Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:30, лекция
При его реализации необходимо знать возможные критические точки. Организация системы опережающего контроля предъявляет к руководителю высокие требования, особенно к его аналитическим и прогностическим возможностям. Руководитель должен знать признаки, по которым можно оперативно прогнозировать возникающие отклонения от намеченных целей. Эти признаки могут носить субъективный характер и зависеть от опыта, индивидуально-психологических особенностей и мотивационно значимых ценностей личности руководителя.
«Доверяй, но проверяй» — в подходе к сангвинику, обладающему оптимизмом и жизнерадостностью, общительному и эмоциональному, но в то же время склонному к рассеянности и торопливости в выполнении производственных задач.
«Не торопи» — в подходе к флегматику, который характеризуется терпеливостью, старательностью, но надежен только в неторопливом, стабильном и нестрессовом режиме работы.
«Не навреди» — в подходе к меланхолику, который способен вполне продуктивно работать только в благоприятных условиях, но малонадежен в условиях необходимости быстрой переадаптации, нервно-психических перегрузок, эмоционально травмирующих его.
Прикладное значение учения о темпераментах заключается также в применении этого знания к самому себе, определении тех позитивных и негативных черт, которые проявляются в собственном поведении. Свои «плюсы» необходимо осознавать и активно ими пользоваться. «Минусы» надо уметь контролировать. Холерику требуется все время помнить, что его активность может носить разрушающий характер. Сангвинику, особенно в важных вопросах, надо быть немного серьезнее. Флегматику следует учиться ничего не забывать из планируемого, меланхолику — не тревожиться.
Характер, направленность личности, способности
Характер — это комплекс устойчивых черт человека, представляющих собой единство индивидуального и типического в личности . Можно сказать также, что характер определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека~в конкретных условиях, как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования . Черты характера помогают или мешают личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия или поведение в обществе. Познание характера позволяет со значительной долей вероятности предвидеть поведение индивида и корректировать ожидаемые действия и поступки.
Когда мы говорим, что у человека определенный характер, мы тем самым раскрываем: 1) систему его отношений к действительности и 2) привычный образ его поведения в конкретной ситуации.
Сочетание устойчивых свойств поведения проявляется в системе отношений субъекта к другим людям (например, доверчивость — недоверчивость, сочувствие — безразличие, общительность — замкнутость и т. п.); к самому себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность); к деятельности (трудолюбие — лень, ответственность — безответственность и др.); к собственности (щедрость — жадность, аккуратность — неряшливость) .
Характер формируется и утверждается под влиянием среды, деятельности и воспитательных действий других людей. Личность в своем развитии может отталкиваться от характера и менять его. Часто эта тенденция реализуется не до конца, иногда на пути встречаются серьезные препятствия в виде резко выраженных черт характера, которые еще более усугубляются внешними условиями. В таком случае личность оказывается не в состоянии преодолеть или изменить свой характер, который и обусловливает поведение.
Характер определяется рядом черт, которые можно классифицировать по группам. Это группы интеллекту-
альных (наблюдательность, рассудительность, гибкость ума), эмоциональных (уверенность, жизнерадостность, бодрость), волевых (целеустремленность, самостоятельность, инициативность), нравственных (честность, человечность, правдивость, чувства долга, коллективизма и т. д.) черт .
По отношению к уровню нормы характер может быть:
Психологи считают, что наследуется лишь набор различных способов реагирования на влияния среды. Как именно генетические основы характера оформятся в реальные психологические свойства, зависит от условий среды. Изучение крайних аномалий характера дает возможность предположить, что в ряде случаев больший вклад в проявление аномалий вносит генотипический фактор, в ряде других — средовой. При неблагоприятном сочетании обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения, вплоть до патологии; при благоприятном — даже сильная типическая предрасположенность может не реализоваться.
Известный немецкий психиатр К. Леонгард считает, что у 20—50 % людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, едва заметной, до крайних вариантов. Акцентуация характера проявляется не постоянно, с годами она может сглаживаться.
Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих ее деятельность, относительно независимых от текущих ситуаций. Направленность личности может носить узколичный или широкий общественный характер, являться неустойчивой (зависеть от ситуации) или устойчивой (длительно определять линию поведения). Структура направленности складывается из следующих компонентов:
Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению. От уровня развития способностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к этим показателям. Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет выдающиеся способности: возможно, ему потребовалось много времени, чтобы овладеть данными знаниями и умениями. Способности следует расценивать лишь как возможность, а будет или нет она реализована, зависит от множества условий, в том числе от заинтересованности в этом окружающих, организации трудовой деятельности и т. д. По отношению к деятельности различают: общие способности как основу успешности выполнения различных видов деятельности (работоспособность, настойчивость, активность и т. д.);
• специальные (профессиональные)
способности как осно
ву успешности выполнения конкретных
видов деятельности,
например учебной, спортивной, трудовой
(решительность, нас
тойчивость, лидерство, наблюдательность,
тактичность и др.).
По элементам
новизны в выполняемой
Природные предпосылки развития способностей называют задатками. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности (прежде всего творческой), называется одаренностью. Высокая степень одаренности — талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность ус-
пешно, самостоятельно и
оригинально выполнять какую-
Вопросы для проверки
10. Способности личности и их классификация.