Особенности мышления в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:19, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотреть указанные процессы ребёнка в дошкольном возрасте и указать на их особенности. Подтвердить, что в дошкольном возрасте внимание ребёнка концентрируется не долго, что присутствует умственная не зрелость, потому что ребёнок хочет сделать больше, чем может. Показать, что в дошкольном возрасте мышление у ребёнка конкретное и буквальное и что высоко развито воображение.

Оглавление

Введение
1. Особенности развития мышления
1.1. Характеристика развития мышления
1.2. Образное мышление ребёнка
1.3. Взаимосвязь форм мышления ребёнка
2. Осмысление речи и развитие внимания в дошкольном возрасте
2.1. Развитие функций речи
2.2 Феномен эгоцентрической речи
2.3. Внимание в дошкольном возрасте
3. Память и воображение
3.1. Особенности развития памяти
3.2. Развитие воображения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

особенности мышления в дошкольном воз-те..docx

— 60.30 Кб (Скачать)

Коммуникативная функция. Одна из основных функций речи, развивающихся  в дошкольном возрасте, - коммуникативная  функция, или функция общения. Уже  в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение  в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок. Общение  в конкретной ситуации по поводу тех  или иных действий и предметов  осуществляется с помощью ситуативной  речи. Эта речь представляет собой вопросы, возникающие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы, наконец, определен-ные требования.

Ситуативная речь вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна  постороннему лицу, не знающему ситуации. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами. Так, например, типичным для ситуативной  речи является выпадение подразумеваемого подлежащего. Оно по большей части  заменяется местоимением. Речь так  и пестрит словами «он», «она», «они», причем по контексту невозможно установить, к кому (или к чему) эти местоимения относятся. Точно  так же речь изобилует наречиями  и словесными шаблонами, которые, однако, вовсе не уточняют ее содержания. Указание «там» выступает, например, как указание по форме, но не по существу.

Партнер ребенка по диалогу  ждет от него ясной, выразительной речи, требует построения речевого контекста, более независимого от речевой ситуации. Под влиянием окружающих ребенок  начинает перестраивать ситуативную  речь на речь, более понятную слушателю. Постепенно он вводит вместо бесконечно повторяющихся местоимений существительные, которые вносят определенную ясность. У старших дошкольников, когда  они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая  конструкция: ребенок сначала вводит местоимение («она», «он»), а затем, как  бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «Она (девочка) пошла»; «Она (корова) забодала»; «Он (волк) напал»; «Он (шар) покатился» и т.д. Это существенный этан в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно.

По мере расширения круга  общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной  речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем. чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия. Пересказ книг, рассказ об интересном факте или описание предмета не могут быть поняты слушателем без вразумительного изложения. Ребенок начинает предъявлять требования к самому себе и пытается следовать им при построении речи Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. - СПб., 1998. .

Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает  пользоваться ситуативной речью. Ситуативная  речь не является речью низшего ранга. В условиях непосредственного общения  ею пользуется и взрослый. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости  от условий и характера общения.

Контекстной речью ребенок  овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском  саду детям приходится излагать более  отвлеченное содержание, чем в  ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых  средствах и формах, которые дети усваивают из речи взрослых. Ребенок  дошкольного возраста в этом направлении  делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие контекстной речи происходит в школьном возрасте.

Особым типом речи ребенка  является объяснительная речь. В старшем  дошкольном возрасте у ребенка возникает  потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто  даже незначительное недопонимание  приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в  ситуации, которую собеседник должен понять.

Планирующая функция. На протяжении дошкольного возраста речь ребенка  превращается в средство планирования и регуляции его практического  поведения. В этом заключается вторая функция речи. Выполнять эту функцию  речь начинает в связи с тем. что она сливается с мышлением ребенка.

Мышление ребенка в  раннем детстве включено в его  практическую предметную деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задач выступает в  виде обращений к взрослому за помощью. К концу раннего детства  в речи детей, взявшихся за разрешение какой-либо задачи, появляется много  слов, которые как будто никому не адресованы. Частично это восклицания, выражающие отношение ребенка к происходящему, частично - слова, обозначающие действия и их результаты (например, ребенок берет молоток, стучит и комментирует свои действия следующим образом: «Тук-тук... забил. Вова забил!»).

Речь ребенка, возникающая  во время деятельности и обращенная к себе самому, называется эгоцентрической  речью. На протяжении дошкольного возраста эгоцентрическая речь изменяется. В  ней появляются высказывания, не просто констатирующие то, что делает ребенок, а предваряющие и направляющие его  практическую деятельность.

Знаковая функция. Как  уже было показано выше, в игре, рисовании  и других видах продуктивной деятельности ребенок открывает для себя возможность  использовать предметы-знаки в качестве заместителей отсутствующих предметов.

Развитие речи как знаковой формы деятельности не может быть понято вне соотношения с развитием  других знаковых форм. В игре ребенок  открывает знаковый смысл предмета-заместителя, а в рисовании - знаковый смысл  графических построений. Одновременное  называние, одним словом-наименованием  отсутствующего предмета и его заместителя  или предмета и графического построения насыщает значение слова знаковым смыслом. Знаковый смысл постигается в  предметной деятельности (ребенок постепенно овладевает функциональным назначением  предметов), слово, оставаясь одним  и тем же в своем наименовании, меняет свое психологическое содержание. Слово выступает как своеобразный знак, используемый для хранения и  передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами  словесного обозначения.

На этапе развития знаковой функции в дошкольном возрасте ребенок  интенсивно продвигается в пространство знаковых замещений объективных  природных и собственно человеческих реалий. Знаковая функция речи - ключ для вхождения в мир человеческого  социально-психологического пространства, средство для понимания людьми друг друга.

Экспрессивная функция. Генетически  самая древняя функция, свойственная всем высокоорганизованным животным - экспрессивная функция. Вся эмоциональная  сфера работает на экспрессивную  функцию речи, окрашивая ее коммуникативную  и все остальные стороны. Экспрессивная  функция сопутствует всем видам  речи, начиная от автономной (речи для  себя).

В дошкольном возрасте, особенно в возрасте трех-четырех лет, чувства  господствуют над всеми сторонами  жизни ребенка, придавая им особую окраску  и выразительность. Маленький ребенок  еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается  в плену у захватившего его  чувства, как автономная - речь ребенка  пронизывается его эмоциями по поводу неудачных действий.

Общаясь с другими людьми, ребенок в речи проявляет свое эмоцио-нальное отношение к тому, о чем он стремится рассказать, или к самим участникам общения. Экспрессивная функция пронизывает не только невербальные формы общения, но и влияет на построение речи ребенка. Эта особенность детской речи делает ее весьма выразительной.

Эмоциональная непосредственность детской речи с приязнью принимается  окружающими ребенка взрослыми. Для хорошо рефлексирующего малыша это может стать средством воздействия на взрослых. Однако «детскость», нарочито демонстрируемая ребенком, не принимается большинством взрослых, поэтому ему приходится совершать над собой усилие - контролировать себя и быть естественным, а не демонстративным.

2.2. Феномен эгоцентрической  речи

Одним из доказательств эгоцентризма детской мысли Пиаже считал феномен  эгоцентрической детской речи, открытый и подробно описанный им. Пиаже  обратил внимание на то, что дети 4--6 лет часто сопровождают свои действия ни к кому не обращенными высказываниями. Он пришел к выводу, что все разговоры  детей можно подразделить на две  большие группы -- эгоцентрическую и социализированную речь. Эгоцентрическая речь отличается тем, что ребенок говорит сам для себя, никому не адресуя свои высказывания, не ожидая ответа и не интересуясь, слушают его или нет. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Этот словесный аккомпанемент детской деятельности существенно отличается от социализированной речи, функция которой совершенно иная: здесь ребенок просит, обменивается мыслями, задает вопросы, пытается воздействовать на окружающих и пр.

Пиаже полагал, что эгоцентрическая  речь ребенка ничего существенно  не меняет ни в деятельности, ни в  переживаниях ребенка, она, как аккомпанемент, сопровождает основную мелодию, не вмешиваясь в ее строй. Она является как бы побочным продуктом детской активности, в котором находят свое отражение  миражные формы мышления ребенка. Поскольку  главной сферой жизни в этом возрасте является игра, в которой ребенок  живет в мире своих грез и фантазий, эта «несоциальная» работа детского воображения и выражается в эгоцентрической  речи. А так как эта речь не несет на себе никакой полезной функции, естественно, что в процессе детского развития она постепенно отмирает, уступая место другим, социализированным  формам мышления и речи.

Такое объяснение природы  эгоцентрической речи прямо вытекает из основных положений общей концепции  Пиаже. Эгоцентрическая мысль представляет собой как бы середину между аутической и социальной формой мысли. Она содержит в себе моменты эгоцентрической мысли (направлена на удовлетворение желаний, неосознанна, спонтанна) и в то же время имеет черты, сближающие ее с социализированной мыслью взрослых (учитывает окружающую действительность и приспосабливается к ней, хотя и выражается в речи эгоцентрической, не подразумевающей позицию другого). Таким образом, эгоцентрическая мысль, согласно Пиаже, с генетической точки зрения образует переходную ступень в развитии мышления от аутизма к логике.

Однако Л.С. Выготский дает феномену эгоцентрической детской речи совсем другую, во многом противоположную интерпретацию. Его исследования привели к выводу о том, что эгоцентрическая речь очень рано начинает выполнять в деятельности ребенка чрезвычайно важную своеобразную роль. Он попытался понять, чем вызывается эгоцентрическая речь ребенка, и какие причины ее порождают. Для этого в деятельность ребенка вносился ряд затрудняющих моментов.

В такой речи ребенок с  помощью слов пытался осмыслить  ситуацию и спланировать свои ближайшие  действия. Дети старшего возраста (после 7 лет) вели себя несколько иначе -- они всматривались, обдумывали, а затем находили выход.

Эгоцентрическая речь дошкольника  имеет много общего с внутренней речью взрослого человека. Во-первых, и та, и другая есть речь для себя, не выполняющая какой-либо социальной функции. Во-вторых, их объединяет общее  строение. Как показал Пиаже, эгоцентрическая  речь непонятна окружающим, она сокращена, обнаруживает тенденцию к пропускам  или ко-ротким замыканиям; если ее оторвать от ситуации, в которой она возникла, она не будет иметь никакого смысла. Все это, несомненно, сближает эгоцентрическую речь ребенка и внутреннюю речь взрослого. Факт исчезновения эгоцентрической речи в школьном возрасте позволяет говорить о том, что после 7 лет происходит не ее отмирание, а ее превращение во внутрен-нюю речь, или уход ее внутрь.

Таким образом, ход развития мышления и речи, с точки зрения Выготского, можно представить следующим образом. Первоначальная функция речи ребенка чисто социальная -- функция сообщения, связи между людьми и воздействия на окружающих. На определенной ступени развития, которая приходится на дошкольный возраст, функции речи дифференцируются на эгоцентрическую, которая становится средством мышления, и коммуникативную, осуществляющую связь с другими людьми. Обе эти функции речи являются в равной мере социальными, но разнонаправленными. Эгоцентрическая речь возникает на основе социальной путем перенесения ребенком социальных форм поведения в сферу личных психических функций. Ребенок начинает разговаривать сам с собой так же, как он прежде разговаривал с другими. Разговаривая сам с собой, он начинает думать вслух там, где ситуация вынуждает его к этому. На основе эгоцентрической речи, отделившейся от социальной, возникает затем внутренняя речь ребенка, которая является основой его мышления -- как аутистического, так и логического.

Таким образом, согласно этой гипотезе эгоцентрическая речь ребенка  есть переходный этап от внешней речи к внутренней. Этот переход осуществляется через разделение функций речи, обособление эгоцентрической речи, ее постепенное сокращение и, наконец, через превращение ее во внутреннюю речь.

2.3. Внимание в дошкольном возрасте

При постижении речи у малыша возрастает внимание к слову, его  значению. Теперь ребенок без наглядной  опоры внимательно слушает короткие стихотворения, сказки, песенки, если они  сопровождаются выразительностью речи и мимики рассказывающего их взрослого.

Развитие речи влечет за собой появление элементов произвольного  внимания. Взрослый может руководить им. Слово выступает как средство организации внимания.

Информация о работе Особенности мышления в дошкольном возрасте