Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:16, курсовая работа
Исследование мышления является основной задачей для психологов. Это предопределенно изначальным единством сознания и его связями. Психология стала рассматривать мышление не как проявление духа,а как развёрнутую деятельность используя систему языка, обретая характер умственных действий. Исследование мышления требует глобального изучения и анализа.
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью формирования и развития различных видов мышления у людей, как основы рационального познания действительности. Виды мышления в младшем школьном возрасте развиваются на основе усвоенных знаний, и если нет этих знаний, то и нет основы для развития видов мышления, и они не могут созреть в полной мере.
Введение........................................................................................................3
Глава 1
История изучения мышления .......................................................................4
Природа и уровни мышления.......................................................................7
Виды мышления и их психологические особенности.................................9
Глава 2
2.1 Методы и психодиагностика мышления детей разных возрастных групп.....................................................................................................................17
2.2 Сравнительная характеристика ...................................................................25
2.3 Некоторые пути развития мышления формирующие личность................26
Заключение....................................................................................................34
Список литературы.........................................................................................35
Приложения...................................................................................................36
В заключение рассмотрим информационную теорию интеллектуально-когнитивного развития, связанную с информационно-кибернетической теорией мышления. Ее авторы, Клар и Уоллес, предположили, что ребенок с рождения обладает тремя качественно различными, иерархически организованными типами продуктивных интеллектуальных систем: 1. Система обработки воспринимаемой информации и направления внимания с одного ее вида на другой. 2. Система, ответственная за постановку целей и управление целенаправленной деятельностью. 3. Система, отвечающая за изменение существующих систем первого и второго типов и создание новых подобных систем.
Клар и Уоллес выдвинули ряд гипотез, касающихся действия систем третьего типа:
В то время когда организм практически не занят обработкой извне поступающей информации (когда, например, он спит), система третьего типа перерабатывает результаты ранее поступившей информации, предшествующей умственной активности.
Цель этой переработки – определить следствия предыдущей активности, которые являются устойчивыми. Так, например, имеются системы, которые управляют записью предыдущих событий, разделением этой записи на потенциально устойчивые, согласующиеся друг с другом части и определением этой согласованности от элемента к элементу.
Как только подобная согласованная последовательность замечена, в действие вступает другая система – та, которая порождает новую.
Формируется система более высокого уровня, включающая в себя предыдущие в качестве элементов или частей.
И так далее. Так можно представить себе, к примеру, формирование логических структур.
До сих пор мы рассматривали естественные пути индивидуального развития мышления. Данные, полученные за последние годы на стыке общей и социальной психологии, показывают, что формирование мышления можно стимулировать групповыми видами интеллектуальной работы. Было замечено, что коллективная деятельность по решению задач способствует усилению познавательных функций людей, в частности улучшению их восприятия и памяти. Аналогичные поиски в области психологии мышления привели ученых к выводу о том, что в некоторых случаях, за исключением только, пожалуй, сложной индивидуальной творческой работы, групповая умственная работа может способствовать развитию индивидуального интеллекта. Было установлено, например, что коллективная работа помогает генерированию и критическому отбору творческих идей.
Одна из методик организации и стимулирования групповой творческой интеллектуальной деятельности получила название «брейнсторминг» (буквально «мозговой штурм»). Его проведение основано на следующих принципах:
Для решения некоторого класса интеллектуальных задач, для которых трудно отыскать оптимальное решение, работая над ними индивидуально, создается специальная группа людей, между которыми особым образом организуется взаимодействие, рассчитанное на получение «группового эффекта» – весомой прибавки в качестве и скорости принятия нужного решения по сравнению с индивидуальным его поиском.
В подобную рабочую группу включаются люди, которые отличаются друг от друга по психологическим качествам, в совокупности необходимым для нахождения оптимального решения (один, например, больше склонен высказывать идеи, а другой – их критиковать; один обладает быстрой реакцией, но не в состоянии тщательно взвесить ее последствия, другой, напротив, реагирует медленно, но зато тщательно продумывает каждый свой шаг; один стремится к риску, другой склонен к осторожности и т.д.).
3. В созданной группе за счет
введения специальных норм и
правил взаимодействия
В условиях так организованной групповой творческой работы человек средних интеллектуальных способностей начинает высказывать почти в два раза больше интересных идей, чем в том случае, когда он думает над решением задачи один.
4. Индивидуальная и групповая
работа чередуются друг с
Описанная техника стимулирования индивидуального мышления была создана и использовалась до сих пор в основном при работе со взрослыми. Однако нам думается, что она была бы весьма полезной и для развития мышления у детей, а главное – для сплочения детского коллектива и формирования у детей разного возраста необходимых в современной жизни умений и навыков межличностного общения и взаимодействия.
Заключение
Мышление является сложным психолого-логическим
феноменом, имеющим свои основания как в физиологии,
так и в социальности человека. Мышление изучается многими науками
- теорией познания (в плане соотношения субъективного и
объективного, чувственного и рационального
и т.д.), логикой (правило, операции и формы мышления);
кибернетикой
(“искусственный интеллект”); языкознанием
(соотношение мышления и
языка); эстетикой (образное мышление);
нейрофизиологией (мозговой
субстрат и физиологические основания
мышления); этологией (предпосылки
возникновения мышления в животном мире)
и , конечно же, психологией.
Мышление взрослого человека представляет
собой целый комплекс различных видов
мышления, а именно наглядно-действенное;наглядно-
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью формирования и развития различных видов мышления у людей, как основы рационального познания действительности. Виды мышления в младшем школьном возрасте развиваются на основе усвоенных знаний, и если нет этих знаний, то и нет основы для развития видов мышления, и они не могут созреть в полной мере.
Степень разработанности
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: виды мышления и их характеристика.
Цель исследования: изучение мышления,их видов и психологическую особенность.
Задачи исследования:
Различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.
Список литературы:
1.Р.С.Немов книги 1,2,3"Психология" с.274,107,96.
2.С.Л.Рубенштейн "Основы общей психологии"с.713.
3.П.Я.Гальперин "Формирование умственных действий.Хрестоматия по общей психологии".
4.Ю.В.Канабих "История психиатрии"1928.
5.Ю.В.Щербатых "Общая психология"с.102
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложения
1.Классификация видов мышления по различным основаниям.
2.Картинка методике «Нелепицы».
3.Талица к методике «Нелепицы».
№ детей дошкольного возраста |
Очень высокий уровень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
1 |
10 |
||||
2 |
5 |
||||
3 |
8 |
||||
4 |
3 |
||||
5 |
1 |
Ответ:27
4.Картинка к методике «Времена года».
5.Таблица к методике «Времена года»
№ детей дошкольного возраста |
Очень высокий уровень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
1 |
8 |
||||
2 |
10 |
||||
3 |
5 |
||||
4 |
9 |
||||
5 |
7 |
Ответ:54.
6.Таблица к методике «Определение понятий,выяснение причин,вывление сходства и различий в объектах»
№ детей младших школьников |
Очень высокий уровень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий | |
1 |
10 |
|||||
2 |
9 |
|||||
3 |
6 |
|||||
4 |
9 |
|||||
5 |
7 |
Ответ: 41
7.Картинка к методике «Матрица Равена» .
8.Таблица к методике «Матрица Равена» .
№ детей младших школьников |
Очень высокий уровень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
1 |
9 |
||||
2 |
6 |
||||
3 |
10 |
||||
4 |
8 |
||||
5 |
7 |
Ответ:40
Информация о работе Виды мышления и их психологические особенности