Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:16, курсовая работа
Исследование мышления является основной задачей для психологов. Это предопределенно изначальным единством сознания и его связями. Психология стала рассматривать мышление не как проявление духа,а как развёрнутую деятельность используя систему языка, обретая характер умственных действий. Исследование мышления требует глобального изучения и анализа.
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью формирования и развития различных видов мышления у людей, как основы рационального познания действительности. Виды мышления в младшем школьном возрасте развиваются на основе усвоенных знаний, и если нет этих знаний, то и нет основы для развития видов мышления, и они не могут созреть в полной мере.
Введение........................................................................................................3
Глава 1
История изучения мышления .......................................................................4
Природа и уровни мышления.......................................................................7
Виды мышления и их психологические особенности.................................9
Глава 2
2.1 Методы и психодиагностика мышления детей разных возрастных групп.....................................................................................................................17
2.2 Сравнительная характеристика ...................................................................25
2.3 Некоторые пути развития мышления формирующие личность................26
Заключение....................................................................................................34
Список литературы.........................................................................................35
Приложения...................................................................................................36
Одно из традиционных различий мышления по типам основано на анализе содержания используемых средств мышления - наглядных или вербальных. В этой связи выделяют наглядное и вербальное мышление.
Наглядное мышление – мышление на основе образов и представлений предметов.
Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами. В психологии полагают, что наглядный и вербальный виды мышления являются “антагонистами”: носителям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.
Рациональное мышление- это форма упорядоченных суждений (умозаключений), имеющих точное логическое основание. Мыслить рационально – означает не думать обо всем и сразу, а идти мысленно только к конкретной цели. Основным компонентом, отличающим рациональное мышление от обычного, является логика. Каждый этап такого суждения должен представлять собой правильную логическую цепочку.
2.1
Методы и психодиагностика
Методы диагностики мышления дошкольного возраста.
В этой работе были использованы 2 методики:
1. Методика «Нелепицы».
2. Методика «Времена года».
Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного — у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого — словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.
Именно этих двух видов мышления касаются описываемые психодиагностические методики. Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач. В этой связи для диагностики образно-логического и наглядно-действенного мышления детей мы предлагаем по три разные методики, по одной на каждый из существенных аспектов каждого вида мышления.
Поскольку уровень интеллектуального
Методики для оценки образно-логического
мышления.
Методика 1. «Нелепицы».
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную в прилож.2.
В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть» см .прилож.2.
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий. |
См. прилож 3. Таблица
к методике «Нелепицы».
Методика
2. «Времена года»
Эта методика предназначена для детей
в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают
рис. 2 и просят, внимательно посмотрев
на этот рисунок, сказать, какое время
года изображено на каждой части данного
рисунка. За отведенное на выполнение
этого задания время — 2 мин — ребенок
должен будет не только назвать соответствующее
время года, но и обосновать свое мнение
о нем, т.е. объяснить, почему он так думает,
указать те признаки, которые, по его мнению,
свидетельствуют о том, что на данной части рисунка
показано именно это, а не какое-либо иное
время года. См. прилож.4.Картина к методике
«Времена года».
Оценка результатов.
10 баллов — за отведенное время ребенок
правильно назвал и связал все картинки с временами
года, указав на каждой из них не менее двух
признаков, свидетельствующих о том, что
на картинке изображено именно данное время года (всего
не менее 8 признаков по всем картинкам).
8-9 баллов — ребенок правильно назвал
и связал с нужными временами года все
картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его
мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6-7 баллов — ребенок правильно определил
на всех картинках времена года, но указал только
3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5 баллов — ребёнок правильно определил
время года только на одной-двух картинках из четырех
и указал только 1-2 признака в подтверждение
своего мнения.
0-3 балла — ребенок не смог правильно
определить ни одного времени года и не назвал точно
ни одного признака (разное количество
баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался
или не пытался ребенок это сделать). См.
прил.5. Таблица к методике «Времена
года»
Методы психодиагностики мышления младшего школьника.
Мышление младшего школьника
отличается от мышления дошкольника, во-первых,
более высокими темпами его развития в
эти годы; во-вторых, существенными структурными
и качественными преобразованиями, происходящими
в самих интеллектуальных процессах. В
младшем школьном возрасте под влиянием
учения как ведущей деятельности активно
развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное,
наглядно-образное и словесно-логическое.
Особенно значительные изменения происходят
в развитии последнего вида мышления,
которое в начале данного периода жизни
ребенка еще относительно слабо развито,
а к его концу, т.е. к началу подросткового
возраста, становится главным и по своим
качествам уже мало чем отличается от
аналогичного вида мышления взрослых
людей. В этой связи практическая психодиагностика
мышления детей младшего школьного возраста
должна быть направлена, с одной стороны,
на оценку всех видов мышления у ребенка,
а с другой стороны, на особую оценку словесно-логического
мышления.
В соответствии с этой идеей были подобраны
и выстроены в определенной последовательности
рассматриваемые далее методики диагностики
мышления. Большая часть этих методик
касается изучения словесно-логического
мышления ребенка, однако среди них есть
и такие, которые относятся к диагностике
наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления.
Методика 1. «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».
В этой работе представлены 2 методики:
1. Методика «Определение понятий,выяснение
причин,вывление сходства и различий в
объектах».
2.Методика «Матрица Равена».
1.
Определение понятий,выяснение
Данные особенности мышления
устанавливаются по
1. Какое из животных больше: лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером? (Правильный ответ — обедают и ужинают).
3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ темно).
4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая).
5. Черешня, груша, слива и яблоко — это (Правильное продолжение — ягоды и фрукты).
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ — города).
8. Который сейчас час? (Ребенку
показывают часы и просят
(Правильный ответ — такой, в
котором указаны часы и минуты)
9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу? (Правильный ответ — щенок и ягненок).
10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.
11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля).
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывает на то, что это — инструменты, выполняющие в чем-то похожие функции).
13. Что есть общего между белкой
и кошкой? (В правильном ответе
должны быть указаны как
животное, умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной покров, хвост, четыре ноги.)
14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга? (Правильный ответ: гвоздь, как правило, гладкий по поверхности, а винт и шуруп — нарезные; гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп — конический, а винт и гвоздь — круглые).
15. Что такое футбол, прыжки в длину ин высоту, теннис, плавание?
(Правильный ответ — это виды спорта, виды физических упражнений).
16. Какие ты знаешь виды
17. Чем отличается старый человек от молодого? (Правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака, отличающих старых людей от молодых).
18. Для чего люди занимаются
физкультурой и спортом? (Правильные
возможные ответы — для
19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать? (Возможные правильные ответы — потому, что все люди должны работать, иначе нельзя будет жить нормально; потому, что за данного человека вынуждены, будут работать другие люди; потому, что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты питания, жилище и т.п.)
20. Для чего на письмо необходимо
наклеивать марку? (Правильный ответ:
марка — это знак уплаты
отправителем стоимости
Обработка результатов: За каждый
правильный ответ на каждый из вопросов
ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное
количество баллов, которое он может получить
в этой методике, равно 10.
Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос. Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19-го вопроса. Иногда дополнительного разъяснения требует даже слово «работать», потому что не все дошкольники по-настоящему знают, что это такое.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8—9 баллов — высокий.
4—7 баллов — средний.
2—3 балла — низкий.
0—1 балл — очень низкий.
Обоснование выбора методики: методика для психодиагностики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу. Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции. см.прилож.6.Таблица к методике «Определение понятий,выяснение причин,вывление сходства и различий в объектах».
2.Матрица Равена.
Эта методика предназначается для оценивания
наглядно-образного мышления у детей младшего
школьного возраста. Здесь под наглядно-образным
мышлением понимается такое, которое связано
с оперированием различными образами
и наглядными представлениями при решении
задач.
Конкретные задания, используемые для
проверки уровня развития наглядно-образного
мышления, в данной методике взяты из известного
теста Равена. Они представляют собой
специальным образом подобранную выборку
из 10 постепенно усложняющихся матриц
Равена.
Ребенку предлагается серия из десяти
постепенно усложняющихся задач одинакового
типа: на поиск закономерностей в расположении
деталей на матрице (представлена в верхней
части указанных рисунков в виде большого
четырехугольника) и подбор одного из
восьми данных ниже рисунков в качестве
недостающей вставки к этой матрице, соответствующей
ее рисунку (данная часть матрицы представлена
внизу в виде флажков с разными рисунками
на них). Изучив структуру большой матрицы,
ребенок должен указать ту из деталей
(тот из восьми имеющихся внизу флажков),
которая лучше всего подходит к этой матрице,
т.е. соответствует ее рисунку или логике
расположения его деталей по вертикали
и по горизонтали.
Информация о работе Виды мышления и их психологические особенности