Особенности мышления в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:19, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотреть указанные процессы ребёнка в дошкольном возрасте и указать на их особенности. Подтвердить, что в дошкольном возрасте внимание ребёнка концентрируется не долго, что присутствует умственная не зрелость, потому что ребёнок хочет сделать больше, чем может. Показать, что в дошкольном возрасте мышление у ребёнка конкретное и буквальное и что высоко развито воображение.

Оглавление

Введение
1. Особенности развития мышления
1.1. Характеристика развития мышления
1.2. Образное мышление ребёнка
1.3. Взаимосвязь форм мышления ребёнка
2. Осмысление речи и развитие внимания в дошкольном возрасте
2.1. Развитие функций речи
2.2 Феномен эгоцентрической речи
2.3. Внимание в дошкольном возрасте
3. Память и воображение
3.1. Особенности развития памяти
3.2. Развитие воображения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

особенности мышления в дошкольном воз-те..docx

— 60.30 Кб (Скачать)

Введение

1. Особенности развития  мышления

1.1. Характеристика развития  мышления

1.2. Образное мышление  ребёнка

1.3. Взаимосвязь форм мышления  ребёнка

2. Осмысление речи и  развитие внимания в дошкольном  возрасте

2.1. Развитие функций речи

2.2 Феномен эгоцентрической  речи

2.3. Внимание в дошкольном  возрасте

3. Память и воображение

3.1. Особенности развития  памяти

3.2. Развитие воображения

Заключение

Список используемой литературы

Введение.

Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности. К 3 - 4 годам ребёнок как бы освобождается  от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить  и объяснить для себя окружающий мир, установить в нём какие-то связи  и закономерности. Примерно с 5лет  начинается расцвет идей маленьких  философов о происхождении луны, солнца, о сходстве разных животных, о нравах растений и т.д. Постепенно возникает первый абрис детского мировоззрения.

Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.

В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая  употреблением все большего числа  предметов по их функциональному  назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному  миру, с изумлением открывает для  себя некоторую относительность  постоянства вещей. При этом он уясняет  для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу  рукотворного мира: постоянство функционального  назначения вещи и относительность  этого постоянства.

В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками, ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте.

Испытывая потребность в  любви и одобрении, осознавая  эту потребность и зависимость  от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным  телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного  отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес  к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой  идентификации. Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребенком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью.

В этот период продолжают бурно  развиваться речь, способность к  замещению, к символическим действиям  и использованию знаков, наглядно-действенное  и наглядно-образное мышление, воображение  и память Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000г. - С 163. .

Целью данной курсовой работы является рассмотреть указанные  процессы ребёнка в дошкольном возрасте и указать на их особенности. Подтвердить, что в дошкольном возрасте внимание ребёнка концентрируется не долго, что присутствует умственная не зрелость, потому что ребёнок хочет сделать  больше, чем может. Показать, что  в дошкольном возрасте мышление у  ребёнка конкретное и буквальное и что высоко развито воображение.

Тема данной курсовой работы актуальна, потому что изучение умственной структуры ребёнка дошкольного  возраста всегда поможет любому человеку понять процессы развития своего ребёнка  и тем самым помочь наиболее активно  развить в нём какие-либо способности.

Для написания работы были использованы следующие источники  литературы: Психология личности и  деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Смирнова Е.О. Детская психология, Мухина В. С. Возрастная психология и др.

1.  
Особенности развития мышления

Область познания ребёнка-дошкольника  значительно расширяется. Оно выходит за пределы того, что происходит дома или в детском саду, и охватывает более широкий круг явлений природы и общественной жизни, с которыми ребёнок знакомится на прогулках, во время экскурсий или же из рассказов взрослых, из прочитанной ему книги и т. д.

Развитие мышления ребёнка-дошкольника  неразрывно связано с развитием  его речи, с обучением его родному  языку. В умственном воспитании дошкольника  всё большую роль играют, наряду с наглядным показом, словесные  указания и объяснения родителей  и воспитателей, касающиеся не только того, что ребёнок воспринимает в  данный момент, но и предметов и  явлений, о которых ребёнок впервые  узнаёт при помощи слова. Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные  объяснения и указания понимаются ребёнком (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются  его практическим опытом, если они  находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит воспитатель, либо в представлениях ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.

В ран-нем детстве закладываются основы развития мышления ребенка: при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мыш-ления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. К концу раннего детства, относится и начало формирования знаковой функции сознания, когда ребенок овладевает употреблением предметов и изображений в качестве знаков - заместителей других предметов.

1.1. Характеристика  развития мышления

В дошкольном детстве ребенку  приходится разрешать все более  сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования  связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных  и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая  новые результаты. Дети обнаруживают и используют зависимость между  степенью влажности глины и ее податливостью при лепке, между  формой конструкции, и ее устойчивостью, между силой удара по мячу и  высотой, на которую он подпрыгивает, ударяясь о пол, и т.д. Развивающееся  мышление дает детям возможность  заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для  освоения окружающего мира, которое  выходит за рамки задач, выдвигаемых  их собственной практической деятельностью  Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М., 1999. .

Ребенок начинает ставить  перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек. Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами Там же. .

От выяснения наиболее простых, прозрачных, лежащих на поверхности  связей и отношений вещей дошкольники  постепенно переходят к пониманию  гораздо более сложных и скрытых  зависимостей. Один из важнейших видов  таких зависимостей - отношения причины  и следствия. Исследования показали, что трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули - он упал). Но уже в  четыре года дошкольники на-чинают понимать, что причины явлений могут заключаться и в свой-ствах самих предметов (столик упал, потому что у него одна ножка). В старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства (столик упал, «потому что он был на одной ножке, потому что там еще много краев, потому что тяжелое и не подперто»).

Наблюдение тех или  иных явлений, собственный опыт действий с предметами позволяют старшим  дошкольникам уточнять представления  о причинах явлений, приходить путем  рассуждений к более правильному  их пониманию.

К концу дошкольного возраста дети начинают решать довольно сложные  задачи, требующие понимания некоторых  физических и других связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях.

Расширение круга задач, доступных мышлению ребенка, связано  с усвоением им все новых и  новых знаний. Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Дело в том, что усвоение знаний происходит в результате мышления, представляет собой решение мыслительных задач. Ребенок попросту не поймет объяснений взрослого, не извлечет никаких уроков из собственного опыта, если не сумеет выполнить мыслительных действий, направленных на выделение тех связей и отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зависит успех  его деятельности. Когда новое  знание усвоено, оно включается в  дальнейшее развитие мышления и используется в мыслительных действиях ребенка  для решения последующих задач.

Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование  мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет  ребенок, зависит, какие знания он может  усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризацин внешних ориентировочных действий.

Действуя в уме с  образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и  его результат и таким путем  решает стоящую перед ним задачу. Это уже знакомое нам наглядно-образное мышление. Выполнение действий со знаками  требует отвлечения от реальных предметов. При этом используются слова и  числа как заместители предметов. Мышление, осуществляемое при помощи действий со знаками, является отвлеченным  мышлением. Отвлеченное мышление подчиняется  правилам, изучаемым наукой логикой, и называется, поэтому логическим мышлением Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000г..

Правильность решения  практической или познавательной задачи, требующей участия мышления, зависит  от того, сможет ли ребенок выделить и связать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые  важны, существенны для ее решения. Если ребенок пытается предсказать, поплывет предмет или утонет, связывая плавучесть, например, с величиной  предмета, он только, случайно, может  угадать решение, так как выделенное им свойство в действительности несущественно  для плавания. Ребенок, который в  этой же ситуации связывает способность  тела плавать с материалом, из которого оно сделано, выделяет значительно  более существенное свойство; его  предположения будут оправдываться  намного чаще, но опять-таки не всегда. И только выделение удельного  веса тела по отношению к удельному  весу жидкости (этими знаниями ребенок  овладевает при изучении физики в  школе) даст безошибочное решение во всех случаях.

1.2. Образное мышление  ребёнка

Образное мышление - основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении  узкого круга практических задач, связанных  с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, и которых действие, выполняемое  рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата,- перемещение предмета, его использование  или изменение Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2005. .

Однако в усложняющейся  деятельности ребенка появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и  для его достижения необходимо будет  учесть связи между двумя или  несколькими явлениями, происходящими  одновременно или последовательно. Простейшим примером может служить  отскакивание мяча от стенки или пола: прямой результат действия здесь заключается в том, что мяч ударяется о стенку, косвенный - в том, что он возвращается к ребенку. Задачи, где необходимо учитывать косвенный результат, возникают в играх с механическими игрушками, в конструировании (от величины основания постройки зависит ее устойчивость) и во многих других случаях.

Младшие дошкольники решают подобные задачи при помощи внешних  ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно-действенного мышления. Так, если детям предлагают задачу на использование  рычага, где прямой результат действия заключается в отодвигании от себя его ближнего плеча, а косвенный - в приближении дальнего, младшие  дошкольники пробуют двигать  рычаг в разных направлениях, пока не найдут нужного. В игре, где нужно  установить шарик на наклонной плоскости  так, чтобы он, разогнавшись, прокатился на определенное, заранее заданное расстояние, дети каждый раз добиваются этого путем проб: помещают шарик  то в одном, то в другом месте, пока не наткнутся на правильное решение. Решение, найденное путем проб, дети могут запомнить. Но стоит видоизменить задачу - ввести рычаг другой формы  или изменить расстояние, на которое  должен прокатиться шарик, как пробы  начинаются заново.

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а  потом и более сложных задач  с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних  проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям  с предметами, а получив необходимый  результат в уме.

Возможность переходить к  решению задач в уме возникает  благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер, отображают не все особенности  предмета, ситуации, а только те, которые  существенны с точки зрения решения  той или иной задачи Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М., 1985.

Информация о работе Особенности мышления в дошкольном возрасте