Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 08:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение психологических особенностей и диагностика уровня развития мышления у военнослужащих срочной службы с разным уровнем образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность мышления, изучая и анализируя психологическую и педагогическую литературу.
2. Изучить уровень развития наглядно-образного мышления по методике « Пиктограмма».
Введение…………………………………………………………….….………3
Глава 1. Подходы к определению мышления……………………..................6
1.1. Общая характеристика мышления и его виды…………………….….…6
1.2. Сущность, структура и механизмы образного мышления. …………...10
1.3. Методы исследования мышления ...........................................................15
Глава 2. Экспериментальное исследование мышления… у военнослужащих срочной службы………………………………………………………… 18
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования………………………….………18
2.2. Методика исследования………………………………………………….18
2.3. Результаты исследования………………………………………………..23
2.4. Обсуждение результатов исследования……………………………..….27
Заключение……………………………………………………………………32
Библиография…….…………………………………………………………...35
Приложение…………………………………………………………………...37
Разница
между теоретическим и
И теоретическое, и практическое мышление, в конечном счете, связано с практикой. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно, проверяются практикой здесь и теперь. Теоретический же ум выступает как опосредованный: он проверяется на практике лишь в конечных результатах его работы.
Все перечисленные виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу.
1.2. Сущность, структура и механизмы образного мышления
Мышление в образах представляет собой сложный психический процесс преобразования чувственной информации. В нем представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийная обработка и мысленное преобразование. В ходе этого процесса образы произвольно актуализируются на основе заданного наглядного материала, видоизменяются под влиянием различных условий, свободно преобразуются, создаются новые, существенно отличные от исходных.
Психодиагностика
В настоящее время современная наука уделяет достаточно много внимания вопросу развития мышления. В практическом аспекте развития образного мышления принято выделять три основных направления исследований: филогенетическое, онтогенетическое и экспериментальное.
Филогенетическое направление предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в процессе исторического развития человечества. Онтогенетическое направление связано с исследованием основных этапов развития в процессе жизни одного человека. В свою очередь, экспериментальное направление связано с проблемами экспериментального исследования образного мышления и возможности развития интеллекта в особых, искусственно созданных условиях.
Гальперин считал, что развитие мышления на ранних этапах непосредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами. Однако перевод внешних действий во внутренние с превращением их в определенные мыслительные операции происходит не сразу, а поэтапно. На каждом этапе преобразование заданного действия осуществляется лишь по ряду параметров. По мнению Гальперина, высшие интеллектуальные действия и операции не могут складываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, а те опираются на предшествующие им способы выполнения данного действия, и в конечном итоге все действия в основе своей опираются на наглядно-действенные способы [7, с.112].
Многообразие знаковой культуры, в которой формируется современный ребенок (от предметных изображений до условно символических обозначений), определяет содержание мышления, логику и направление его развития в онтогенезе. В этом отношении весьма актуальной является мысль С.Л. Рубинштейна о том, что «генетически более ранние виды наглядного мышления не вытесняются, а преобразовываются, переходя к высшим формам наглядного мышления» [4; с.368]. Важно исследовать, под влиянием каких условий происходит качественное изменение в содержании умственных образов, как их формировать с учетом двойственной природы образа.
Исследование генезиса мышления имеет большое значение для раскрытия источников, детерминант психического развития, его общей логики и конкретных путей реализации. Освоение человеком реального мира начинается с чувственного познания, действия, непосредственного контакта с миром людей и вещей, явлений природы, накопления разнообразных эмпирических впечатлений, которые обогащаются в своем содержании по мере их «социализации», перестраиваются в ходе овладения общественно-историческим опытом, что изменяет отношение человека к предметному миру, его осмысление, понимание, использование в практической деятельности.
Мышление
имеет место и у ребенка, и
у взрослого, но качественно различны
его содержание и уровни. Различие
состоит не только в богатстве и
разнообразии чувственных впечатлений,
мере их обобщенности, но главным образом
в кардинальном изменении содержания
образов, логики их развития, всевозрастающей
роли научных знаний [20, с.116].
1.3. Методы исследования мышления
Мышление относительно поздно стало предметом экспериментального исследования. Долгое время считалось, что мышление вообще может быть изучено только с помощью интроспективного метода - самонаблюдения. Сейчас экспериментальная психология располагает целым комплексом объективных научных методов - от наблюдения и самонаблюдения до лабораторного и реального эксперимента, тестирования мыслительных особенностей субъекта, психофизиологических способов регистрации мыслительных действий, их моделирования. Именно под влиянием экспериментальных исследований мышление рассматривается сейчас как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности при обязательном участии языка (речи).
Начальным
моментом мышления является проблемная
ситуация, в которой субъект
Вторая фаза мыслительного процесса связана с исполнительным действием, когда субъект использует найденные средства для конкретного решения и проверяет ценность выдвинутых гипотез. Иногда, если этой фазе не предшествует обдумывание, она представляет собой ряд действий, часто беспорядочных и быстрых, с целью каким-то образом нащупать правильное решение (метод проб и ошибок). Мышление приобретает в зависимости от онтогенеза те или иные виды, формы, может быть неоднородным по составу, что затрудняет возможность его экспериментального исследования. Большую роль в мыслительных процессах играют индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические свойства субъектов. Например, можно оценивать показатели мышления в соответствии с фактическим возрастом субъектов.
Мышление
достигает своих наивысших
Мышление нельзя рассматривать как локальное психическое образование, лишь временно выполняющее свою функцию в онтогенезе. Это фундаментальная особенность психики. Под влиянием обучения и воспитания мышление видоизменяется, качественно преобразуется. Это особенно отчетливо выступает в школьном возрасте в ходе интенсивного и специально организованного усвоения знаний, в условиях профориентации, а затем при овладении профессией. Мышление развивается на протяжении всей жизни человека, является способностью, определяющей целостное развитие личности, ее уникальность, яркое своеобразие, устойчивые профессионально значимые характеристики.
Процесс образного мышления привлекает исследователей и ученых, Во многих: случаях мышление анализируется с точки зрения определенных психологических подходов (Л.Б. Ительсон, Н.В. Маслова, Н.В. Рождественская, И.С. Якиманская)[30, с.16 ]. Исследования образного мышления имеют принципиальное значение не только для самой психологической науки, но и для широкой социальной практики. Современная эргономика, техника отображения информации, бионика, художественное и графическое конструирование, искусствоведение не могут успешно развиваться без знания законов формирования и функционирования образного мышления. Это в равной мере относится и к педагогике, к теории обучения и воспитания (особенно эстетического, нравственного, художественного).
Вместе
с тем следует признать, что разработка
методов изучения мышления еще отстает
от запросов практики. Недостаточно определена
общая стратегия разработки этих методов,
нередко с их помощью изучаются лишь отдельные
аспекты проблемы мышления. Его наиболее
развитые формы, сложные проявления изучены
крайне мало. Между тем интерес к их изучению
ширится и растет. К исследованию мышления
обращаются инженеры, конструкторы, художники,
педагоги, врачи, юристы и многие другие.
Поэтому поиски научно обоснованных методов
изучения мышления, совершенствование
уже имеющихся - актуальная задача современной
психологии.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей и диагностика уровня развития мышления у военнослужащих срочной службы с разным уровнем образования.
Гипотезой исследования является предположение в том, что эффективность развития мышления у военнослужащих срочной службы будет зависеть от их уровня образования. Испытуемые с высшим образованием при выполнении заданий должны показать более высокие результаты, чем испытуемые со средним специальным образованием.
Задачи исследования:
1.
Изучить уровень развития
2. Оценить наглядно-образное мышление, связанное с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач с помощью методики «Прогрессивные матрицы Равена».
3.
Определить существование
4.
Проанализировать полученные
2.2. Методика исследования
Методологической основой исследования являются сущностные аспекты и положения психологической теории Л. С. Выготского (зона ближайшего развития) и Леонтьева (этапы формирования умственной деятельности) заключающиеся в том, что мышление выдвигается в центр психического развития человека (Л. С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Информация о работе Психологические особенности образного мышления