Виды мышления и их психологические особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Исследование мышления является основной задачей для психологов. Это предопределенно изначальным единством сознания и его связями. Психология стала рассматривать мышление не как проявление духа,а как развёрнутую деятельность используя систему языка, обретая характер умственных действий. Исследование мышления требует глобального изучения и анализа.
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью формирования и развития различных видов мышления у людей, как основы рационального познания действительности. Виды мышления в младшем школьном возрасте развиваются на основе усвоенных знаний, и если нет этих знаний, то и нет основы для развития видов мышления, и они не могут созреть в полной мере.

Оглавление

Введение........................................................................................................3
Глава 1
История изучения мышления .......................................................................4
Природа и уровни мышления.......................................................................7
Виды мышления и их психологические особенности.................................9
Глава 2
2.1 Методы и психодиагностика мышления детей разных возрастных групп.....................................................................................................................17
2.2 Сравнительная характеристика ...................................................................25
2.3 Некоторые пути развития мышления формирующие личность................26
Заключение....................................................................................................34
Список литературы.........................................................................................35
Приложения...................................................................................................36

Файлы: 1 файл

курсовая..docx

— 739.98 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И

УПРАВЛЕНИЯ ИМ.К.Г.РАЗУМОВСКОГО 

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Кафедра прикладной психологии

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

 

 ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

 

 

 

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

профессор В.П.Кутеева

Выполнила:

студентка 2 курса ДФО

В.О.Рахимова

 

Москва-2013

Содержание

Введение........................................................................................................3

Глава 1

    1. История изучения мышления .......................................................................4
    2. Природа и уровни мышления.......................................................................7
    3. Виды мышления и их психологические особенности.................................9

Глава 2 
2.1 Методы и психодиагностика мышления детей разных возрастных групп.....................................................................................................................17

2.2 Сравнительная характеристика ...................................................................25

2.3 Некоторые пути развития мышления  формирующие личность................26

Заключение....................................................................................................34

Список литературы.........................................................................................35

Приложения...................................................................................................36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Исследование мышления является основной задачей для психологов. Это предопределенно изначальным единством сознания и его связями. Психология стала рассматривать мышление не как проявление духа,а как развёрнутую деятельность используя систему языка, обретая характер умственных действий. Исследование мышления требует глобального изучения и анализа.

Актуальность проблемы обусловлена необходимостью формирования и развития различных видов мышления у людей, как основы рационального познания действительности. Виды мышления в младшем школьном возрасте развиваются на основе усвоенных знаний, и если нет этих знаний, то и нет основы для развития видов мышления, и они не могут созреть в полной мере.

 Степень разработанности проблемы. Проблемой мышления занимались многое выдающиеся психологи которые разработали свои концепции изучая мышление человека: А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Карл Бюлер,Р. Арнхейм и др.

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: виды мышления и их характеристика.

Цель исследования: изучение мышления,их видов и психологическую особенность.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть историю изучения мышления,
  2. раскрыть природу и уровни мышления,
  3. изучить виды мышления и их психологическую особенность,
  4. применить психодиагностики мышления на детях разных возрастных групп,
  5. рассмотреть сравнительную характеристику,
  6. охарактеризовать некоторые пути развития мышления формирующие личность.

 

 

1.1История изучения мышления

Исследовать мышление начали ещё  античные философы и учёные, однако делали они это с позиций не психологии, а других наук, в первую очередь — философии и логики. Первым из них был Парменид. В сочинении «Путь истины» он представил первое в истории  европейской философии сокращённое изложение основных положений дедуктивной метафизики. При этом он рассматривает процесс мышления с точки зрения логики. C точки зрения философии он утверждает, что бытие аналогично мысли:

« ...одно и то же мышление и то, о чем мысль.»

Позже жили и работали 2 других древнегреческих учёных: Протагор и Эпикур, представители сенсуализма, философского течения, сыгравшего существенную роль в научном подходе к мышлению значительно позже. Крупнейшим теоретиком учения о мышлении в то время был Аристотель. Он изучил его формы, обосновал и вывел законы мышления. Однако мышление для него было деятельностью «разумной души». Кроме того, он в основном занимался вопросами формальной логики.

 Большую роль в изучении мышления сыграла медицина. Первыми предвозвестниками мозговой теории мышления были древнегреческий философ и математик Пифагор и его ученик, Алкмеон Кротонский — философ и медик. Принявший их теорию великий врач Гиппократ утверждал:

«Надо знать, что, с одной стороны, наслаждения, радости, смех, игры, а, с другой стороны, огорчения, печаль, недовольства и жалобы — происходят от мозга... От него мы становимся безумными, бредим, нас охватывают тревога и страхи, либо ночью, либо с наступлением дня».

Александрийский медик Герофил помещал душу в головной мозг, а его соотечественник Эрасистрат утверждал, что этот орган — вместилище ума. Древнеримский медик Гален первым научно доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». При этом он выделял отдельную рассуждающую душу, что было шагом назад в сравнении с предыдущими учёными.В эпоху Средневековья изучение мышления носило исключительно эмпирический характер и чего-либо нового не дало.

Активные психологические исследования мышления ведутся с XVII века, однако и тогда они существенно зависели от логики. Согласно раннему учению о мышлении, принадлежащему к XVII веку, способность к мышлению врождённая, а само мышление рассматривалось отдельно от психики. Интеллектуальными способностями считали созерцание, логическое рассуждение и рефлексия. С появлением ассоциативной психологии мышление сводилось к ассоциациям и рассматривалось как врождённая способность. В эпоху Ренессанса учёные вновь вернулись к постулату античности о том, что психика — следствие работы мозга. Однако их рассуждения не были подкреплены экспериментом, поэтому являлись большей мерой абстрактными. Ощущение и восприятие они противопоставляли мышлению, а дискуссия велась только о том, что из этих двоих явлений важнее. Сенсуалисты на основе учения французского философа Э. Б. де Кондильяка утверждали: ««мыслить» — это значит чувствовать», а разум — «усложнённые ощущения», то есть решающее значение отдавали ощущению и восприятию. Их оппонентами были рационалисты. Видным их представителем был Р. Декарт, предвозвестник рефлексологии. Они считали, что органы чувств дают примерную информацию, а познать её мы можем только с помощью разума. При этом мышление они считали автономным, рациональным актом, свободным от непосредственного чувствования. По Д. Дидро, ощущения: «свидетели в судебном заседании, а разум, мышление — это судья, который сопоставляет показания свидетелей и выносит окончательное заключение».

В конце XIX века появилось новое учение -прагматизм( философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости). Его представитель У.Джеймс— американский философ и психолог в 1890 в книге «Принципы психологии» утверждает, что понятия — это не адекватное отражение объективного мира, а орудия, используемые при познавательной деятельности, планы действия. Мысли истинны не потому, что отражают материальный мир, а через полезность для человека. Другой представитель этого течения, разрабатывающий прагматическую теорию познания — Дж. Дьюи.В это же время наступает расцвет психологического течения — рефлексологии. Среди видных её деятелей можно назвать И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.

В начале XX века в центр своих интересов поставила мышление Вюрцбургская школа психологии (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии Э. Гуссерля и отвержении ассоцианизма(методологический подход, связанный с идеей, что мыслительные процессы действуют посредством связи (ассоциации) одного состояния мышления с другим). В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции( метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов) с целью разложения процесса на основные этапы.

Гештальтпсихология в лице М. Вертгеймера и К.Дункера занималась исследованиями продуктивного мышления. Мышление в гештальтпсихологии понималось как переструктурирование проблемной ситуации с помощью инсайта(проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка).

В рамках бихевиоризма мышление — процесс формирования связей между стимулами и реакциями. Его заслуга — рассмотрение практического мышления, а именно — умений и навыков при решении задач.Внёс вклад в изучение мышления и психоанализ, изучая бессознательные формы мышления, зависимость мышления от мотивов и потребностей.

В советской психологии изучение мышления связано с психологической теорией деятельности. Её представители понимают мышление как прижизненную способность к решению задач и преображению действительности. По А. Н. Леонтьеву внутренняя (мышление) деятельность — не только производная от внешней (поведение), но и имеет то же строение. Во внутренней мыслительной деятельности можно выделить отдельные действия и операции. Внутренние и внешние элементы деятельности взаимозаменяемые. Можно сделать вывод: мышление сформировано в процессе деятельности. На основе теории деятельности были построены педагогические теории П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова.

Одна из наиболее новых — информационно-кибернетическая теория мышления. Мышление человека моделируют с точки зрения кибернетики(наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество) и искусственного интеллекта(наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. ИИ связан со сходной задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта, но не обязательно ограничивается биологически правдоподобными методами).

1.2 Природа и уровни мышления

«У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы»- так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К.Дункер, очевидным образом противопоставляя его здравому смыслу. С этим трудно не согласиться, имея в виду, что мышление в его высших творческих человеческих формах  не сводится ни к интуиции,ни к жизненному опыту,составляющим основу так называемого «здравого смысла» .

Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.

Различным может быть их познавательное значение. Неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребёнок разрешает встающие перед ним затруднения. И системы мыслительных операций, посредством которых учёный может разрешить научную проблему о закономерности протекания каких либо сложных процессов. Можно различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень её обобщений, насколько глубоко вместе с тем она переходит от явления к сущности, от одного определения сущности к все более глубокому её определению. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышления в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое.

Теоретическое мышление, раскрывающее закономерности своего предмета, является высоким уровнем мышления. Теоретическое мышление направлено на познание наиболее общих законов и правил. Оно оперирует наиболее общими категориями и понятиями. Всякого рода научные концепции, теории, методологические основания науки являются продуктом этого вида мышления. Теоретическое мышление составляет основу научного творчества. Но было бы совершенно неправильно сводить мышление в целом исключительно к теоретическому мышлению в абстрактных понятиях. Мы совершаем мыслительные операции, не только решая теоретические проблемы, но и наглядное мышление, поскольку в некоторых случаях мы разрешаем стоящие перед нами задачи, оперируя в основном наглядными данными. Наглядное мышление и мышление отвлечённо-теоретическое многообразными способами переходят друг в друга. Различие между ними относительно и оно не означает внешней полярности, но оно существенно. Всякое мышление совершается в более или менее обобщенных, абстрактных понятиях, и во всякое мышление включаются более или менее наглядные чувственные образы; понятие и образ-представление даны в нем в неразрывном единстве. Человек не может мыслить только в понятиях без представлений, в отрыве от чувственной наглядности; он не может также мыслить одними лишь чувственно-наглядными образами, без понятий. Может быть, поэтому нельзя говорить о наглядном и о понятийном мышлении как о внешних противоположностях; но тем не менее, поскольку представление и понятие не только связаны друг с другом, но и отличны друг от друга, внутри единого мышления можно различать, с одной стороны, наглядное, с другой – абстрактно-теоретическое мышление. Для первого характерно то, что единство представления и понятия, единичного и общего осуществляется в нем по преимуществу в форме наглядного образа-представления и понятия осуществляется в нем по преимуществу в форме общего понятия. Будучи различными уровнями или ступенями познания, образное и абстрактно-теоретическое мышление являются вместе с тем в известном смысле разными сторонами единого процесса и равно адекватными способами познания различных сторон объективной действительности. Понятие отвлеченного мышления отражает общее; но общее никогда не исчерпывает особенного и единичного; это последнее отражается в образе. “Поэтому мысль, особенно последовательно проведенная в системе Гегеля, будто образ является только низшим уровнем познания, который на высшем должен и может быть без остаточно заменен понятием, является заблуждением рационалиста, ошибочно воображающего, что можно исчерпать действительность понятием. Мы поэтому различаем наглядно-образное мышление и абстрактно-теоретическое не только как два уровня, но и как два вида или два аспекта единого мышления; не только понятие, но и образ выступает на всяком, даже самом высшем, уровне мышления” .

Информация о работе Виды мышления и их психологические особенности