Психологические особенности чувства стыда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы осуществить изучение социально-психологических особенностей стыда как интегральной характеристики системы отношений личности к себе и другому. Предмет исследования - социально-психологический анализ стыда как системы отношений личности к себе и другому.
Теоретические задачи:
1. Осуществить теоретический анализ подходов к изучению феномена стыда в отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить статус понятия «стыд» в системе научных понятий социальной психологии.
3. Изучить взаимосвязь вины и стыда с социально-психологическими качествами и отношениями личности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧУВСТВА СТЫДА. 6
1.1. Стыд. Теоретический обзор 5
1.2. Причины возникновения стыда 19
1.3. Мимическое выражение стыда
1.4. Физиологические аспекты стыда
1.5. Функции стыда
1.6. Стыд и сексуальное развитие, влечение 39
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТЫДА С ДРУГИМИ ЭМОЦИЯМИ. МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СТЫДОМ.
2.1. Стыд и вина 42
2.2. Стыд и депрессия 45
2.3. Стыд и агрессия 48
2.4. Анализ психологических методов работы со стыдом 48
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТЫДА И ВИНЫ У ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ.
3.1. Гипотезы, задачи, методы и объект исследования
3.2. Анализ переживания стыда и вины
3.3. Выводы эмпирического исследования
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_Психологические особенности чувства стыда.docx

— 247.08 Кб (Скачать)

При изучении особенностей переживания  вины и стыда в отношениях различной  дистанции, была обнаружена тенденция  более выраженных пережи

ваний вины и стыда в  ситуациях совершения проступка  в отношениях средней дистанции (взаимодействия с коллегами) по сравнению  с отношениями дальней и близкой  дистанции (взаимодействия с незнакомыми  людьми и с членами семьи соответственно). Так, большинство респондентов чувствуют  стыд в ситуациях, когда они, случайно, испортили документы коллеги, которые  завтра он должен нести к директору, а так же в ситуации, когда они  не помогли коллеге, хотя оказание помощи было в их силах. Однако, достоверность  различий по указанной позиции не нашла математико-статистического  подтверждения.

И наконец, рассматривая особенности  переживания вины и стыда, я учитывала  степень анонимности совершаемого респондентом проступка. Были получены данные о том, что в ситуации, когда  окружающим неизвестно о совершенном  проступке большинство респондентов склонны чувствовать вину, нежели стыд. И, наоборот, в ситуации, когда  совершенный проступок стал достоянием общественности большинство респондентов склонны испытывать стыд, нежели вину. Так, например, при ответе на вопросы  о том, что пережива-ют респонденты  в ситуации, когда они забыли оплатить проезд, и вспомнили об этом, уже  выйдя на своей остановке, большинство  респондентов ответили, что чувствуют  вину (39%). В той же ситуации стыд чувствуют  меньшее число респондентов (14%) (Гистограмма 5). Напротив, в ситуации, когда свидетелями  неоплаты проезда стали пассажиры  автобуса, большинство респондентов склонны чувствовать стыд, нежели вину (Гистограмма 6).

Следовательно, в нашем  исследовании находит подтверждение  тезис о том, что «...стыд рассматривается  «как ориентация на внешнюю оценку», а вина «как ориентация на самооценку», когда невыполнение какой-то внутренней, интернализованной нормы вызывает у индивида угрызения совести» [51].

Таким образом, проведенное  исследование позволило выявить  сущест-

венные особенности переживания  вины и стыда и согласно полученным ре- зультатам, мы можем сделать следующие  выводы:

1. Женщины в большей  степени, чем мужчины склонны  испытывать чувства вины и  стыда в различных сферах жизни  (профессиональная, семейная, общественная).

2. Респонденты старшего  поколения, по сравнению с представителями 

молодого поколения, в  большей степени склонны чувствовать  вину и стыд.

3. Обнаружены некоторые  взаимосвязи в проявлении интенсивности 

чувств вины и стыда  с показателями самоотношения и  личностной тревожно-

сти. Чем в большей степени  респонденты склонны чувствовать  вину и стыд,

тем выше у них показатели личностной тревожности, внутренней конфликтности  и чувства самообвинения, тем  ниже уровень самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопринятия и самопривязанности. Кажущаяся очевидность подобных выводов впервые подтверждается в ходе эпирического исследования.

4. Существует определенная  специфика переживания вины и  стыда в различных ситуациях  социального взаимодействия. В ситуации, когда проступок совершается  в условиях анонимности, обнаружена  склонность испытывать вину в  большей степени, нежели стыд; в ситуации огласки проступка,  чувство стыда переживается интенсивнее  чувства вины.

5. Выявлены некоторые различия  склонности испытывать вину и  стыд, обусловленные дистанцией  социального взаимодействия. И, не  смотря на не-подтвержденность  математико-статистическими методами, мы можем говорить о тенденции  более выраженных переживаний  вины и стыда при совершении  ошибок в отношениях средней  дистанции (взаимодействия с коллегами  по работе) по сравнению с отношениями  дальней и близкой дистанции  (взаимодействия с незнакомыми  людьми и с членами семьи  соответственно).

Итак, проведенное пилотажное исследование показало, что существуют социально-психологические особенности  проявления вины и стыда, обусловленные  полом и возрастом респондентов, а также показателями самоотношения, личностной тревожности, дистанцией взаимодействия и фактором анонимности.

Дальнейшее изучение роли вины и стыда в регуляции поведения  планируется в русле эмпирического  исследования способности чувствовать  вину и стыд, выступающей индикатором  отношения к соблюдению социальных норм и показателем сформированности ценностно-нормативной структуры  личности.

ВЫВОДЫ 

Данная  работа привела меня к концептуальному  пониманию стыда как сигнальной функции, аффективной и когнитивной  одновременно, которая вызывается движением  индивида от «собственного нарциссизма  Я»  к объектному нарциссизму.   Феноменология переживания стыда, описанная другими авторами, отличается многогранностью, и последовательно  и четко связана с этой моделью.

После проведения теоретического обзора я  могу сделать следующие выводы:

а. Несмотря на отдельные заявления, стыд хорошо идентифицируемое и возможно примитивное переживание, которое  имеет свои собственные права  и сложную феноменологию. 
 б. Несмотря на многочисленные попытки рассматривать понятие стыда в контексте инстинктивных влечений и поместить его в структурную модель, не похоже, что стыд укладывается в рамки структурной теории.  
 в. Большинство авторов не смогли вместить феноменологию переживания стыда, описанную их коллегами, в свою концепцию стыда.

Также я сделала выводы, что: 
 1. Вина и стыд являются интегральными показателями системы отношений личности, в которую включены неприятие себя и других, обидчивость, враждебность, подозрительность, экстернальность и ведомость.  
 2. Показатели склонности к переживанию стыда в группе мужчин и женщин парциально отличны: уровень склонности к переживанию стыда в группе мужчин и женщин отличаются значимо, в группе у женщин доминирует эмоциональный окрас чувства стыда, а у мужчин-мыслительно-волевой. 
 3. В обыденном сознании вина и стыд представлены в качестве конструктов, наделенных устойчивыми семантическими характеристиками.  Значимым признаком в семантическом пространстве стыда в качестве ядерных выступают признаки, описывающие отношение к себе, телесность и публичность.  
Теоретическая и практическая значимость работы.  
 Проведенное исследование углубляет и расширяет понимание стыда  как в целом, так и по отношению переживания стыда к половой принадлежности. Были подняты не исследованные ранее вопросы, касающиеся переживания стыда, в том числе бессознательное чувство стыда и специфические механизмы работы со стыдом.

В данной работе систематизированы имеющиеся  научные представления о стыде. Предпринята попытка изучить  данные феномены с позиций социальной психологии, найти на методическом уровне соответствующие способы  их изучения. Представлено понимание  стыда как интегральных показателей  системы отношений личности к  себе и другому.  
Данные о взаимосвязи вины и стыда с такими важными социально-психологичекими характеристики личности, как ее отношения, могут представлять научный интерес в плане исследования психологии субъекта затрудненного общения и психологии общения в целом.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Райкрофт, 1968;
  2. Райх, 1960;
  3. Лапланч и Понтелиз, 1973;
  4. Кернберг, 1975;
  5. Винникотт, 1965;
  6. Сегал, 1973;
  7. Фройд, 1896;
  8. Хартманн и Лоэвенштейн, 1962;
  9. Пирз и Сингер, 1953;
  10. Сендлер Дж., 1963. “The ego ideal and the ideal self. Psychoanal. Study Child.»
  11. Фройд, 1905;
  12. Абрахам, 1913;
  13. Фенихель, 1946;
  14. Якобсон, 1964;
  15. Левин, 1967;
  16. Кохут, 1971;
  17. Эриксон, 1968;
  18. Фройд, 1933;
  19. Фельдман 1962;
  20. Фенихель 1946;
  21. Лёвенфельд, 1976;
  22. Гринкер, 1955;
  23. Шпигель, 1966;
  24. Броучек,1982;
  25. Отто Ранк, 1968;
  26. Эриксон, 1950;
  27. Линд, 1958;
  28. Льюис, 1963;
  29. Льюис, 1971;
  30. Лихтенштейн, 1963, 1964;
  31. Фройд, 1921;
  32. Фройд, 1900 «Толкование сновидений»;
  33. Льюис, 1987 литература «Новой волны»;
  34. Кинстон, 1987;
  35. Штейнберг, 1991;
  36. Томкинс, 1987;
  37. Томкинс, 1963;
  38. Ч. Дарвин, 1872, «О выражении ощущений»;
  39. Льюис, 1971;
  40. Изард, 1972;
  41. Дюваль, Уикланд, 1972;
  42. Эриксон, 1956;
  43. Александер, 1938;
  44. Уард, 1972;
  45. Стирлин, 1977;
  46. Марселла, Мурай, Голден, 1974;
  47. Левин, 1978;
  48. Прессман, 1969;
  49. Ю.И. Сидоренко, 1971
  50. Гриценко В. В., Смотрова Т. Н. Ценностно-нормативные основы инте-

грации этнических мигрантов  в российском обществе. Смоленск: Универсум, 2008.

  1. Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы

культуры // Социальная психология Личности / Отв. ред. М. И. Бобнева,

 Шорохова, М.: Наука, No79.

  1. Мясищев В.Н. Психология отношений/ Под ред. А.А. Бодалева. М.:

Московский психолого-социальный институт; Воронеж.: НПО «МОДЭК», 2004. 

  1. Настольная книга практического психолога/ Сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. М.: АСТ: Хранитель; СПб.: Сова, 2008.
  2. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 1983.
  3. Шапарь В. Б. Рабочая книга практического психолога. М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2007.

Информация о работе Психологические особенности чувства стыда