Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 17:51, курсовая работа
В поиске ответа на вопрос "Кем быть?", люди сталкиваются со множеством неожиданностей и препятствий, связанных с нехваткой знаний о самих профессиях.
Что бы правильно выбрать профессию необходимо помнить о трёх составляющих:
"хочу", "могу" и "надо", которые включают в себя:
а) Цели и ценности человека, его жизненные интересы и склонности. ("хочу")
б) Психологические, физические и другие способности человека. ("могу")
в) Востребованность выбранной профессии на рынке труда. ("надо")
Именно в этих трех составляющих состоит секрет правильного выбора профессиональной деятельности человека.
Вопрос о выборе профессиональной деятельности становится наиболее важным после окончания школы.На этом этапе выпускник получает возможность сделать самостоятельный выбор и принять ответственность за него.
Введение
Основная часть:
1.Что такое способности. Классификация способностей
2.Уровни развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность
3.Происхождение способностей:
а) генетическое;
б) приобретенное
4.Что способствует развитию способностей
5.Влияние способностей на выбор профессии
Заключение
Список литературы
Департамент образования города Москва
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
Московский
городской педагогический университет
Факультет
дизайна и технологии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Влияние
способностей на выбор профессии.
Выполнила: студентка группы ТП-32
Серебрякова В.А.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть:
а) генетическое;
б) приобретенное
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Выбор профессии
-сложный и ответственный шаг
в жизни человека. Правильно выбрать
профессию -значит найти своё место
в жизни, а поспешность и
В поиске ответа на вопрос "Кем быть?", люди сталкиваются со множеством неожиданностей и препятствий, связанных с нехваткой знаний о самих профессиях.
Что бы правильно выбрать профессию необходимо помнить о трёх составляющих:
"хочу", "могу" и "надо", которые включают в себя:
а) Цели и ценности человека, его жизненные интересы и склонности. ("хочу")
б) Психологические, физические и другие способности человека. ("могу")
в) Востребованность выбранной профессии на рынке труда. ("надо")
Именно в этих
трех составляющих состоит секрет правильного
выбора профессиональной деятельности
человека.
Вопрос о выборе профессиональной деятельности становится наиболее важным после окончания школы.На этом этапе выпускник получает возможность сделать самостоятельный выбор и принять ответственность за него.
Немалое,
а возможно и самое сильное
влияние на данный выбор оказывают
способности человека. О них и
пройдёт речь в моей курсовой работе.
1.
Что такое способности.
Классификация способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Например, рассмотрим класс учеников, выполняющих одинаковое задание на определенном уроке. Можно заметить различие между учениками, например в скорости или точности выполнения данного задания. Это указывает на особенности психологических факторов и способностей личности, которые являются условиями успешного выполнения деятельности. Эти способности у каждого человека индивидуальны, вследствие чего в одинаковых условиях успеваемость учеников одного класса различна.
И так, что же такое способности?
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать все возможные определения и вынести из них основополагающие мысли, то определение таково.
Способности – это свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
Способности существуют в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря специальным упражнениям и занятиям, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Разделяют
общие и специальные
1.общие способности обеспечивают легкость в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности - это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.
2.специальные
способности – это система свойств личности,
которые помогают достигнуть высоких
результатов в какой-либо области деятельности,
например: математические, литературные,
музыкальные и т.д.
Специальные и общие способности неразрывно связаны. Развитие общих (умственных) способностей обусловливает развитие специальных, которые, в свою очередь, влияют на умственное развитие личности.
Также рассмотрим различные типы умственных способностей, описанные учеными.
Выделяют три основные группы интеллектуальных способностей:
1.
Компонентный интеллект. Он
2.
Эмпирический интеллект.
3.
Контекстный интеллект. К
Так же выделяются следующие типы способностей:
1)
Пространственный интеллект.
2)
Музыкальный интеллект.
3)
Двигательный интеллект,
4)
Межличностный интеллект.
5)
Внутриличностный интеллект.
2.
Уровни развития способностей:
способность, одаренность,
талант, гениальность
В литературе выделяют несколько уровней способностей: способности, как таковые, одаренность, талант, гениальность.
Под одаренностью в литературе понимают такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность творческой деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, умение находить наиболее перспективные решения в той или иной предметной области, открытость любым инновациям.
Само слово «одаренный», вызывает довольно противоречивое отношение. Воображение подсказывает образ интересного, яркого, талантливого человека и в противовес – обычного, бездарного, со стандартным развитием и стандартной жизнью.
Все дети талантливы. У каждого свой особый дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их, расти и развиваться. Если все же настаивать на так называемом термине «одаренные дети», то среди них есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те, кто может проявить довольно поздно в течение жизни, такие способности могут оказаться скрытыми (или незамеченными) в детстве и проявиться гораздо позже. Большинство специалистов подтверждают, что основной характеристикой потенциала человека является не выдающийся интеллект, а внутренний мотив, движущий человеком. Часто люди, не обладающие выдающимися способностями, преодолевая собственные ограничения, целенаправленно решающие важную именно для них задачу, оказываются более продуктивные, чем способные, но менее заинтересованные. В этой связи достаточно сложно ответить родителям на просьбу профориентации или школьной специализации ребенка.
Далеко не всегда тот вид деятельности, в которой человек наиболее одарен, совпадает его интересами, внутренним мотивом.
Наиболее часто проявляется музыкальная и художественная одаренность. Различают общую и частную одаренность.
Признаки
одаренности проявляются
Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной, высшим совершенством и общественной значимостью.
Гениальность
– высшая ступень развития таланта,
позволяющая осуществлять принципиальные
сдвиги, в той или иной сфере
творчества. Как и способности, гениальность
может быть врожденной так и приобретенной.
3.
Происхождение способностей
Каково происхождение способностей? Предаются ли они по наследству, являются ли наследственными или прижизненно формирующимися образованиями? Раннее появление способностей у детей, повторение их у потомков выдающихся людей, примеры одаренных семей, с одной стороны, как бы подтверждают наследственность способностей, с другой – не позволяют развести действие наследственности и среды (в одаренных семьях благоприятные условия для развития способностей).
Изучение родословных выдающихся людей, статистика потомственных профессий свидетельствует не о биологической наследственности условии жизни, т.е. социальных условий, которые благоприятствуют развитию способностей.
Существуют
природные предпосылки
У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка.