Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:19, контрольная работа
Целью данной курсовой работы является рассмотреть указанные процессы ребёнка в дошкольном возрасте и указать на их особенности. Подтвердить, что в дошкольном возрасте внимание ребёнка концентрируется не долго, что присутствует умственная не зрелость, потому что ребёнок хочет сделать больше, чем может. Показать, что в дошкольном возрасте мышление у ребёнка конкретное и буквальное и что высоко развито воображение.
Введение
1. Особенности развития мышления
1.1. Характеристика развития мышления
1.2. Образное мышление ребёнка
1.3. Взаимосвязь форм мышления ребёнка
2. Осмысление речи и развитие внимания в дошкольном возрасте
2.1. Развитие функций речи
2.2 Феномен эгоцентрической речи
2.3. Внимание в дошкольном возрасте
3. Память и воображение
3.1. Особенности развития памяти
3.2. Развитие воображения
Заключение
Список используемой литературы
В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков- наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие объективно, независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. Отображение объективных связей - необходимое условие усвоения знаний, выходящих за рамки ознакомления с отдельными предметами и их свойствами Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2005. .
В деятельности взрослых людей
наглядные пространственные модели
выступают в виде различного рода
схем, чертежей, карт, графиков, объемных
моделей, передающих взаимосвязь частей
тех или иных объектов. В детской
деятельности такими моделями служат
создаваемые детьми конструкции, аппликации,
рисунки. Исследователи давно обратили
внимание на то, что детский рисунок
в большинстве случаев
Дети очень легко и
быстро понимают разного рода схематические
изображения и с успехом
Многие виды знаний, которые
ребенок не может усвоить на основе
словесного объяснения взрослого или
в процессе организованных взрослыми
действий с предметами, он легко
усваивает, если эти знания дают ему
в виде действий с моделями, отображающими
существенные черты изучаемых явлений.
Так, в процессе обучения пятилетних
дошкольников математике было обнаружено,
что чрезвычайно трудно ознакомить
детей с отношениями части
и целого. Словесные объяснения дети
не понимают, а действуя с составными
предметами, усваивают названия «часть»
и «целое» только применительно
к данному конкретному
Чрезвычайно эффективным
оказалось использование
Таким образом, при соответствующих
условиях обучения образное мышление
становится основой для усвоения
старшими дошкольниками обобщенных
знаний. К таким знаниям относятся
представления о соотношении
части и целого, о связи основных
элементов конструкции, составляющих
ее каркас, о зависимости строения
мела животных от условий их жизни
и др. Усвоение такого рода обобщенных
знаний очень важно для развития
познавательных интересов ребенка.
Но оно имеет не меньшее значение
и для развития самого мышления.
Обеспечивая усвоение обобщенных знаний,
образное мышление само совершенствуется
в результате использования этих
знаний при решении разнообразных
познавательных и практических задач.
Приобретенные представления о
существенных закономерностях дают
ребенку возможность
Переход к построению модельных образов, дающих возможность усваивать и использовать обобщенные знания - не единственное направление в развитии образного мышления дошкольников. Важное значение имеет то, что представления ребенка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.
1.3. Взаимосвязь форм мышления ребёнка
Умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.
Одна из наиболее ранних форм мышления -- наглядно-действенное -- возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызванных практическими действиями. В процессе многократных действий с предметами ребенок выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством познания действительности.
Другой характерной для
дошкольников формой умственной деятельности
является наглядно-образное мышление,
когда ребенок оперирует не конкретными
предметами, а их образами и представлениями.
Важным условием формирования этого
вида мышления является способность
различать план реальных объектов и
план моделей, отражающих эти объекты.
Действия, осуществляемые на моделях,
относятся ребенком к оригиналу,
что создает предпосылки «
Наконец, третьей формой
интеллектуальной деятельности ребенка
является логическое мышление, которое
только складывается к концу дошкольного
возраста. Логическое мышление характеризуется
тем, что здесь ребенок оперирует
достаточно абстрактными категориями
и устанавливает различные
Между этими формами мышления складываются достаточно сложные и противоречивые отношения. С одной стороны, внешние практические действия, интериоризуясь, превращаются во внутренние, и, следовательно, практические действия являются исходной формой всех видов мышления. Но само практическое действие требует учета и фиксации изменений объекта в процессе предметного действия. А это значит, что ребенок должен представлять предшествующие состояния объекта (которые уже исчезли) и сопоставлять их с наличными. Кроме того, внешнее предметное действие включает его цель, будущий результат, который также не может быть представлен налично и существует только в плане представлений или поня-тий. Успешность осуществления внешнего действия зависит от понимания ребенком общего смыслового контекста и от его прошлого опыта. Значит, осуществление практических действий даже маленького ребенка предполагает наличие образного плана и опирается на него.
Н. Н. Поддъяков исследовал особый тип мышления ребенка, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием.
Детское экспериментирование
не задается взрослым, а строится самим
ребенком. Как и экспериментирование
у взрослых, оно направлено на познание
свойств и связей объектов и осуществляется
как управление тем или иным явлением:
человек приобретает
Процесс мышления предполагает
не только использование уже отработанных
схем и готовых способов действия,
но и построение новых (конечно, в
пределах возможностей самого ребенка).
Экспериментирование
В процессе экспериментирования у ребенка возникают новые, неясные знания. Поддъяков выдвинул предположение о том, что процесс мышления развивается не только от незнания к знанию (от непонятного к понятному, от неясных знаний к более четким и определенным), но и в обратном направлении -- от понятного к непонятному, от определенного к неопределенному. Способность строить свои, пусть еще неясные догадки, удивляться, задавать себе и окружающим вопросы является не менее важной в развитии мышления, чем воспроизведение готовых схем и усвоение знаний, даваемых взрослым. Именно эта способность лучше всего развивается и проявляется в процессе детского экспериментирования.
Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка и способствующие детскому экспериментированию.
Н. Н. Поддъяковым и его сотрудниками было разработано множество оригинальных аппаратов и ситуаций, активизирующих мышление детей. Так, в одном из его исследований ставилась задача подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию кинематических зависимостей (зависимость времени, скорости и расстояния). Детям предлагалась специальная установка, где по желобкам разной длины скатывались одинаковые шарики. Наклон каждого желобка можно было менять с помощью вращающейся ручки. После целого ряда проб дети неожиданно для себя устанавливали, что при определенном наклоне желобков шарик, сбегающий по длинному желобу, обгоняет тот, который сбегает по короткому. В ходе экспериментирования дети научились так регулировать наклон желобков, что ставили себе различные цели и успешно осуществляли их Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003. .
Другая установка, разработанная Поддъяковым, представляла собой ящик с ручкой, которую можно было вра-щать по часовой стрелке или против нее, и в зависимости от этого в специальных окошках появлялись или исчезали картинки. В процессе экспериментирования с этим прибором дети устанавливали зависимости между вращением ручки и сменой картинок.
Появлению неясных знаний и постановке новых вопросов способствуют также противоречивые ситуации, в которых один и тот же объект в разные моменты времени обладает противоречивыми, исключающими друг друга свойствами. Система таких ситуаций была разработана Н. Е. Вераксой. Например, специальное внутреннее устройство цилиндра позволяло ему в одних случаях катиться по наклонной плоскости вниз, а в других вверх, вызывая удивление и догадки дошкольников. Дети пытались увязать эти явления между собой, активно искали причину, лежащую в основе этих противоречивых свойств странного предмета. Последовательное усложнение противоречивых ситуаций вело к развитию гибкости, динамичности детского мышления, к появлению элементов диалектики в детских рассуждениях.
Такого рода приемы, по-видимому, способствуют активности и самостоятельности мыслительной деятельности ребёнка.
Таким образом, особенности восприятия и мышления ребёнка объясняются не индивидуализмом, а отсутствием общественных средств и способов решения задачи.
2. Осмысление речи и развитие внимания в дошкольном возрасте
Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких
направлениях: совершенствуется ее практическое
употребление в общении с другими
людьми, вместе с тем речь становится
основой перестройки
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым, расширяя круг его внимания. Перемещение в пространстве открывает для малыша новые возможности, теперь он сам выбирает объект, на который направляет внимание.
Освоение назначения, функций
предметов, совершенствование действий
с ними позволяют, с одной стороны,
направлять внимание на большее число
сторон и признаков в объектах,
ас другой, совершенствовать свойства
самого внимания - распределение, переключение
Диагностика умственного
В связи с овладением речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она «формулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.
2.1. Развитие функций речи
На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания; индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития.
Информация о работе Особенности мышления в дошкольном возрасте