлечены 15 военнослужащих войсковой части 3472; возраст: 18-25 лет; образование: среднее-специальное-7 человек, высшее-8 человек; призванные в мае 2009 года. Исследование проводилось в изолированном помещении (в комнате информирования и досуга).
Используемые методики. В исследовании были использованы следующие методики:
3.
Методика «Сравнение понятий».
Методика № 1. Исследование наглядно-образного мышления с помощью методики «Пиктограмма»
Методика была предложена отечественным нейропсихологом А. Р. Лурией в 1936 г. Сущность методики состоит в передаче какого-либо вербально обозначенного понятия через его образ. Само название - пиктограмма - обозначает рисуночное письмо, когда предметы, события и действия обозначаются рисунками или условными знаками.
Цель. Изучение особенностей наглядно-образного мышления, особенностей эмоционального состояния испытуемых, направленности их сознания, личностных свойств.
Процедура проведения. Сущность методики состоит в передаче какого-либо вербально обозначенного понятия через его образ. Экспериментатор зачитывает слова, а испытуемый воспроизводит их в виде рисунка. Спустя 15-20 мин после выполнения задания, эксперт проверяет способность испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. При обработке данных учитывают не только показатели всех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему). Испытуемому не дается ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу используемых материалов: цвета, размера, времени.
Обработка результатов. При обработке экспериментальных данных учитывают не только показатели всех четырех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.).
Самый важный критерий - это критерий адекватности. В случае обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак «+», при отсутствии связи - знак «-».
Спустя
15-20 мин эксперт проверяет
Интерпретация результатов. Норма характеризуется высокими показателями по критерию адекватности - от 70 % и выше. Второй критерий - восстанавливаемости понятий спустя отсроченный период - в норме достаточно высок, от 80% и выше. По этому показателю можно судить о роли памяти в мышлении.
Третий
критерий - конкретность-абстрактность,
и четвертый критерий - стандартность-оригинальность
пиктограмм - также оценивается экспертом
по степени соответствия пиктограммы
реальному объекту, которые в норме соответствуют
величине в 2 балла.
Методика № 2. «Прогрессивные матрицы Равена»
Цель. Эта методика предназначена для оценивания наглядно-образного мышления, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.
Процедура проведения. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.
Тест состоит из 60 таблиц (50 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.
В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия B - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия C - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия E основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.
Тест строго регламентирован во времени - 20 мин.
Обработка результатов. Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты. Оцениваем результаты.
Интерпретация результатов. По специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:
1 степень - более 95% - высокий интеллект;
2 степень - 75-94% - интеллект выше среднего;
3 степень 25-74% - интеллект средний;
4 степень - 5-24% - интеллект ниже среднего;
5 степень - ниже 5% - дефект.
Понятие определяется как единица мышления, отражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности и выражающаяся в словесной (вербальной) форме. Сравнивая понятия между собой, испытуемый проводит обследование общего поля семантических признаков и отбирает наиболее устойчивые, наиболее характерные. В некоторых случаях инструкцию меняют с целью определения творческих возможностей испытуемого, и ему предлагают пару понятий из заведомо разных семантических сфер: предположим, найти общий признак для таких пар понятий, как «ложка» и «лодка». В предлагаемой методике, составленной из 22 пар сравниваемых понятий, испытуемый сам должен установить наличие общего семантического поля и отдифференцировать «однополевые» пары от несопоставимых, которые соответствуют разным семантическим полям. Если испытуемый не видит различий между однородностью-разнородностью понятий и находит общие признаки у любых пар, ему можно приписать не только хорошую фантазию и склонность к воображению, но и склонность к резонерским демагогическим рассуждениям, которая может проявиться и в ряде других методик.
Порядок проведения опыта. Испытуемые получают бланк с 22 парами сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7 - к разным. Инструкция для испытуемых состоит в том, чтобы указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. Обратите внимание, что в инструкции не требуется обязательно найти общие признаки. Правильные ответы по 15 однополевым парам оценивают в баллах, результаты суммируют. Норма соответствует показателям от 10 до 15 баллов. Более низкие результаты свидетельствуют о недостаточном умении выделять и обобщать признаки понятий.
Пример материала методики
«Сравнение понятий»
Укажите общие существенные признаки для следующих пар понятий.
1. Утро - вечер 12. Сани - телега
2. Корова - лошадь 13. Очки - деньги
3 Летчик-танкист 14. Озеро-река
4 Река - птица 15. Поезд - самолет
5. Дождь - снег 16. Стакан - петух
6. Маленькая девочка - большая кукла 17. Ось - оса
7. Обман-ошибка 18. Яблоко-вишня
8. Волк-луна 19. Лыжи-коньки
9. Ботинок - карандаш 20.Красный- зеленый
10. Золото - серебро 21. Ворона - воробей
11. Молоко
- вода 22. Ветер - соль
Список правильно выделенных признаков для «однополевых» пар понятий:
1. Часть (время) суток.
2. Домашние (сельскохозяйственные) животные.
3. Военная профессия (управление военной техникой).
5. Атмосферные осадки.
6. Внешнее сходство, аналогия, размер, игра.
7. Причинно-следственное искажение действительности.
10. Драгоценные металлы.
11. Жидкость для питья.
12. Сельский транспорт (гужевой транспорт).
14. Естественные водоемы.
15. Транспорт.
18. Плоды фруктовых деревьев (фрукты - ягоды).
19. Спортивный зимний инвентарь, зимние виды спорта.
20. Цвет.
21. Птицы.
Семь
пар понятий относятся к
2.3. Результаты исследования
Исследование наглядно-образного мышления с помощью методики
«Пиктограмма» (результаты в таблице №1)
Таблица № 1
№ п\п | Ф. И. О. | Образование | Критерий
адекватности
(%) (норма-70% и выше) |
Критерий
воспроизведения спустя
отсроченный период (%)
(норма 70% и выше) |
Критерий
конкретности-абстрактности
образа (баллы)
(норма 2) |
Критерий
стандартности – оригинальности
образа
(баллы) (норма 2) |
Уровень |
1 | Валеев Т.З. | высшее | 100 | 100 | 2 | 3 | высокий |
2 | Зуйков А.А. | Среднее спец. | 100 | 80 | 2 | 2 | средний |
3 | Керимов П.А. | высшее | 90 | 70 | 2 | 2 | средний |
4 | Коробков П.А. | Среднее спец | 90 | 70 | 1 | 2 | средний |
5 | Кузнецов В.О. | Среднее спец | 90 | 80 | 2 | 2 | средний |
6 | Максимовских А.П. | высшее | 100 | 70 | 2 | 1 | средний |
7 | Малахов К.Ю. | высшее | 100 | 80 | 2 | 2 | средний |
8 | Матузков М.С. | Среднее спец | 100 | 80 | 2 | 2 | средний |
9 | Немиров А.Е. | высшее | 90 | 80 | 1 | 2 | средний |
10 | Платонов В.С. | высшее | 80 | 90 | 2 | 2 | средний |
11 | Потапов К.П. | Среднее спец | 70 | 60 | 1 | 1 | низкий |
12 | Рубель Е.В. | высшее | 100 | 70 | 2 | 1 | средний |
13 | Татаринов Ю.В. | Среднее спец | 80 | 60 | 1 | 1 | низкий |
14 | Царев А.С. | высшее | 100 | 80 | 2 | 2 | средний |
15 | Шведчиков Н.В. | Среднее спец | 100 | 80 | 2 | 2 | средний |
Информация о работе Психологические особенности образного мышления