Особенности мышления в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:19, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотреть указанные процессы ребёнка в дошкольном возрасте и указать на их особенности. Подтвердить, что в дошкольном возрасте внимание ребёнка концентрируется не долго, что присутствует умственная не зрелость, потому что ребёнок хочет сделать больше, чем может. Показать, что в дошкольном возрасте мышление у ребёнка конкретное и буквальное и что высоко развито воображение.

Оглавление

Введение
1. Особенности развития мышления
1.1. Характеристика развития мышления
1.2. Образное мышление ребёнка
1.3. Взаимосвязь форм мышления ребёнка
2. Осмысление речи и развитие внимания в дошкольном возрасте
2.1. Развитие функций речи
2.2 Феномен эгоцентрической речи
2.3. Внимание в дошкольном возрасте
3. Память и воображение
3.1. Особенности развития памяти
3.2. Развитие воображения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

особенности мышления в дошкольном воз-те..docx

— 60.30 Кб (Скачать)

И все-таки, несмотря на то, что  ребенок способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает серьезные трудности  в переключении и распределении  внимания. Малыш нередко так погружается  в работу, что не слышит слов взрослого. Например, рисуя, он не замечает, что  опрокинул баночку с краской, не реагирует на указание взрослого  ее поднять. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано  на предмете или деятельности, мало устойчиво. Оно как бы скользит по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Малыш, так увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку - и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается и в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним.

Выделим особенности развития внимания в раннем детстве: расширяется  круг предметов, их признаков, а также  действии с ними, на которых сосредоточивается  ребенок;

- малыш сосредоточен на  выполнении несложных инструкций  взрослого, на слушании литературных  произведений, внимателен к слову,  речи;

- под влиянием речи  у ребенка начинают складываться  предпосылки для развития произвольного  внимания;

- внимание малыша слабо  концентрировано, неустойчиво, наблюдаются  трудности переключения и распределения,  невелик его объем.

В дошкольном возрасте изменения  касаются всех видов и свойств  внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать  с 2-5 предметами. Возрастает возможность  распределения внимания в связи  с автоматизацией многих действии ребёнка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность  выполнять под руководством воспитателя  определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная  перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте  определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок  долго наблюдает за рыбками в  аквариуме, чтобы узнать, где они  спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет, есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а  наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства  длительность отвлечений, вызванных  разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности  отвлечения наблюдается у детей  от 5,5 до 6,5 лет Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для  студ.вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000г..

Развитие внимания дошкольника  связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает  новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит  дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок  должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано  с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким  средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую  функцию. «Я хочу посмотреть сначала  обезьянок, а потом крокодильчиков», - говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем  внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано  не только с развитием речи, но и  с пониманием значения предстоящей  деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано  с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к  игре других детей, но нельзя. Он сегодня  дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, какой красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

- значительно возрастает  его концентрация, объем и устойчивость;

- складываются элементы  произвольности в управлении  вниманием на основе развития  речи, познавательных интересов;

- внимание становится  опосредованным;

- появляются элементы  послепроизвольного внимания.

Внимание - это важнейшее  качество, которое характеризует  процесс отбора нужной информации и  отбрасывания лишней. Дело в том, что  в человеческий мозг ежесекундно  поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Внимание обладает определенными  свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого  из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку  трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная избирательность  внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая  необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

Плохо развитая способность  распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять  одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать  внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут  быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для  их преодоления специально организованной работы.

3. Память и воображение

3.1. Особенности  развития памяти

Дошкольный возраст характеризуется  интенсивным развитием способности  к запоминанию и воспроизведению. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то обсуждаемый возраст уже оставляет много ярких воспоминаний. Прежде всего, это относится к старшему дошкольному возрасту.

Память дошкольника в  основном носит непроизвольным характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.

Качество непроизвольного  запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно  ребенок действует по отношению  к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо  хуже, чем в тех случаях, когда  ему предлагают эти картинки разложить  по своим местам, например, отложить отдельно изображения предметов  для сада, кухни, детской комнаты, двора. Непроизвольное запоминание  является косвенным, дополнительным результатом  выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непро-извольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов Истомина З.М. Развитие памяти. Москва, 1978.

Произвольные формы за-поминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000г..

Овладение произвольными  формами памяти включает несколько  этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и  припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок  в первую очередь сталкивается с  ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения  того, что он раньше воспринимал  или желал. Задача запомнить возникает  в результате опыта припоми-нания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.

Приемы запоминания и  припоминания ребенок обычно не изобретает сам. Их в той или иной форме  подсказывают ему взрослые. Так, взрослый, давая ребенку поручение, тут  же предлагает его повторить. Спрашивая  ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припоминание вопросами: «А что было потом?», «А еще каких животных, похожих на лошадей, ты видел?» и т.п. Ребенок постепенно учился повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. В конце концов, дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства.

Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, господствующим видом  памяти даже к концу дошкольного  возраста, остается память непроизвольная. К произвольному запоминанию  и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда  в их деятельности возникают соответствующие  задачи или когда этого требуют  взрослые.

Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного  возраста значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Вместе с тем непроизвольное запоминание, не связанное с выполнением  достаточно активных действий восприятия и мышления (например, запоминание  рассматриваемых картинок), оказывается  менее успешным, чем произвольное.

У некоторых детей дошкольного  возраста встречается особый вид  зрительной памяти, который носит  название эйдетической памяти. Образы эйдетической памяти по своей яркости  и отчетливости приближаются к образам  восприятия: вспоминая что-нибудь, воспринятое  раньше, ребенок как бы снова видит  это и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память - возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, в период школьного обучения обычно утрачивают эту способность.

Непроизвольное запоминание  в дошкольном возрасте может быть точным и прочным. Если события этой поры детства имели эмоциональную  значимость и произвели впечатление  на ребенка, они могут сохраниться  в памяти на всю оставшуюся жизнь. Память сохраняет представления, которые  в психологии интерпретируют как  «обобщенное воспоминание» (Л. С. Выготский). Переход к мышлению из наглядно воспринимаемой ситуации к общим представлениям «есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления» (Л.С. Выготский). Таким образом, общее представление характеризуется тем, что оно способно «вырвать предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и, следовательно, может установить между общими представлениями связь такого порядка, которая в опыте ребенка еще дана не была»2.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей  функцией, заняв центральное место.

3.2. Развитие воображения

Воображение ребенка связано  в своих истоках с зарождающейся  к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковом функции ведет от замещения одних предметов другими предметами и их изображениями, к использованию речевых, математических и других знаков, к овладению логическими формами мышления. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы.

Воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок  скачет верхом на палочке - в лот  момент он всадник, а палка- лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скаканья, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979 .

В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет  сходство предмета-заместителя с  предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые.

Информация о работе Особенности мышления в дошкольном возрасте