Психологические особенности чувства стыда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы осуществить изучение социально-психологических особенностей стыда как интегральной характеристики системы отношений личности к себе и другому. Предмет исследования - социально-психологический анализ стыда как системы отношений личности к себе и другому.
Теоретические задачи:
1. Осуществить теоретический анализ подходов к изучению феномена стыда в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить статус понятия «стыд» в системе научных понятий социальной психологии.
3. Изучить взаимосвязь вины и стыда с социально-психологическими качествами и отношениями личности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧУВСТВА СТЫДА. 6
1.1. Стыд. Теоретический обзор 5
1.2. Причины возникновения стыда 19
1.3. Мимическое выражение стыда
1.4. Физиологические аспекты стыда
1.5. Функции стыда
1.6. Стыд и сексуальное развитие, влечение 39
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТЫДА С ДРУГИМИ ЭМОЦИЯМИ. МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СТЫДОМ.
2.1. Стыд и вина 42
2.2. Стыд и депрессия 45
2.3. Стыд и агрессия 48
2.4. Анализ психологических методов работы со стыдом 48
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТЫДА И ВИНЫ У ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ.
3.1. Гипотезы, задачи, методы и объект исследования
3.2. Анализ переживания стыда и вины
3.3. Выводы эмпирического исследования
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_Психологические особенности чувства стыда.docx

— 247.08 Кб (Скачать)

Обычно считается, что появление стыдливого румянца  непроизвольно, что это результат  деятельности вегетативной нервной  системы. Дарвин, как и большинство  современных исследователей эмоций, рассматривал стыдливый румянец  как проявление эмоции стыда. Стыдливый  румянец появляется вследствие возбуждения  вегетативной нервной системы под  воздействием переживания стыда, и  это заставляет нас рассматривать  его с иной точки зрения, нежели обычные для других эмоций мимические проявления.

Переживание стыда  не обязательно сопровождается появлением румянца. Многие люди испытывают стыд не краснея. Существуют индивидуальные различия в частоте появления  румянца, установлено также, что  порог появления стыдливого румянца  меняется с возрастом. В целом  можно сказать, что у детей  и подростков этот порог ниже, чем  у взрослых. Трудно сказать наверняка, с чем это больше связано —  с биологическими или психологическими возрастными изменениями.

Обычно стыдливый  румянец относят к непроизвольным реакциям. Однако последние эксперименты по управлению вегетативными функциями  с помощью биологической обратной связи показали, что появление  румянца поддается контролю: человек  в состоянии и вызывать, и прекращать эту реакцию. С возрастом эта  способность совершенствуется. Вполне возможно, что по мере взросления люди просто-напросто научаются избегать ситуаций, которые могут вызвать  у них чувство стыда.

Томкинс [37] установил, что не только стыд вызывает появление  стыдливого румянца, но и румянец, в  свою очередь, усиливает переживание  стыда. Это может быть связано  с тем, что, заливаясь краской, мы привлекаем внимание окружающих к нашим  тайным переживаниям, что естественным образом подстегивает стыдливость.

Стыдливый румянец  появляется на лице вследствие расширения капилляров кожи лица под действием  вегетативной нервной системы и  наполнения их кровью. Усиление кровотока  придает лицу характерный цвет. Дарвин полагал, что те же самые процессы происходят и в участке мозга, контролирующем появление румянца, что приводит к «смущению ума», то есть к переживанию стыда.

Дарвин высказал два предположения, которые могут  объяснить, почему стыдливый румянец  ограничивается областью лица. Во-первых он считал, что причиной может быть открытость лица воздействиям ветра, света  и колебаний температуры и  отмечал, что люди, привыкшие ходить обнаженными до пояса, краснеют и  торсом. В качестве второго основания  он выдвигал тот факт, что к лицу человека обычно привлечено особое внимание как самого человека, так и окружающих его людей. Лицо чаще, чем любая  другая часть тела, становится объектом пристального внимания, оно определяет «красоту и уродство» и оно  же самая «приукрашиваемая часть  тела».

Принято считать, что  переживание стыда и появление  стыдливого румянца во многом связаны  со зрительной стимуляцией, но есть данные, опровергающие исключительную роль визуального фактора. Дарвин  [38]  наблюдал случаи появления стыдливого румянца у девочки, страдающей слепотой и глухотой, у многих слепых детей. Он же сообщает о людях, заливавшихся краской стыда в полном одиночестве. Очевидно, одно только воспоминание о  постыдном эпизоде может оказаться  достаточной стимуляцией для  появления румянца и переживания  стыда.

Томкинс [37] отмечает, что взрослые стремятся модифицировать проявления переживаемого стыда. Это  связано с тем, что слишком  откровенные, слишком интенсивные  и слишком частые проявления стыда  свидетельствуют о социальном неблагополучии индивида. Иногда человек прячет взгляд, чтобы скрыть переживание стыда. Иногда задирает подбородок, подменяя стыдливый взгляд взглядом презрительным. Иногда он старается стать как  можно менее заметным, не

попадаться на глаза, — и все для того, чтобы его  переживания остались при нем. В  конце концов, он может горделиво  закидывать голову, выпячивать подбородок, но при этом избегать прямого взгляда.

  1. Физиологические аспекты стыда

Видимые проявления стыда обычно сводятся к способам его устранения и отвержения. В качестве примера можно привести гиперкомпенсационные «маниакальные» способы, удовлетворяющие требовательным идеалам Я и запросам суперэго, насильственное поддержание совершенства, «жажда стимулов (раздражителей)», гиперактивность, зависимости и деструктивное  поведение. Истерическая яркость (hysteriformic brilliance), обаяние в обществе, требовательность и тщеславие могут служить  способами спасения от стыда. Когут [16] отмечал, что стыд не зависит от силы идеалов Я; многие склонные к  стыду люди имеют немного идеалов  Я, и большинство из них имеют  склонность к эксгибиционизму и  движимы амбициями [16]. Cтыд в большей  степени не является следствием слишком  требовательных идеалов Я и невозможности  им соответствовать, завышенные идеалы Я, склонность к эксгибиционизму  и амбициозность направлены на противостояние и устранение последствий паралича от стыда; это защитные реакции. 
 Необходимость спрятаться и уход могут быть одними из проявлений стыда. Практически незаметно, они различными путями распространяются на повседневную жизнь, например в осознанных или неосознанных сновидениях касающихся ухода в уединенные и спокойные места в дикой природе [37]. Многие из тех, кто страдает от душевных проблем, сами того не зная, находятся в мучительных поисках состояния, которое освободит их от стыда.

Наиболее отличительная  черта стыда, паралич, может доминировать в аналитической ситуации. Вместо психической работы, анализируемый  может отступить в бездумное  молчание или использовать речь против угрожающего паралича. Отсутствие мышления в речи может проявляться в  нескладных предложениях, грамматических ошибках и путанице слов, как при  нарушениях чтения и письма (дислексия (неспособность к чтению) и дисграфия (расстройство письма)), по сути, не являясь  таковым, в повторении слов аналитика  и использовании речевых штампов. Разнообразные попытки по компенсации  и исправлению могут скрыть паралич  и отсутствие мышления. Чтобы скрыть пустоту, анализируемый может демонстрировать  воодушевление и внимание. Он стремится  к переживанию успеха, но когда  его постигает неудача, наступает  немедленный коллапс. Когда стыд обнаружен, малопонятное содержание аналитических  сессий может смениться настоящей  работой. Стыд, ставший сознательным, может иметь тот же эффект, что  и в повседневной жизни: он раздражает и подстегивает индивида на борьбу и реализацию собственного потенциала. Постоянная борьба со стыдом может  быть преобладающим в жизни неврозом характера. 
Анализируемая, молодая женщина, пережившая много травматических и унизительных ситуаций в детстве. Вызывали восхищение ее способности, быстрота, имеющиеся в избытке идеи и гипоманиакальная скорость, зачастую содержащая определенную долю бесстыдства. Столкнувшись в процессе анализа со своим вездесущим стыдом, она узнала себя с другой стороны: она не могла действовать, была беспомощна, парализована стыдом. «Я медлительна; я заметила, что на самом деле я глупа, я не понимаю всего. Я уверена, что у меня есть нарушения чтения и письма. Я хочу принизить других. Способности других напоминают мне о моей неполноценности, и я им завидую». 
 Проявления стыда в форме конверсий, компульсий и фобий:

Стыд можно также распознать через эквивалентные аффекты, отражающие конверсию. Когда демонстрируется  их связь с переживанием стыда, стыд обретает более четкую форму и  попадает в область аналитической  работы. 
На последней стадии долгого и сложного анализа пациентки, важность проблемы стыда стала осознаваться, как аналитиком, так и пациенткой. У нее была склонность к симптомам конверсионного типа. Когда ей показалось, что она двигается неуклюже, ее мысли спутаны и левая сторона ее тела мягкая и слабая, она на самом деле была парализована стыдом. У нее был «левосторонний паралич от стыда», точное выражение использованное, для описания ситуации. Содержание конверсионных симптомов было по большей части отрицаемым аффектом, а не бессознательной фантазией. 
 Другая пациентка «чувствовала себя отвратительно» во время аналитических сессий или по пути на анализ. Это был аффект эквивалентный отвращению, связанному со стыдом [36], где содержание фантазий всегда было вторичным по отношению к образованию симптомов. Обнаружение стыда и отвращения позволяет дотянуться до текущей реальности ее психики, и таким образом понять некоторые вещи, как например страх «потери лица» и «исправление внешности», проявлявшиеся в сновидениях и симптомах. 
Компульсивный контроль и нарастающие обсессивно-компульсивные симптомы могут быть попыткой использовать анальные способы для достижения переживания успеха, необходимого для защиты от стыда и недостижимого другими способами. Стыд может быть основной проблемой обсессивно-компульсивной личности, и анальность – попыткой контролировать стыд. Навязчивые мысли могут служить взаимодействию со стыдом и в тоже время его сокрытию. 
 В дополнение к другим навязчивостям, у анализируемой пациентки был повторяющийся навязчивый мысленный образ, что она вырезает на себе крест. Эта компульсия содержит фантазию о харакири, окончательном избавлении от стыда. 
 Доказано, что стыд часто является глубинной причиной панических атак и тревоги. Условием для этого является склонность к стыду; коллапс от стыда, с параличом, отсутствием мышления и чувством негодности может привести к панической атаке. Традиционная теория не предлагает объяснения такой паники, что может быть одной из причин, почему психиатрия разработала новую диагностическую категорию, паническое расстройство, вызываемое физиологическими нарушениями мозга и не доступное для психотерапии.

4. ФУНКЦИИ  СТЫДА

Эмоция  стыда обладает особой отзывчивостью  на критику по отношению к сокровеннейшей способности человека, — способности  к личностной целостности. При первых признаках посягательства на «Я»  стыд встает на его защиту, он принуждает человека сильней чувствовать сигналы, свидетельствующие об излишней открытости «Я», о чрезмерной искренности и  уязвимости. Переживание стыда и  успешное противостояние ему играют важную роль в развитии и сохранении Я-концепции и личностной идентичности. Естественное стремление избежать переживаний  этой эмоции, нормальное желание не поддаваться ей с излишней легкостью  становится существенным мотивом для  развития целого комплекса интеллектуальных, физических и социальных навыков, помогающих индивиду укрепить чувство собственной  адекватности и компетентности. Но если ребенок с детства, особенно на основе опыта социализации стыда, усваивает, что он несамостоятельный, неловкий и ни на что не годный, то, став взрослым, он, скорее всего, в своем  поведении будет руководствоваться  определенными приемами защиты «Я» [39].

Одним из характерных способов избежать стыда  является отрицание. Отрицание выступает  в роли оборонительного сооружения на пути стыда, потому что стыд —  крайне болезненная эмоция, переживание  стыда мучительно, его трудно скрыть или выдать за что-то другое. Испытывая  стыд, человек невольно стремится  скрыться от источника своего тягостного переживания, скрыться физически или  психологически. Отрицание самого существования  или значимости источника стыда  может стать одним из способов достижения этой цели, оно помогает, по крайней мере психологически, отодвинуть стыд. Кроме того, человек может  отрицать само переживание стыда. Задача эта крайне сложна, потому что в  первую очередь он должен убедить  в этом самого себя, а переживание  стыда, как правило, очень остро  осознается человеком. Но если личность воспринимает отрицание как последний  рубеж защиты своего «Я», то он будет  заливаться краской стыда, прятать  взгляд и отворачиваться и все-таки настойчиво утверждать, что не испытывает стыда.

Вторым  способом защиты от стыда является подавление. Пользуясь механизмом подавления, люди пытаются не думать о самих  смущающих ситуациях, о ситуациях, связанных с переживанием стыда  или даже с возможностью переживания  стыда. Подавление, по сравнению с  отрицанием, может иметь более  серьезные последствия для психологической  адаптации и благополучия индивидуума. Механизм отрицания предполагает, что  человек в момент переживания  стыда отрекается от него, но отрицание  не исключает того, что впоследствии он попытается осмыслить ситуацию, вызвавшую стыд, и постарается  избежать ее в будущем. И наоборот, используя механизм подавления, человек  сжигает все мосты, связывающие  его с возможностью переосмысления ситуации и с самоусовершенствованием, он «удовлетворяется своим "Я", самоутверждаясь, как Нарцисс» [39].

Работа, связанная с восстановлением  и укреплением «Я», надломленным мощным переживанием стыда, нередко  затягивается на несколько дней и  недель. Даже спустя несколько месяцев, а иногда и лет индивид может  вспомнить о постыдной ситуации и вновь будет пытаться найти  достойный выход из нее. Вновь  и вновь предаваясь фантазиям  о ситуации, вызвавшей стыд, индивид  упражняет свои способности межличностного общения, овладевает техниками контроля над постыдными ситуациями и обстоятельствами. Впоследствии, оказавшись в подобной ситуации, он испробует придуманный  им способ противостояния стыду и, обогащенный  новым опытом, продолжит воображаемые репетиции и усовершенствования. Описанный здесь процесс позволяет  человеку почувствовать собственную  адекватность и способствует упрочению  самоидентичности.

Третьим способом защиты от стыда является самоутверждение. Если   человек  предпочитает этот способ защиты, то постыдная  ситуация вызовет у него потребность  в самоутверждении, причем не обязательно  оно будет касаться именно тех

аспектов  личности, которые послужили причиной стыда. Этот тезис не исключает возможности  самоутверждения именно той части  «Я», которая подверглась осмеянию. Так, если человек стыдится своего маленького роста, она либо попытается развить  некие интеллектуальные навыки, которые  могли бы отвлечь внимание окружающих от недостатков ее телосложения, либо увлечется специальными тренировками, которые помогут ей стать более  привлекательной, компенсировать ее малый  рост.

По утверждению Хелен Льюис, такое аффективное расстройство, как депрессия, можно рассматривать  в качестве крайнего, наиболее радикального способа защиты «Я» от стыда. Согласно ее теории, депрессия — прямое следствие  «непрора-ботанного стыда». Если человека преследуют переживания стыда, если они остры и влекут за собой  унижение, если он не способен извлекать  из этих переживаний пользу и не владеет ни одним из множества  адаптивных механизмов защиты «Я» (отрицание, самоутверждение), — такой человек  склонен к переживаниям печали, враждебности, направленной на себя, к переживаниям страха и вины, то есть он во всех отношениях предрасположен к депрессии [40]. Депрессия, так же как и стыд, центрируется вокруг «Я». Индивид воспринимает свое «Я» как ущербное, неадекватное, никчемное и жалкое во всех отношениях. Пребывая в депрессии, равно как  и переживая стыд, человек склонен  видеть корни ущербности в собственном  «Я», что практически всегда с  неизбежностью приводит к самообвинению. Депрессия, так же как и стыд, мешает человеку найти объяснение или оправдание своим недостаткам.

Информация о работе Психологические особенности чувства стыда