Психологические особенности образного мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 08:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение психологических особенностей и диагностика уровня развития мышления у военнослужащих срочной службы с разным уровнем образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность мышления, изучая и анализируя психологическую и педагогическую литературу.
2. Изучить уровень развития наглядно-образного мышления по методике « Пиктограмма».

Оглавление

Введение…………………………………………………………….….………3
Глава 1. Подходы к определению мышления……………………..................6
1.1. Общая характеристика мышления и его виды…………………….….…6
1.2. Сущность, структура и механизмы образного мышления. …………...10
1.3. Методы исследования мышления ...........................................................15
Глава 2. Экспериментальное исследование мышления… у военнослужащих срочной службы………………………………………………………… 18
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования………………………….………18
2.2. Методика исследования………………………………………………….18
2.3. Результаты исследования………………………………………………..23
2.4. Обсуждение результатов исследования……………………………..….27
Заключение……………………………………………………………………32
Библиография…….…………………………………………………………...35
Приложение…………………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

      Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М.Теплова, состоит в том, что «они по-разному  связаны с практикой... Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления - на нахождение общих закономерностей» [12,с.19].

      И теоретическое, и практическое мышление, в конечном счете, связано с практикой. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно, проверяются практикой здесь и теперь. Теоретический же ум выступает как опосредованный: он проверяется на практике лишь в конечных результатах его работы.

      Все перечисленные виды мышления могут  быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.

      1.2. Сущность, структура  и механизмы образного  мышления

      Мышление  в образах представляет собой  сложный психический процесс преобразования чувственной информации. В нем представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийная обработка и мысленное преобразование. В ходе этого процесса образы произвольно актуализируются на основе заданного наглядного материала, видоизменяются под влиянием различных условий, свободно преобразуются, создаются новые, существенно отличные от исходных.

        Психодиагностика индивидуальных  особенностей мышления направлена на выяснение особенностей мотивационной сферы субъектов, целенаправленности на близкие и дальние цели, определяющие особенности стратегий, временных динамических свойств (сравните сверхбыстрое мышление с замедленным или даже заторможенным), снижения или искажения уровней обобщенности признаков, критичности мышления в диапазоне от очень низкой, когда все принимается без какого-либо критического анализа до сверхвысокой, когда все подвергается сомнению и критике. В экспериментально-психологических исследованиях выявлен ряд зависимостей этих психодиагностических показателей от возраста, пола, уровня образования, эмоционального состояния, прошлого опыта, установок и социальных ожиданий субъектов мыслительной деятельности.

      В настоящее время современная  наука уделяет достаточно много  внимания вопросу развития мышления. В практическом аспекте развития образного мышления принято выделять три основных направления исследований: филогенетическое, онтогенетическое и экспериментальное.

      Филогенетическое  направление предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в процессе исторического развития человечества. Онтогенетическое направление связано с исследованием основных этапов развития в процессе жизни одного человека. В свою очередь, экспериментальное направление связано с проблемами экспериментального исследования образного мышления и возможности развития интеллекта в особых, искусственно созданных условиях.

      Гальперин считал, что развитие мышления на ранних этапах непосредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами. Однако перевод внешних действий во внутренние с превращением их в определенные мыслительные операции происходит не сразу, а поэтапно. На каждом этапе преобразование заданного действия осуществляется лишь по ряду параметров. По мнению Гальперина, высшие интеллектуальные действия и операции не могут складываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, а те опираются на предшествующие им способы выполнения данного действия, и в конечном итоге все действия в основе своей опираются на наглядно-действенные способы [7, с.112].

      Многообразие  знаковой культуры, в которой формируется  современный ребенок (от предметных изображений до условно символических обозначений), определяет содержание мышления, логику и направление его развития в онтогенезе. В этом отношении весьма актуальной является мысль С.Л. Рубинштейна о том, что «генетически более ранние виды наглядного мышления не вытесняются, а преобразовываются, переходя к высшим формам наглядного мышления» [4; с.368]. Важно исследовать, под влиянием каких условий происходит качественное изменение в содержании умственных образов, как их формировать с учетом двойственной природы образа.

      Исследование  генезиса мышления имеет большое  значение для раскрытия источников, детерминант психического развития, его общей логики и конкретных путей реализации. Освоение человеком реального мира начинается с чувственного познания, действия, непосредственного контакта с миром людей и вещей, явлений природы, накопления разнообразных эмпирических впечатлений, которые обогащаются в своем содержании по мере их «социализации», перестраиваются в ходе овладения общественно-историческим опытом, что изменяет отношение человека к предметному миру, его осмысление, понимание, использование в практической деятельности.

      Мышление  имеет место и у ребенка, и  у взрослого, но качественно различны его содержание и уровни. Различие состоит не только в богатстве и разнообразии чувственных впечатлений, мере их обобщенности, но главным образом в кардинальном изменении содержания образов, логики их развития, всевозрастающей роли научных знаний [20, с.116]. 

      1.3. Методы исследования  мышления

      Мышление  относительно поздно стало предметом  экспериментального исследования. Долгое время считалось, что мышление вообще может быть изучено только с помощью интроспективного метода - самонаблюдения. Сейчас экспериментальная психология располагает целым комплексом объективных научных методов - от наблюдения и самонаблюдения до лабораторного и реального эксперимента, тестирования мыслительных особенностей субъекта, психофизиологических способов регистрации мыслительных действий, их моделирования. Именно под влиянием экспериментальных исследований мышление рассматривается сейчас как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности при обязательном участии языка (речи).

      Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, в которой субъект ориентируется  и выбирает задачи, наиболее близкие  и нужные ему. Для решения задач  и скорейшего достижения цели субъект  мыслительной деятельности должен найти наиболее подходящие способы, правила, средства. Это - первая фаза решения задачи, так называемое предрешение задачи, заканчивающееся формулированием гипотез, выбором подходящих средств и способов. Фаза предрешения называется еще продуктивной фазой, поскольку именно на ней сосредоточено создание новой продуктивной информации. Многие методы исследования мышления посвящены как раз этой первой и наиболее сложной фазе мыслительного процесса, например методы выяснения влияния прошлого опыта, установки, ригидности - лабильности, активности.

      Вторая  фаза мыслительного процесса связана  с исполнительным действием, когда  субъект использует найденные средства для конкретного решения и  проверяет ценность выдвинутых гипотез. Иногда, если этой фазе не предшествует обдумывание, она представляет собой ряд действий, часто беспорядочных и быстрых, с целью каким-то образом нащупать правильное решение (метод проб и ошибок). Мышление приобретает в зависимости от онтогенеза те или иные виды, формы, может быть неоднородным по составу, что затрудняет возможность его экспериментального исследования. Большую роль в мыслительных процессах играют индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические свойства субъектов. Например, можно оценивать показатели мышления в соответствии с фактическим возрастом субъектов.

      Мышление  достигает своих наивысших результатов  к 30-40 годам, после чего отмечается общий  спад показателей, в клинических  вариантах трактуемый как старческое слабоумие. Впрочем, при соответствующей поддержке и сохранении своей социальной активности возможно длительное поддержание мыслительных процессов на стабильном уровне. Экспериментально установлено, что на процессы и результат мышления очень большое влияние оказывают личностные и, прежде всего, когнитивные особенности субъектов: их тревожность, экстра- и интровертированность, рефлексивность-импульсивность. Одним из ведущих показателей мышления является его активность, или продуктивность, включающая в себя количественные показатели вербального или образного мышления в вариантах беглого (конвергентного) и гибкого (дивергентного) мышления. Существенными для исследования в области психологии мышления являются вопросы сложности и абстрактности выдвинутых гипотез, проверки их на основе различных видов умозаключений (в этих моментах психология мышления теснее всего связана с логикой мышления), планирования и оценки результатов собственной деятельности, полного, приблизительного, частичного, правильного и неправильного понимания.  Идущие в этом направлении исследования и уже имеющиеся результаты позволяют оценивать мышление объективными научными методами.

      Вывод

      Мышление  нельзя рассматривать как локальное  психическое образование, лишь временно выполняющее свою функцию в онтогенезе. Это фундаментальная особенность психики. Под влиянием обучения и воспитания мышление видоизменяется, качественно преобразуется. Это особенно отчетливо выступает в школьном возрасте в ходе интенсивного и специально организованного усвоения знаний, в условиях профориентации, а затем при овладении профессией. Мышление развивается на протяжении всей жизни человека, является способностью, определяющей целостное развитие личности, ее уникальность, яркое своеобразие, устойчивые профессионально значимые характеристики.

        Процесс образного мышления привлекает исследователей и ученых, Во многих: случаях мышление анализируется с точки зрения определенных психологических подходов (Л.Б. Ительсон, Н.В. Маслова, Н.В. Рождественская, И.С. Якиманская)[30, с.16 ]. Исследования образного мышления имеют принципиальное значение не только для самой психологической науки, но и для широкой социальной практики. Современная эргономика, техника отображения информации, бионика, художественное и графическое конструирование, искусствоведение не могут успешно развиваться без знания законов формирования и функционирования образного мышления. Это в равной мере относится и к педагогике, к теории обучения и воспитания (особенно эстетического, нравственного, художественного).

      Вместе  с тем следует признать, что разработка методов изучения мышления еще отстает от запросов практики. Недостаточно определена общая стратегия разработки этих методов, нередко с их помощью изучаются лишь отдельные аспекты проблемы мышления. Его наиболее развитые формы, сложные проявления изучены крайне мало. Между тем интерес к их изучению ширится и растет. К исследованию мышления обращаются инженеры, конструкторы, художники, педагоги, врачи, юристы и многие другие. Поэтому поиски научно обоснованных методов изучения мышления, совершенствование уже имеющихся - актуальная задача современной психологии. 
 
 
 

      Глава 2. Экспериментальная  исследование мышления у военнослужащих срочной службы

      2.1. Цель, гипотеза и  задачи исследования

      Целью данной курсовой работы является изучение особенностей и диагностика уровня развития мышления у военнослужащих срочной службы с разным уровнем образования.

      Гипотезой исследования является предположение в том, что эффективность развития мышления у военнослужащих срочной службы будет зависеть от их уровня образования. Испытуемые с высшим образованием при выполнении заданий должны показать более высокие результаты, чем испытуемые со средним специальным образованием.

      Задачи  исследования:

      1. Изучить уровень развития наглядно-образного  мышления по методике « Пиктограмма».

      2. Оценить наглядно-образное мышление, связанное с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач с помощью методики «Прогрессивные матрицы Равена».

      3. Определить существование зависимости  развития мышления от уровня образования.

      4. Проанализировать полученные данные  и оценить возможность влияния  уровня образования на развитие  мышления. 

2.2. Методика исследования

      Методологической  основой исследования являются сущностные аспекты и положения психологической теории Л. С. Выготского (зона ближайшего развития) и Леонтьева (этапы формирования умственной деятельности) заключающиеся в том, что мышление выдвигается в центр психического развития человека (Л. С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

Информация о работе Психологические особенности образного мышления