Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:40, курсовая работа
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы осуществить изучение социально-психологических особенностей стыда как интегральной характеристики системы отношений личности к себе и другому. Предмет исследования - социально-психологический анализ стыда как системы отношений личности к себе и другому.
Теоретические задачи:
1. Осуществить теоретический анализ подходов к изучению феномена стыда в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить статус понятия «стыд» в системе научных понятий социальной психологии.
3. Изучить взаимосвязь вины и стыда с социально-психологическими качествами и отношениями личности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧУВСТВА СТЫДА. 6
1.1. Стыд. Теоретический обзор 5
1.2. Причины возникновения стыда 19
1.3. Мимическое выражение стыда
1.4. Физиологические аспекты стыда
1.5. Функции стыда
1.6. Стыд и сексуальное развитие, влечение 39
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТЫДА С ДРУГИМИ ЭМОЦИЯМИ. МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СТЫДОМ.
2.1. Стыд и вина 42
2.2. Стыд и депрессия 45
2.3. Стыд и агрессия 48
2.4. Анализ психологических методов работы со стыдом 48
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТЫДА И ВИНЫ У ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ.
3.1. Гипотезы, задачи, методы и объект исследования
3.2. Анализ переживания стыда и вины
3.3. Выводы эмпирического исследования
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧУВСТВА СТЫДА. 6
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТЫДА С ДРУГИМИ ЭМОЦИЯМИ. МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СТЫДОМ.
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТЫДА И ВИНЫ У ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ.
3.1. Гипотезы, задачи, методы и объект исследования
3.2. Анализ переживания стыда и вины
3.3. Выводы эмпирического исследования
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Эмоция стыда занимает существенное место в человеческих отношениях, но она не так тщательно изучена, как гнев или страх. Скрупулезные исследования отдельных аспектов гнева и страха вызваны очевидной связью этих эмоций с некоторыми видами агрессии и комплексным понятием тревоги. Гнев и страх длительное время привлекали внимание исследователей благодаря их воздействию как на нормальное, так и на патологическое поведение отдельных индивидов и целых групп людей, благодаря социальной и клинической значимости этого влияния. И в то же время стыду, несмотря на столь же тесное взаимодействие с личностью и столь же существенное влияние на общественные отношения, было практически отказано во внимании.
Актуальность исследования.
Стыд является
частью социального бытия человека.
Формирование у субъекта способности
переживать стыд обусловлено его
включенностью в социальное взаимодействие.
Именно поэтому в работах психологов,
обращающихся в своих исследованиях
к данным феноменам, указывается
на их социально-культурную обусловленность.
Актуальность исследования чувства стыда
с позиций социальной психологии становится
очевидной, поскольку на сегодняшний день
данные феномены в психологии в целом,
и в социальной психологии в частности,
исследованы недостаточно. Обращение
психологов к феномену стыда происходит,
как правило, в рамках общей теории эмоций
и чувств, в теории морального развития
и воспитания , в свете изучения социальной
адаптации , либо в контексте исследования
самосознания и самоотношения. На базе
культурологических/
Главным моментом,
объединяющим все точки зрения,
является то, что в них в первую
очередь акцентируется
В зарубежной психологии исследованию
вины или стыда уделялось внимание в рамках
психоаналитического, экзистенциального
и когнитивного подходов. Также как и отечественные
психологи, зарубежные исследователи
рассматривают стыд в качестве социальных
образований. Принято считать, что «Сверх-Я»
формируется в ходе социализации, а стыд
является следствием интерперсонального
конфликта. Соотнося стыд с системой «Я»,
представители психоанализа подчеркивают,
что чувства по отношению к себе и другому
взаимосвязаны.
Несмотря на то, что в различных психологических
концепциях стыд принято рассматривать
в контексте взаимодействия с другими
людьми, специально вопрос социально-психологического
исследования данного феномена не
ставился.
Результаты тех работ, в которых изучалась
либо затрагивалась проблема стыда, указывают
на то, что данный феномен выступает в
качестве фактора, определяющего успешность
социальных взаимоотношений личности.
В свою очередь, в ряде работ подчеркивается,
что базовой характеристикой субъекта,
определяющей успешность его общения,
является система его отношений . Исходя
из этого, следует заключить, что стыд
выступает интегральной характеристикой
отношений личности. Поэтому с точки зрения
общественных задач становится очевидной
необходимость исследования тех отношений
личности, которые конструируются стыдом,
т.е. отношений для которых стыд выступают
социальными детерминантами.
Цель настоящего исследования заключается
в том, чтобы осуществить изучение социально-психологических
особенностей стыда как интегральной
характеристики системы отношений личности
к себе и другому. Предмет исследования
- социально-психологический анализ стыда
как системы отношений личности к себе
и другому.
Теоретические задачи:
1. Осуществить теоретический анализ
подходов к изучению феномена стыда в
отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить статус понятия «стыд»
в системе научных понятий социальной
психологии.
3. Изучить взаимосвязь вины и стыда с
социально-психологическими качествами
и отношениями личности.
Эмпирическая задача:
Провести сравнительный
анализ показателей склонности к
переживанию стыда в группах
респондентов с различными
полоролевыми характеристиками.
1. СТЫД. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
В литературе описано множество
психических состояний и
До настоящего времени стыд является
«Золушкой отрицательных
Стыд, как понятие и переживание, понимался
авторами абсолютно по-разному. Ниже я
приведу ключевые положения каждого подхода
и попытаюсь выработать взаимосвязи между
ними.
Теоретический обзор:
1) Стыд игнорируется или упоминается только
вскользь (Reich 1960); (Laplanche & Pontalis, 1973); (Kernberg,
1975); (Winnicott, 1965); (Segal, 1973).
2) Стыд связывается с сексуальностью (Freud,
1896).
3) Стыд, для практических целей, признается
неотличимым от вины (Hartmann & Loewenstein, 1962).
4) Стыд рассматривается как синоним вины
и зависит от отношений Эго и Супер-эго
(Piers & Singer, 1953); (Sandler et al., 1963); (Jacobson, 1964).
5) Стыд является составной часть сексуального
влечения или защиты от него (Freud, 1905); (Abraham,
1913); (Fenichel, 1946); (Jacobson, 1964); (Levin, 1967); (Kohut, 1971).
6) Стыд связан с идентичностью, нарциссизмом
и Самостью (Erikson, 1950), (1968); (Lichtenstein, 1963), (1964).
Отсутствие понятия стыда в работах Лапланша
и Понталиса [3] является показателем недостаточного
внимания к нему психоаналитиков в прошлом.
Фрейд, однако, постоянно подчеркивал
его важность, но никогда подробно не занимался
феноменом стыда. Говоря о том, что самобичевание
становится стыдом тогда, когда другой
узнает о нем, Фрейд помещает переживание
частично вне индивида и возможно для
последователей есть определенная сложность
поместить стыд непосредственно в психику.
Например, антрополог Бенедикт следует
за Фрейдом, когда объясняет вину как внутреннюю
критику и стыд как реакцию на критику
извне. Пирс и Сингер [9] отмечают, что для
некоторых людей справедливо обратное
утверждение, т.е. вина, а не стыд предполагает
наличие Другого вовне. В любом случае,
упор на мнимый источник неодобрения как
определяющий фактор приводит к замене
глубинной структуры феноменологией и
не учитывает наши знания о проекции, отзеркаливании,
экстернализации и идентификации.
Хартман и Ловенштайн [8] утверждали, что
стыд настолько схож с виной, и в научном
и в бытовом смысле, что оба понятия можно
рассматривать вместе. Такой выдающийся
взгляд ученых мужей, перед лицом клинических
и теоретических доказательств напротив
проясняет вопрос.
Тем не менее, уверенность в схожести понятий
вины и стыда преобладала в психоаналитических
кругах, что привело к постулированию
зависимости стыда, как и вины от взаимоотношений
Эго и Супер-эго. Эго-идеал был центральным
понятием идеальных представлений о себе
и идеальных родительских интроектов,
и стыд возникал, когда индивиду не удавалось
соответствовать установленным его Эго-идеалом
стандартам.
Наиболее активными
Когут [16], один из авторов, наиболее тщательно
исследовавших клинические проявления
нарциссизма, отмечал, что напряжение
существующее между Эго и Эго-идеалом
не обязательно относится к стыду. Он отмечал,
что у многих стыдящихся людей нет сильных
идеалов: они скорее имеют эксгибиционистские
черты и амбициозность в качестве основной
мотивации. Идеальные представления о
себе, которые соотносятся с амбициями,
связаны с целями Эго и, таким образом,
более уместно говорить о внутрисистемных
(Эго) конфликтах между идеальными представлениями
о себе и видимым путем интроспекции и
наблюдения реальным Я. Это было видение
Якобсон [14]. К сожалению, теория Якобсон
привела к неразберихе в структуре, поскольку
стыд использовался как синоним нарциссической
раны от несостоятельности. Она также
считала, что нарциссическая несостоятельность
вызывает «чувство или ощущение неполноценности».
Это лучше объясняется как напряжение
между Эго и Супер-эго [18].
Соединение стыда и
Еще один важный взгляд на проблему рассматривает
стыд как феномен отношений Ид-Эго или
Ид-Супер-эго. Фрейд (1894); (1905); (1926) постоянно
связывал стыд с отвращением и моралью,
основными силами, противостоящими сексуальному
влечению. Абрахам [12] обращал внимание
на стыд как на защиту от вуайеризма –
по существу от желания увидеть гениталии
родителей.
Фенихель [20] описывал стыд как защиту от эксгибиционизма и разделил понятия «сигнальный стыд» (аналог сигнальной тревоги) и «тревожный стыд» (аналог свободно плавающей тревоги).
Когут [16] отметил, что в отношениях
Супер-эго и Эго существуют подсознательные
сигналы стыда, в то время как
«болезненный стыд» возникает когда
Ид «затопляет Эго нескомпенсированным
эксгибиционизмом». Последнее явление
относится к присутствию
Два важных исследования внесли сомнение
в правильность последнего подхода, заявив,
что стыд существовал до подавления эксгибиционистских
влечений влиянием культуры [22]; [23];
[24], подытоживая текущие работы на тему
нарциссических расстройств, и твердо
отвергая взгляд на стыд, как на реактивное
образование, а напротив рассматривая
его как форму базисного неудовольствия.
Отто Ранк [25] одним из первых предложил,
рассматривать стыд «как эмоциональную
реакцию на осознание отличий
себя от Другого или сепарацию (отделение)»
Однако детальное развитие этого
инсайта произошло только в последние
десятилетия.
Эриксон [17] назвал вторую стадию психосоциального
развития «автономия против стыда и сомнения»
и обозначил основные конфликты как «идентичность
против сомнений» и «уверенность в себе
против самосознания». Он рассматривал
стыд как результат беспомощности и потери
самоконтроля и связывал его с видимостью
и желанием спрятаться. Он писал «необходимость
достичь идентичности … способна пробудить
полную пристыженность … быть видимым
всеми вокруг всезнающими взрослыми».
Он избежал обычной путаницы понятий,
назвав третью стадию «инициатива против
вины» и четвертую стадию «трудолюбие
против неполноценности».
Линд [27], хотя и не была психоаналитиком,
предложила четкое и ясное описание стыда,
которое с легкостью приравнивает его
к осознанию внезапности, ошибочных действий
или эксгибиционизма, которые трудно принять.
Чувства осознания в стыде это «самые
чувствительные, ранимые части Я» и в основном
они предстают перед взглядом самого субъекта
таким образом, что открывают ему собственную
идентичность и индивидуальность. Она
отмечала элемент неожиданности, чувство
несоответствия или неконгруэнтности
и соотнесла это с расхождением между
тем, что чувствуется внутри и тем, что
видимо снаружи. Стыд сопровождается смятением
(чаще распознаваемым психоаналитиками
по ассоциации с покраснением) и в своем
экзистенциальном анализе она объясняет
это как кажущуюся потерю идентичности.
Она подчеркивала угрозу для веры личности
в себя и окружающий мир и объясняла стыд
младенца тем, что взрослый по неосторожности
или не задумываясь угрожает чему-либо
очень важному для младенца. Она также
заметила, что стыд описывается в литературе
не только как мучительный и болезненный,
но также и как разоблачительный и восторженный.
И, наконец, она описала участие всего
Я в акте стыда. В отличие от акта вины,
в котором индивид может признаться, искупить
вину, покаяться, исправиться, акт стыда
подразумевает изменение личности. Человек
думает «Я не мог этого сделать. Но я это
сделал, и я не могу это исправить, потому
что это Я». Стыд порождается переживанием
того, насколько мы соответствуем нашим
представлениям о себе, и заставляет нас
увидеть себя и общество; этот процесс
необходим для личностного роста.
Линд не опирается на клинический и психопатологический
материал, на который обычно опирается
любой автор, использующий метапсихологический
подход; но ее описание, даже в приведенном
выше кратком виде, не является простым
или поверхностным.
Льюис [28] предположила, что стыд функционирует
как защита от потери границ Я и поддерживает
чувство автономии личности. В более поздней
работе [29], она приводит общепринятую
феноменологию стыда, особенно его отличия
от вины. В числе прочего она отметила,
что стыд напрямую связан с Я и его отрицательной
оценкой и порождает «образ идентичности»,
в то время как при чувстве вины Я оценивается
негативно по отношению к какой-либо деятельности
и само не является центром переживания.
Лихтештейн [30] основываясь на трудах Линд
[27], Эриксона [17] и Фельдмана (1962) постулировал,
что индивид живет в постоянном конфликте
между желанием сохранить идентичность
и искушением совершенно отказаться от
идентификации с человеческим существом.
Он обозначил этот феномен термином «метаморфоз»
и заявил, что любой индивид колеблется
от идентичности к метаморфозу. Стыд ассоциируется
с прорывом постоянно присутствующего
желания отказаться от идентификации
с человеческим существом. Он последовал
за Фрейдом [31] оспорив заявление, что отказ
от плодов развития может рассматриваться
как триумф и, таким образом, объяснил
природу восторженного стыда.
Несмотря на общую эрудицию, искусность
и мобильность трудов Лихтенштейна, а
также наличие доказательств подтверждающих
его точку зрения, он не приобрел достаточно
сильного клинического или теоретического
влияния Якобсон [14] заявил, что идея Лихтенштейна
о том что, «человек постоянно находится
под угрозой разрушения идентичности»
[30] не является результатом клинических
исследований. Я утверждал обратное в
других исследованиях, касающихся понятия
идентичности (Kinston, из неопубликованного).
Общественная жизнь предоставляет достаточно
доказательств наличия у людей возможности
отказаться даже от претензий на индивидуальность
или автономию, а в отдельных случаях (в
политических или бюрократических структурах)
они могут ощущать себя механизмом и в
этом состоянии относится к другим нечеловеческим
образом.
Информация о работе Психологические особенности чувства стыда