Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:30, лекция
При его реализации необходимо знать возможные критические точки. Организация системы опережающего контроля предъявляет к руководителю высокие требования, особенно к его аналитическим и прогностическим возможностям. Руководитель должен знать признаки, по которым можно оперативно прогнозировать возникающие отклонения от намеченных целей. Эти признаки могут носить субъективный характер и зависеть от опыта, индивидуально-психологических особенностей и мотивационно значимых ценностей личности руководителя.
Психологические особенности контроля
Определение цели контроля дал еще А. Файоль: цель контроля — выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется все: предметы, люди, действия.
Выделяют три вида контроля: текущий, опережающий, результирующий.
Текущий контроль обладает некоторой инерцией и реализуется в три этапа:
• корректирование отклонений
от плана или норматива.
Опережающий контроль основан на предвидении,
прогнозе развития ситуации. При его реализации необходимо знать возможные критические точки. Организация системы опережающего контроля предъявляет к руководителю высокие требования, особенно к его аналитическим и прогностическим возможностям. Руководитель должен знать признаки, по которым можно оперативно прогнозировать возникающие отклонения от намеченных целей. Эти признаки могут носить субъективный характер и зависеть от опыта, индивидуально-психологических особенностей и мотивационно значимых ценностей личности руководителя.
Опережакшщй контроль в сфере коммерческой и финансовой деятельности является предпосылкой выживания предприятия в условиях рынка.
Контроль выполнения, или результирующий контроль, имеет целью определение степени соответствия конечного результата какой-либо деятельности ожидаемому результату. Применяется тогда, когда необходимо сделать выводы и наметить меры по усовершенствованию процесса.
Психологические
предпосылки неоптимальрюй
может использовать контроль как средство психологического давления, не учитывать результаты контроля, не объяснять задачи и цели контроля работникам, что вызывает состояние психологической неопределенности. При неэффективной организации контроля он бывает поверхностным, осуществляется не систематически, корректирующие мероприятия не проводятся или проводятся не в полном объеме. Контроль не присутствует на всех уровнях и во всех формах деятельности.
Ошибки заложены и в нерациональном распределении полномочий. Лицо, призванное осуществлять контроль, не должно находиться в подчинении руководителя, деятельность подразделения которого он призван контролировать.
Вопросы для проверки
Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Новорожденный ребенок или психически больной человек, не способный самостоятельно себя обслуживать, тем более выполнять какую-либо социальную роль, личностью не является . Индивидом рождаются, а личностью становятся.
Личность — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности — целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.
Согласно А.Н. Леонтьеву, личность формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, причем достигший определенного возраста. Общественные отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.
Если человек — носитель самых разных свойств, то личность — это основное свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т. д. Человек становится личностью в той мере, в какой система его потребностей и мотивов оказывается сформированной требованиями общества. От качества и масштаба тех ценностей, которые усваивает человек и к которым он приобщается, зависят качество и масштаб его личности. «Личность тем значительнее, — пишет С.Л. Рубинштейн,— чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее» .
Анализ разнообразных подходов к определению и оценке личности показывает, что субъектность — важнейшее свойство психики, характеризующее активность, самостоятельность субъекта, преобразующую функцию психики по отношению к внешнему миру и самому себе. Личность
можно представить как систему в виде пяти форм активности: переживание, деятельность, поведение, общение, самоуправление.
Большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:
СЮ. Головин приводит следующие критерии сформировавшейся личности: наличие в мотивах иерархии — как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого; способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов-целей и принципов.
Индивид — существо, которое ведет себя, действует, думает, испытывает эмоции в контексте некоторого физического и социального окружения .
Индивидуальность — это своеобразие человека как индивида и личности. Согласно А. Реберу «это те характеристики, которые отличают индивида от всех других». Индивидуальность проявляется во внешнем облике, в телосложении, выразительных движениях, направленности характера, темпераменте, особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессов, психических состояний, жизненного опыта .
При характеристике человека как индивидуальности он рассматривается со стороны своих социально значимых отличий от других людей. Каждый человек обладает и общими с другими людьми, и индивидуальными качествами и свойствами. Первое обусловлено общностью условий, в которых люди живут и действуют, а также единством их био-
логической природы. На развитие индивидуальности человека влияет его жизненный путь и обстоятельства жизни. Индивидуальное сознание и личные качества человека формируются и изменяются в процессе активной деятельности в конкретно-исторических условиях.
Личность каждого человека неповторима в своей индивидуальности. Обычно словом «индивидуальность» определяют главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних выражается очень ярко, выпукло, других — малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой или сразу во всех сферах психической деятельности. Она наиболее полно и детально характеризует личность.
тание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять ценности, навязанные другими [42].
При таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которыми страдают многие люди. Тревога и нарушение психологической адаптации могут быть результатом несоответствия между «реальным Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между «реальным Я» и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, — с другой.
Гуманистический подход не разработал пока механизм, путь реализации личности. Субъективность оценок затрудняет установление различия между мнением человека о самом себе и тем, что он есть на самом деле.
Таким образом, задача менеджмента заключается в том, чтобы обеспечить мотивационное, а не командное поведение для добровольного, активного подключения персонала к задачам организации.
Типология личностей
Наиболее
утвердившейся основой
Экстраверсия — обращенность наружу. Тенденция направлять свою энергию вовне, озабоченность физическим и социальным окружением и получение удовольствия от этого окружения.
Интроверсия ~ обращенность вовнутрь. Тенденция избегания социальных контактов.
Понятия экстраверсии и интроверсии введены К. Юнгом для обозначения двух противоположных типов личности. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптивность. Для интроверта характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.
В отечественной психологии проявления экстраверсии-интроверсии рассматриваются как свойства темперамента — динамические, а не содержательные характеристики пси-
хических процессов, служащие предпосылкой развития специфических личностных черт.
Физиологический механизм индивидуально-типологических различий исследовался Б.М. Тепловым, В.Д. Не-былицыным, В.С. Мерлиным, И.П. Палеем и др.
Рассмотрим типологии, которые могут быть наиболее полезны руководителям в плане практического применения для познания людей и расширения своих знаний и умений в области человековедения. Остановимся на типологии Хейманса, которая была развита и завершена Ле Сенном.
Характер рассматривается как совокупность трех основных составных частей.
Эмоциональность (обозначаемая как Э+ или Э—). Речь идет о том, с какой легкостью данная ситуация вызывает у человека эмоциональное состояние (эмоции или чувства). У некоторых людей обыденные события (заботы, неудачи, ошибки или же, напротив, хорошие новости, вознаграждение, успех и т. д.) вызывают довольно сильные эмоции. Другие реагируют намного слабее, бесстрастно. О таких гозорят: «Их ничем не проймешь».
Не следует смешивать людей бесстрастных с теми, чья эмоциональность носит внутренний характер. Она тем более важна, что не выражается вовне. Внимательный человек, однако, может судить о ней по некоторым признакам (покраснение лица, бледность, молчание, дрожь и т. д.).
Активность (обозначаемая как А+ или А—). Активные люди — это люди, ощущающие потребность в действии, в осуществлении планов или замыслов. Они не выносят состояния безделья или простоя, постоянно чем-то заняты, всегда находят себе работу. Быстро принимают решения, не боятся трудностей, их нелегко привести в уныние. О таких говорят: «Выгонят в дверь, лезут в окно». Менее активным нужно долго думать, прежде чем начать действовать, а пассивных людей действие нередко парализует. На обдумывание задачи они тратят больше энергии, чем на ее решение. Однако таких людей нельзя характеризовать как ленивых.
Первичность и вторичность (обозначаемые как П и В). Наши мнения, чувства и цели, которые мы преследуем, могут оказывать на нас более или менее длительное влияние. Некоторые люди долго остаются под впечатлением пережитого, похожи на аккумуляторы, которые сильно «за-
ряжаются», но мало «разряжаются». Они не скоро забывают нанесенную обиду, продолжительное время переживают утрату дорогого существа или испытывают волнение при воспоминании об удаче или счастливом случае.
Настроение таких людей обычно бывает ровным. Не часто их можно видеть в подавленном состоянии или, наоборот, в слишком приподнятом расположении духа. Они редко сердятся, но, когда чаша терпения переполняется, гнев их бывает страшен. Верны своим привязанностям, принципам и привычкам, мало меняются, им трудно навязать новую точку зрения. Упорны и терпеливы, могут работать ради достижения отдельных целей. Таких людей называют «вторичными».
Другие люди, напротив, недолго остаются под впечатлением пережитого или под влиянием своих чувств. Они непременно «разряжают» свои эмоции, живут настоящим и в отличие от «вторичных» не погружены в прошлое или будущее. Поэтому они без труда приспосабливаются к обстановке. Таких людей называют «первичными». Они отказываются от своей цели или идеи, если видят, что не могут быстро достичь желаемого, способны на большое, но кратковременное усилие. Упорный труд им претит. Они любят неожиданности и приключения и ненавидят рутину.
Исходя из эмоциональности, активности, первичности и вторичности, можно выделить восемь характеров:
Это, разумеется, «чистые» типы, редко встречающиеся в действительности. Но, ориентируясь на них, легче определить, что представляют собой «смешанные» типы, которые чаще всего встречаются в жизни.
Нервный. Этот характер отличается сильной и беспорядочной эмоциональностью. Нервный человек — раб настоящего. Он неустойчив, склонен к жестокости и подозрительности, но легко идет на примирение. У него живой, но
неметодичный ум, импульсивная, неровная и непостоянная активность. Нервный человек чувствителен, однако его эмоции быстротечны. Он может работать лишь тогда, когда его желание совпадает с необходимостью, т. е. время от времени. Сильный и возбудимый, постоянно находится в поисках новых и сильных ощущений. Ему неуютно в семейном кругу, и потому он нуждается в многочисленных и разнообразных друзьях вне дома. Мало считается с прошлым, говорит и делает то, что ему удобно в данный момент. Подчиняет истину своим минутным настроениям и желаниям. Недоверчив, ибо легко допускает, что многие поступают так же, как и он. Доволен собой и любит, когда другие подтверждают это его представление.