Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 07:57, контрольная работа
Ежегодно миллионы молодых людей, оканчивая школу, и получив среднее образование, становятся перед выбором какую же профессию выбрать, какой сфере деятельности посветить свою жизнь. Они, прежде всего, учитывают свое желание, способности.
Введение
3
1
Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам личности
4
2
Психологические особенности личности в профессиональной деятельности
11
2.1
Способности
11
2.2
Темперамент
12
2.3
Характер
16
2.4
Воля
18
2.5
Эмоции
20
Заключение
24
Список использованной литературы
25
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский
государственный
Институт
электроэнергетики и
Кафедра психологии профессионального развития
по дисциплине: «Психология профессионального образования»
Тема: «Психологические особенности выбора профессии».
Вариант:
Зачётная книжка: 1002850
Выполнил студент Группы: Тц-211 СД ЭС Шмелёв А.В.
Проверил преподаватель _______
Содержание
№ п/п |
стр. | ||
Введение |
3 | ||
1 |
Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам личности |
4 | |
2 |
Психологические особенности личности в профессиональной деятельности |
11 | |
2.1 |
Способности |
11 | |
2.2 |
Темперамент |
12 | |
2.3 |
Характер |
16 | |
2.4 |
Воля |
18 | |
2.5 |
Эмоции |
20 | |
Заключение |
24 | ||
Список использованной литературы |
25 |
Введение
Ежегодно миллионы молодых людей, оканчивая школу, и получив среднее образование, становятся перед выбором какую же профессию выбрать, какой сфере деятельности посветить свою жизнь. Они, прежде всего, учитывают свое желание, способности. Но, к сожалению, не всегда будущий студент опирается на свои собственные интересы. Многие сталкиваются с тем, что большую роль играет мнение родителей. Одни родители хотят, чтобы их чадо пошло по их стопам, другие считают, что предлагаемая ими профессия наиболее востребована и высокооплачиваемая. Но у каждого свое особенное представление о деятельности. И, зачастую, при не правильном выборе, так же сказывается плохое представление той или иной профессии, не детализированное представление деятельности. С этим мы попытаемся разобраться в данной работе. Еще одной главной задачей данной работы является рассмотрение причин основания выбора профессии, ведь передо мной совсем недавно стоял такой выбор. И очень важно расставить приоритеты, выяснить, что наиболее интересно, важно для личности. Поэтому целью реферата является рассмотрение индивидуально-психологических особенностей личности, их появление в профессиональной деятельности.
1 Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам личности.
Профессия – это исторически возникшая форма деятельности, необходимая человеку, и для выполнения которой он должен обладать суммой знаний, умений и навыков. Также иметь соответствующие профессиональные способности и профессионально важные качества. Она необходима для общества и ограниченная вследствие труда. Это область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность для существования и развития. Существуют различные классификации профессий: по условиям труда, по предмету труда, по целям профессиональной деятельности и др. Рассмотрим по предмету труда. Профессии, согласно этой классификации, разделяются на пять основных видов. Рассмотрим таблицу 1:
Таблица 1 – Краткая характеристика групп, классифицированная по предмету труда
Название группы |
Краткая характеристика группы |
Человек- техника |
Все профессии, связанные с созданием техники, её обслуживанием и управлением ею; профессии, связанные с металлами, с электрооборудованием, с созданием эксплуатации зданий и сооружений, с производством промышленных товаров, с добычей полезных ископаемых. |
Человек- человек |
Профессии, связанные с воспитанием, обучением, лечение, информированием, бытовым обслуживанием и с управлением людьми. |
Человек- природа |
Все профессии, связанные с растительными, животными организмами, микроорганизмами. |
Человек- знаки |
Все, связанное с цифрами, чертежами, нотами, схемами, физическими и химическими символами и др. |
Человек - художественный образ |
Профессии, связанные с музыкой, искусством, литературой, актерской деятельностью и т.д. |
К каждому из работников, не зависимо от сферы деятельности, существуют особые требования. Выделяют основные аспекты требований:
Также, особое внимание акцентируют на профессионально- важных качествах, определяющих профпригодность специалиста.
Профессионально- важные качества - это совокупность качеств человека, которые характеризуют его как субъекта труда, влияют на эффективность профессиональной деятельности и на успешность её освоения.
Существуют три основные группы профессионально-важных качеств:
Также выделяют общие профессиональные качества. Классификацию которых рассмотрим в таблице 2.
Таблица 2 – Общие профессиональные качества
Качества |
Описание |
Внимательность |
Чувствительность к изменениям в настроении и поведении человека и способность учитывать самочувствие человека при принятии решения. |
Эмоциональная устойчивость |
Устойчивость к факторам внешней среды и негативным реакциям людей на производственные ситуации. |
Общие характеристики поведения |
Интерес и уважение к людям, активное желание оказать помощь и поддержку, личная примерность, порядочность, обязательность, принципиальность, чистоплотность. |
Характеристики речи |
Точность, выразительность, разборчивость, интеллектуальная и эмоциональная насыщенность. |
Понятие профессионально-важных признаков. Все многообразие психики, так или иначе, проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально важных признаков можно проводить по следующему плану; психологические особенности сенсорной деятельности, и потом, хотя это все неотделимо друг от друга, рассмотреть внимание, память, эмоционально-волевую сферу и особенности личности.
Сенсорная деятельность в разных видах труда может отличаться, прежде всего, по нагрузке на тот или иной анализатор зрительной, слуховой, кожной, мышечно-суставный и др. или комплексе анализаторов. Например, если у настройщика музыкальных инструментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщик радио и телеаппаратуры, требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия; тонкого различения шумов, различения высоты и тембра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки, где вопросы осязания имеют большое значение. Есть виды труда, в которых довольно, довольно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего, это профессии связанные с дегустацией. А если говорить об обонянии - то некоторые виды химической и нефтеперерабатывающей промышленности.
Кроме анализатора нужно иметь в виду особенности характера самого восприятия. Целый ряд профессий требует длительного слежения в широком сенсорном поле. Ряд профессий, наоборот, требует резкого сужения поля восприятия, но зато в течение длительного времени.
Есть профессии, в которых большое значение имеет слежение за движущимися и мелькающими объектами. Это должно быть также учтено, когда мы анализируем профессию с точки зрения восприятия.
Профессиональные особенности мыслительной деятельности. Мышление является обязательным компонентом любой деятельности, но мышление как профессионально важный признак, прежде всего, выделяют в тех профессиях, где приходится оценивать какую-нибудь ситуацию, требующую принятия определенного решения в зависимости от данной ситуации и реализации его в виде каких-то адекватных действий.
Мы представляем себе, что научно-технический прогресс, механизация, автоматизация все время повышают требования, даже в рабочих профессиях, к мышлению. По сути дела, во многих видах деятельности трудно отделить физический и умственный труд.
В целом ряде видов ручного труда чаще всего имеет место, так называемое наглядно-действенное мышление. Но есть виды труда, особенно в автоматизированных системах, где роль интеллектуального компонента значительно повышается. Приходится оценивать ситуацию по целому ряду параметров, находить решение с учетом вероятности наступления какого-то события, выбирать различные действия в зависимости от меняющихся ситуаций.
Профессиональные особенности моторной деятельности.
Когда говорят о моторной деятельности, правильнее рассматривать сенсомоторную координацию даже в тех случаях, когда моторный компонент деятельности крайне прост; нажимание на кнопку или рычаг. Почему? Потому, что всякая моторная деятельность вызывается сенсорным компонентом, и реализация этого действия контролируется так же сенсорным компонентом.
По сенсомоторной координации
профессии очень резко
Профессиональные особенности внимания.
Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от восприятия, от мышления, оно обязательно присутствует в любой деятельности. Но в разных профессиях отдельные свойства внимания имеют разное значение. Есть профессии (браковщики, контролеры, сборщики и др. ), в которых требуется длительное, в течение всего рабочего дня устойчивое внимание на одном или даже нескольких объектах и периодическая его концентрация.
Информация о работе Психологические особенности выбора профессии