Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:40, курсовая работа
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы осуществить изучение социально-психологических особенностей стыда как интегральной характеристики системы отношений личности к себе и другому. Предмет исследования - социально-психологический анализ стыда как системы отношений личности к себе и другому.
Теоретические задачи:
1. Осуществить теоретический анализ подходов к изучению феномена стыда в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить статус понятия «стыд» в системе научных понятий социальной психологии.
3. Изучить взаимосвязь вины и стыда с социально-психологическими качествами и отношениями личности.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧУВСТВА СТЫДА. 6
1.1. Стыд. Теоретический обзор 5
1.2. Причины возникновения стыда 19
1.3. Мимическое выражение стыда
1.4. Физиологические аспекты стыда
1.5. Функции стыда
1.6. Стыд и сексуальное развитие, влечение 39
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТЫДА С ДРУГИМИ ЭМОЦИЯМИ. МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СТЫДОМ.
2.1. Стыд и вина 42
2.2. Стыд и депрессия 45
2.3. Стыд и агрессия 48
2.4. Анализ психологических методов работы со стыдом 48
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТЫДА И ВИНЫ У ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ.
3.1. Гипотезы, задачи, методы и объект исследования
3.2. Анализ переживания стыда и вины
3.3. Выводы эмпирического исследования
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
7. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ЧУВСТВОМ СТЫДА
Индивид
может защищаться от болезненного чувства
вины или позволить себе переживать
угрызения совести и сожаление.
С переживанием вины все равно
нужно сталкиваться об этом много
написано в психоаналитической литературе.
Гораздо меньше написано о том, как справляться
с болезненным переживанием стыда, следующим
за предъявлением себя публике; однако
часто говориться, что способов немного
или они неэффективны Lewis [39]; Lowenfeld [21]).
Более
того, завершив движение к объектному
нарциссизму, индивид тут же избавится
от стыда. Льюис [31] описал одну типичную
форму: избегание аффекта и наблюдение
за собой с третьей позиции (стороннего
наблюдателя). Постоянное поддержание
состояния объектного нарциссизма
не допускает переживания движения
в сторону объектного нарциссизма
и, таким образом, ведет к отсутствию
стыда: это и есть бесстыдство.
Движение к объектному нарциссизму, как
было предложено, подчиняет всю личность
человека (в том числе и психический аппарат)
и замещает спонтанно направленное осознание,
стереотипной деятельностью. В детстве
самовыражение приводит к родительской
боли, поэтому не удивительно, что появились
и были внедрены в социум методы противодействия.
Они включают в себя смирение, поиск утешения,
лицемерие, лживость, игнорирование и
попытки спрятаться.
Смирение изначально понималось как уничтожение
жизнеспособности и силы (жизненной силы).
Переживание, сопровождающее появление
на публике, иногда описывается расхожим
выражением «Я чуть не умер!» Смирение
было особой религиозной практикой отказа
от собственного Я и тела путем отрицания
себя и самодисциплины, часто сопровождаемого
аскетическим образом жизни причинением
себе страданий и боли. В дополнение к
лежащим на поверхности мазохистическим
чертам, можно говорить об активном воспроизведении
детского опыта: ребенок, контролирующий
и отказывающийся от своих импульсов и
влечений перед лицом насильственных
родительских требований.
Общественная жизнь подразумевает, что
индивид подчиняется группе и сдерживает
свои индивидуальные и личные побуждения.
Манеры, обычаи и ритуалы помогают индивиду,
однако их недостаточность корректируется
лицемерием. Фрейд верил, что социальные
связи в большей степени поддерживаются
лицемерием, а не виной [31]. Однако, «ложь
во благо» при социальном лицемерии может
оказаться недостаточным средством для
поддержания равновесия и защиты Я,
и перерасти в откровенную лживость. Угроза
обнажить перед социумом свои глубоко
личные действия, и есть великая сила шантажа.
Этот шантаж может быть обнаружен на психическом
уровне, как плата за мысли и действия,
покрывающие и искажающие переживания
личности. На самом деле большая часть
психической энергии некоторых пациентов
тратится на ориентацию потоков лжи и
пропаганды на самих себя, чтобы избежать
внутреннего обнажения.
Общий протест для нарциссически уязвимых
пациентов, высказываемый аналитику «Я
не желаю это знать!» Эта «неосведомленность»
Pressman, [48] отличается от «отрицания». Она
отражает намеренное поведение, которое
подобно действиям страуса, прячущего
голову в песок, или ребенка, говорящего:
«Я тебя не вижу, поэтому и ты меня не видишь».
Человек чувствует, что признать какой-либо
факт будет для него чрезмерным, и занимает
позицию «даже если я знаю что-то, если
я не скажу об этом, и буду вести себя так,
как будто ничего нет, то я могу не принимать
это в расчет». Такой психический процесс
может быть развит далее или вторично
скрыт.
Само по себе скрывание, описанное ранее,
остается последней возможностью справиться
со стыдом. Эти процессы связывает то,
что они охватывают не отдельное действие,
а всю личность целиком. Например, один
пациент стыдился признать, что он живет
на съемной квартире, объяснив это в понятиях
статуса, но также выяснилось, что он хотел
скрыть свой возраст, 26 лет, и единственное
объяснение, которое мы смогли обнаружить,
то, что это был он и он просто не хотел,
чтобы кто-то об этом знал. Прятание предотвращает
болезненное чувство дискомфорта, затруднения
и всеобемлющего самосознания. Часто говориться
о том, что стыд и желание спрятаться ассоциируются
с обнажением (показом себя) на публике
людьми, с которыми индивид идентифицирует
себя.
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТЫДА И ВИНЫ У ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
На выборке испытуемых (140 человек), представленной двумя возрастными группами (18-25 и 45-68 лет) при помощи ряда методик (методика изучения самоотношения В. В. Столина, «Шкала тревожности» Дж. Тейлора, а так же специально разработанная авторская анкета) рассматриваются особенности переживания чувств вины и стыда в зависимости от пола, возраста, показателей личностной тревожности, самоотношения личности, дистанции взаимодействия и фактора анонимности. Проведенное исследование позволило выявить существенные различия переживания вины и стыда между мужчинами и женщинами, представителями старшего и молодого поколений, а так же респондентами с различными характеристиками личности. Материалы, представленные в статье, имеют теоретический интерес и практическую значимость для осуществления воспитательной, психопрофилактической и коррекционной работы с неблагоприятными психологическими состояниями личности. Ключевые слова: стыд, вина, личностная тревожность, самоотношение, дистанция взаимодействия.
Одна из существенных социально-психологических проблем, имеющих
теоретическое и практическое значение – это проблема регуляции поведения
человека в обществе. Чувства вины и стыда являются универсальными регуля-торами социального поведения в различных культурах, определяющими методы и способы воспитания, наказания и поощрения, взаимодействия между членами общества.
В науке существует множество
подходов к исследованию переживания
вины и стыда, общим для которых
является то, что в них рассматривается
социально-психологическая
При изучении особенностей переживания
вины и стыда я опиралась на
следующие концепции и
Анализируя самоотношение
как выражение смысла «Я» для
субъекта, В.В. Столин связывал переживание
чувств вины и стыда с внутренней
конфликтностью и самообвинением [54].
Вина, определяемая им в качестве феномена
раскаяния, представляет собой один
из шести процессов самосознания,
запускаемых конфликтным
Согласно теории отношений
В. Н. Мясищева, в процессе развития
человека как индивида и элемента
общества имеет место расширение
его взаимодействия с социальной
средой, стимулирующей и регулирующей
совершаемые действия. Вина и стыд
выступают как этические
Повседневный опыт и теоретические
соображения указывают на то, что
нередко переживание стыда и
вины проходит на фоне переживания
других эмоциональных состояний, в
том числе и тревожности. Некоторые
исследователи считают
Интерес к функциям чувств
вины и стыда, в том числе к
регулятивной, особую значимость приобретает
в период кардинальных перемен, сутью
ко-торых является переустройство всей
системы общественных отношений. Современный
этап развития российского общества
характеризуется социальным расслоением,
обострением межнациональных
В связи с вышесказанным
было принято решение изучить
социально-психологические
Целью моей работы является
исследование социально-
При проведении исследования я использовала следующий инструментарий: методика изучения самоотношения В. В. Столина, «Шкала тревожности» Дж. Тейлора [53; 55]. Кроме того, была разработана авторская анкета, позволяющая выявить закономерности и глубину проявления вины и/или стыда в межличностных и социальных отношениях, различающихся по величине дистанции. Отношения близкой, средней и дальней дистанции были представлены соответственно ситуациями семейного, профессионального и общественного взаимодействия. Каждый пункт анкеты состоял из двух позиций: в первой рассматривалась ситуация совершения респондентом проступка, предполагающая, что об этом проступке никому не известно. Во второй позиции та же ситуация предполагает осведомленность социального окружения о проступке.
Полученные результаты эмпирического исследования обрабатывались с помощью методов описательной статистики. Достоверность различий опреде- лялась с помощью критерия согласия Пирсона. Корреляционный анализ был выполнен с помощью метода линейной корреляции.
Итак, первая задача исследования
состоит в определении
Это может быть связано
с более высокой склонностью
женщин к сопереживанию, интроекции
мнений других людей. Традиционно считается,
что женщины более
По результатам исследования возрастной специфики переживания вины и стыда можно сказать, что люди старшего поколения в большей степени склонны переживать вину и стыд, нежели люди молодого поколения. Более наглядно это проявляется в ситуациях, связанных с обманом близкого человека (55% старшего поколения и 20% молодых людей) (χ2=23,85 при p≥0,01) (Гистограмма 3), с невыполнением обещания, данного близкому человеку (66% старшего поколения и 18% молодых людей) (χ2=35,8 при p≥0,01), когда они забыли оплатить проезд и вспомнили об этом выйдя из автобуса (63% старшего поколения и 14% молодых людей) (χ2=40,67 при p≥0,01), а так же в ситуации сокрытия случайной порчи важных документов, от которых зависит судьба коллеги (60% старшего поколения и 28% молодых людей) (χ2=31,27 при p≥0,01).
Более выражено переживание стыда у представителей старшего поколе-ния в ситуациях, когда в гостях разбили дорогую вещь, но скрыли это (68% старшего поколения и 30% молодых людей) (χ2=27,55 при p≥0,01), когда в разговоре с коллегами их шутка оказалась неуместной и им сделали замечание (60% старшего поколения и 25% молодых людей) (χ2=21,82 при p≥0,01), когда в споре с коллегой, они публично оскорбили его (67% старшего поколения и 24% молодых людей) (χ2=33,33 при p≥0,01), а так же в ситуации, когда они не усту- пили место в автобусе пожилому человеку и им сделали замечание другие пассажиры (66% старшего поколения и 30% молодых людей) (χ2=24,13 при p≥0,01)
Тот факт, что люди старшего
поколения в большей степени
склонны исспытывать чувства
вины и стыда, нежели люди молодого
поколения можно объяснить тем,
что взрослый человек является более
социально зрелой личностью, больше
склонен принимать
Вторая задача исследования
заключалась в выявлении
живания вины и стыда с показателями тревожности и самоотношения лично-
сти.
По результатам исследования было установлено, что чем более высокие показатели тревожности обнаруживаются у испытуемых, тем более значимо для них мнение родителей, родственников, друзей, то есть близких людей, а так же соседей и незнакомых чужих людей.
Так же были обнаружены взаимосвязи
в проявлении интенсивности вины
и стыда с показателями самоотношения
(по методике изучения самоотношения
В. В. Столина) и личностной тревожности
(по «Шкале тревожности» Дж. Тейлора). Следует
указать, что чем в большей
степени респонденты склонны
испытывать чувства вины и стыда,
тем выше у них показатели личностной
тревожности (k=0,79, p≤0,05), внутренней конфликтности
(k=0,83, p≤0,05) и чувства самообвинения
(k=0,77, p≤0,05), тем ниже уровень самоуверенности
(самоуважение и уверенность в
себе) (k= -0,69, p≤0,05), саморуководства (представление
о том, что источником активности
касающейся деятельности и личности
человека является он сам) (k= -0,74, p≤0,05),
отраженного самоотношения (ожидаемое
отношение других) (k= -0,78, p≤0,05), самоценности
(ценность собственного «Я») (k= -0,67, p≤0,05),
самопринятия (отношение к себе)
(k= -0,69, p≤0,05) и самопривязанности (привязанность
к своему «Я») (k= -0,81, p≤0,05). Таким образом,
психологический портрет
Третьей задачей исследования
был анализ особенностей переживания
чувств вины и стыда в зависимости
от дистанции взаимодействия. На- помню,
что в разработанной анкете, направленной
на выявление закономерностей и
глубины проявления вины и стыда
были представлены ситуации взаимодействия,
различающиеся по величине дистанции
– близкой, средней и дальней,
которым соответствуют
Информация о работе Психологические особенности чувства стыда