Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:16, курсовая работа
Исследование мышления является основной задачей для психологов. Это предопределенно изначальным единством сознания и его связями. Психология стала рассматривать мышление не как проявление духа,а как развёрнутую деятельность используя систему языка, обретая характер умственных действий. Исследование мышления требует глобального изучения и анализа.
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью формирования и развития различных видов мышления у людей, как основы рационального познания действительности. Виды мышления в младшем школьном возрасте развиваются на основе усвоенных знаний, и если нет этих знаний, то и нет основы для развития видов мышления, и они не могут созреть в полной мере.
Введение........................................................................................................3
Глава 1
История изучения мышления .......................................................................4
Природа и уровни мышления.......................................................................7
Виды мышления и их психологические особенности.................................9
Глава 2
2.1 Методы и психодиагностика мышления детей разных возрастных групп.....................................................................................................................17
2.2 Сравнительная характеристика ...................................................................25
2.3 Некоторые пути развития мышления формирующие личность................26
Заключение....................................................................................................34
Список литературы.........................................................................................35
Приложения...................................................................................................36
1.3 Виды мышления и их психологические особенности.
В психологии наиболее принята и распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:
1) наглядно-действенное;
2) наглядно-образное;
3) словесно-логическое;
4) абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм мышления.
Выделяются две разновидности наглядно-действенного мышления. Первая предполагает решение познавательных задач, а вторая — практических. Каких -либо возрастных различий способности ребенка решать такие задачи не приводится. Николай Николаевич Поддьяков(доктор психологических наук ) считает, что наглядно-действенное мышление, появляясь в раннем детстве и опережая другие виды мышления, в то же время остается актуальным в детском возрасте. Оно отличается от наглядно-образного и словесно- логического видов мышления особым способом добывания знаний, недублируемым другими видами мышления. Поэтому в более старших возрастах оно существует наряду с ними.
В экспериментах Александра Владимировича Запорожца(психолог, действительный член Академии Педагогических Наук СССР) и Григория Демьновича Лукова (украинский психолог,ученик А.Н. Леонтьева, в составе Харьковской группы развивал психологические исследования детской игры) перед ребенком ставился на столе таз с водой и раскладывались разные предметы, сделанные из металла, целлулоида, дерева и т. п. Экспериментатор показывал на какой-либо предмет и спрашивал, будет этот предмет плавать или потонет, если его опустить в воду. После того как ребенок отвечал на вопрос, ему предлагали опустить предмет в воду. Данная процедура является практическим преобразованием, потому что другого способа определить плавучесть предмета у ребенка нет. Таким образом, наглядно-действенное мышление имеет сложную психологическую структуру, опирающуюся на знак-символ.
Благодаря возникающим при этом свойствам обобщенности знания и многофункциональности отражаемого предмета (две стороны одной медали) возникает гипотеза, проверяемая двумя путями: или ожиданием естественного преобразования объекта, делающего ранее скрытую его сторону открытой, или намеренным совершением действия по проверке гипотезы. Вторая стадия развития наглядно-действенного мышления появляется вслед за первой и на ней основывается, ибо здесь подключается действие Управления естественным преобразованием объекта. В педагогическом плане формирование у ребенка наглядно-действенного мышления возможно благодаря такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого объекта выделяются через практические действия, преобразующие объект.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).
Дж. Брунер отмечает, что «сначала ребенок знает свой мир главным образом благодаря тем привычным действиям, с помощью которых он управляется с этим миром. Со временем мир оказывается представленным ему еще и в образах, сравнительно свободных от действий. Постепенно формируется дополнительно еще один новый и мощный путь: перевод действия и образов в языковые средства, что создает третью систему представления. Каждый из трех способов представления — действенный, образный и символический — отражает события своим особым образом. Каждый из них накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребенка в разных возрастах; в интеллектуальной жизни взрослого человека взаимодействие всех трех линий сохраняется, составляя одну из главных ее черт».
Наглядно-образное мышление развивается в две стадии. На первой из них имеют место и такие преобразования объекта, которые совершаются или сами по себе (природные процессы), или другими людьми. При этом ребенок не является причиной совершения таких преобразований: они «спускаются» ему окружающей предметной и социальной средой. Данная стадия соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берет ту, которая предлагается- На второй стадии картина меняется. Ребенок уже сам начинает пробовать различные перцептивные преобразования. В исследовании Н. Н. Поддьякова, проведенном совместно с Э. С. Комаровой, изучался переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Испытуемыми были дети от 2 до 7 лет.
Установка представляла собой квадратный
ящик с четырьмя ручками по бокам, прикрытый
сверху стеклом. В ящике располагались
лабиринты, через которые ребенок должен
был провести предмет и направить его
в специальный приемник. В одной из серий
эксперимента испытуемого просили рассказать,
какие манипуляции надо произвести с ящиком,
чтобы достичь желаемого результата. Ребенок
мог зрительно изучать проблемную ситуацию,
однако практических действий по ее преобразованию
осуществлять не мог. Здесь решение задачи
требовало наглядно-образного мышления.
Оказалось, что только на пятом году жизни
отдельные из детей способны решить такую
задачу.
Следует обратить внимание на то, что появление
данного вида мышления по времени совпадает
с возникновением у ребенка ролевой игры,
в которой имеют место распределение,
контроль и оценка исполнения. Это значит,
что в основе наглядно- образного мышления
и ролевой игры лежит одно и то же возрастное
новообразование, определяющее всю психическую
жизнь ребенка.
Словесно-логическое мышление - вид
мышления, осуществляемый с помощью логических
операций с понятиями. При словесно-логическом
мышлении оперируя логическими понятиями,
субъект может познавать существенные
закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи
исследуемой реальности. Развитие словесно-логического
мышления перестраивает и упорядочивает
мир образных представлений и практических
действий.
Термин «словесно-логическое» уже является данью более поздним видам мышления, и мы им пользуемся условно, поскольку возрастная специфика развития личности ребенка еще требует специальных исследований.
Если ребенку шести лет предложить задачу на расположение предметов на игрушечном ландшафте точно так же, как на другом образце, повернутом по отношению к исходному на 90°, это вызовет у него большие затруднения. Данное явление, связанное с неспособностью ребенка мысленно встать на стороннюю позицию и с нее оценить свою собственную, было названо Ж. Пиаже «эгоцентризмом ». Точно так же если ребенку предложить сосчитать членов его семьи, он дает правильный ответ, за тем, однако, исключением, что себя в список не включает, так как его исходная позиция лежит не «вне семьи», а «внутри нее».
В эксперименте, описанном Д. Б. Элькониным,
детям предлагалась ролевая игра, а затем
предлагалось переименование ролей в
этой игре. В результате «кондуктора »
стали называть «вожатым», а «вожатого»
— «кондуктором». Это привело к тому, что
дети младше 5 лет вообще отказались играть,
не приняв условности. Здесь на лицо возможность
контроля своей речи, дешифровки «вожатого»
в «кондуктора», а «кондуктора» — в «вожатого»1.
Однако словесно-логическое мышление
выступает не только в задачах социального
плана. В качестве примера можно описать
небольшой опыт по оценке детьми объема
множества. Если ребенку протянуть две
руки со сжатыми пальцами и спросить, одинаковое
ли количество пальцев на руках, он даст
положительный ответ. Однако если пальцы
на одной руке раздвинуть, то ребенок укажет
на эту руку, считая, что на ней пальцев
больше. На вопрос «почему?» отвечает,
что на руке, где пальцы сжаты, есть только
пальцы, а на руке с раздвинутыми пальцами
еще и промежутки между ними.Таким образом,
промежуток между оцениваемыми элементами
также входит в оценку объема. Если, далее,
уменьшать постепенно количество незагнутых
пальцев параллельно на обеих руках, поведение
ребенка остается тем же до тех пор, пока
на руках не останется по одному пальцу,
на которые ребенок, несколько замявшись,
говорит, что «здесь одинаково».Таким
образом, ребенок обнаруживает явные ошибки
в логике, которые исчезают только к седьмому
году жизни. Своеобразное отношение ребенка
к интеллектуальной задаче выступает
и при необходимости классифицировать
предметы. Л. С. Выготский приводил в качестве
иллюстрации такой случай объединения
предметов. Перед шестилетним ребенком
в игре «четвертый лишний» находились
четыре картинки с изображением чашки,
стакана, блюдца и куска хлеба. Если школьники
откладывают в сторону изображение хлеба
и говорят, что остальные картинки можно
оставить, потому что на них изображена
посуда, то малыш поступает иначе.
Абстрактно-логическое (отвлеченное)
мышление - вид мышления, основанный
на выделении существенных свойств и связей
предмета и отвлечении от других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти четыре вида мышления сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений. Поэтому описанные виды мышления нельзя оценивать как более или менее ценные. Абстрактно-логическое или словесно-логическое мышление не могут быть “идеалом” мышления вообще, конечной точкой интеллектуального развития. Так дальнейшее совершенствование мышления связывается в психологии с расширением и конкретизацией сфер приложения усвоенных мыслительных норм и техник.Кроме того, выделение видов мышления можно производить по различным основаниям. Так, опираясь на различные источники, касающиеся изучения мышления, можно выделить следующие виды мышления см. прилож.1.
По характеру решаемых задач различают теоретическое и практическое мышление.
Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление - это познание законов и правил.
Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практическое мышление было изучено Б.М.Тепловым. Им установлено, что важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени и актуального риска. В практических ситуациях очень ограничены возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое.
По степени развернутости мышления во времени различают интуитивное и дискурсивное, или аналитическое мышление.
Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Обычно используют три критерия для различения дискурсивного и интуитивного мышления: 1) временной (время протекания процесса); 2) структурный (членение на этапы); 3) уровень осознанности (представленность в сознании самого мыслящего).
По степени новизны и оригинальности различают репродуктивное и продуктивное мышление по их функциональному назначению.
Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.В своей деятельности люди сталкиваются с такими объектами, которые имеют целостно-системный характер. Для ориентации в таких объектах человеку необходимо уметь выделить в них внешнее и внутреннее содержание, их внутреннюю сущность и ее внешние проявления. В этой связи по типу познания выделяют теоретическое и эмпирическое мышление.
Теоретическое мышление – мышление, направленное на познание внутреннего содержания и сущности сложных системных объектов. Основным мыслительным действием, связанным с таким познанием, является анализ. Анализ целостного системного объекта обнаруживает в нем некоторую простую связь (или отношение), выступающую в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений. Эта исходная связь служит всеобщим или существенным источником становления целостного системного объекта. Задачатеоретического мышления состоит в обнаружении этой исходной существенной связи, при последующем ее выделении, т.е. абстрагировании, и, в дальнейшем, сведении к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта, т.е. производство действия обобщения.
Эмпирическое мышление – мышление, направленное на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений. Основными операциями эмпирического мышления является сравнение и классификация, которые связаны с действиями абстрагирования и обобщения одинаковых свойств, предметов и явлений. Познавательным продуктом осуществления этих действий являются общие представления (или эмпирические понятия) об этих предметах и явлениях. Эмпирическое мышление выполняет весьма важные и необходимые функции в повседневной жизни людей, а также в науках, находящихся на начальных этапах своего развития.
По функциональному назначению различают критическое и творческое мышление.
Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.
Творческое мышлениe связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Противоположны условия их реализации: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, не допускает завышенной оценки собственных идей. В практике существуют попытки объединения преимуществ каждого из этих видов. Например, в известных методиках управления мыслительным процессом и повышения его эффективности (“мозговой штурм”) творческое и критическое мышление как разные режимы сознательной работы используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач.
Информация о работе Виды мышления и их психологические особенности