Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:25, реферат
В психологии наиболее принята и распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:
1) наглядно-действенное;
2) наглядно-образное;
3) словесно-логическое;
4) абстрактно-логическое.
Виды мышления.
В психологии наиболее
принята и распространена следующая
простейшая и несколько условная
классификация видов мышления:
1) наглядно-действенное;
2) наглядно-образное;
3) словесно-логическое;
4) абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное
мышление - вид мышления, опирающийся
на непосредственное восприятие предметов
в процессе действий с ними. Это мышление
есть наиболее элементарный вид мышления,
возникающий в практической деятельности
и являющийся основой для формирования
более сложных видов мышления. Основная
характеристика наглядно-действенного
мышления определяется возможностью наблюдать
реальные объекты и познавать отношения
между ними в реальном преобразовании
ситуации. Практические познавательные
предметные действия являются основой
любых более поздних форм мышления.
Наглядно-образное
мышление - вид мышления, характеризующийся
опорой на представления и образы. При
наглядно-образном мышлении ситуация
преобразуется в плане образа или представления.
Субъект оперирует наглядными изображениями
объектов через их образные представления.
При этом образ предмета позволяет объединить
набор разнородных практических операций
в целостную картину. Овладение наглядно-образными
представлениями расширяет сферу действия
практического мышления.
В простейшей форме
наглядно-образное мышление возникает
преимущественно у
Словесно-логическое
мышление - вид мышления, осуществляемый
с помощью логических операций с понятиями.
При словесно-логическом мышлении оперируя
логическими понятиями, субъект может
познавать существенные закономерности
и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой
реальности. Развитие словесно-логического
мышления перестраивает и упорядочивает
мир образных представлений и практических
действий.
Абстрактно-логическое
(отвлеченное) мышление - вид мышления,
основанный на выделении существенных
свойств и связей предмета и отвлечении
от других, несущественных.
Наглядно-действенное,
наглядно-образное, словесно-логическое
и абстрактно-логическое мышление являются
последовательными этапами
По характеру решаемых
задач различают теоретическое
и практическое мышление.
Теоретическое
мышление - мышление на основе теоретических
рассуждений и умозаключений.
Практическое
мышление - мышление на основе суждений
и умозаключений, основанных на решении
практических задач. Теоретическое
мышление - это познание законов и правил.
Основная задача практического мышления
- разработка средств практического преобразования
действительности: постановка цели, создание
плана, проекта, схемы. Практическое мышление
было изучено Б.М.Тепловым. Им установлено,
что важной особенностью практического
мышления является то, что оно развертывается
в условиях жесткого дефицита времени
и актуального риска. В практических ситуациях
очень ограничены возможности для проверки
гипотез. Все это делает практическое
мышление в определенном отношении более
сложным, чем мышление теоретическое.
По степени развернутости
мышления во времени различают интуитивное
и дискурсивное, или аналитическое
мышление.
Дискурсивное (аналитическое)
мышление - мышление, опосредованное
логикой рассуждений, а не восприятия.
Аналитическое мышление развернуто во
времени, имеет четко выраженные этапы,
представлено в сознании самого мыслящего
человека.
Интуитивное
мышление - мышление на основе непосредственных
чувственных восприятий и непосредственного
отражения воздействий предметов и явлений
объективного мира. Интуитивное мышление
характеризуется быстротой протекания,
отсутствием четко выраженных этапов,
является минимально осознанным. Обычно
используют три критерия для различения
дискурсивного и интуитивного мышления:
1) временной (время протекания процесса);
2) структурный (членение на этапы); 3) уровень
осознанности (представленность в сознании
самого мыслящего).
По степени новизны
и оригинальности различают репродуктивное
и продуктивное мышление по их функциональному
назначению.
Репродуктивное
мышление - мышление на основе образов
и представлений, почерпнутых из каких-то
определенных источников.
Продуктивное
мышление - мышление на основе творческого
воображения.
Теоретическое
мышление – мышление, направленное
на познание внутреннего содержания и
сущности сложных системных объектов.
Основным мыслительным действием, связанным
с таким познанием, является анализ. Анализ
целостного системного объекта обнаруживает
в нем некоторую простую связь (или отношение),
выступающую в роли генетически исходной
основы для всех его частных проявлений.
Эта исходная связь служит всеобщим или
существенным источником становления
целостного системного объекта. Задачатеоретического
мышления состоит в обнаружении этой исходной
существенной связи, при последующем ее
выделении, т.е. абстрагировании, и, в дальнейшем,
сведении к этой исходной связи всех возможных
частных проявлений системного объекта,
т.е. производство действия обобщения.
Эмпирическое
мышление – мышление, направленное
на познание внешних проявлений рассматриваемых
предметов и явлений. Основными операциями
эмпирического мышления является сравнение
и классификация, которые связаны с действиями
абстрагирования и обобщения одинаковых
свойств, предметов и явлений. Познавательным
продуктом осуществления этих действий
являются общие представления (или эмпирические
понятия) об этих предметах и явлениях.
Эмпирическое мышление выполняет весьма
важные и необходимые функции в повседневной
жизни людей, а также в науках, находящихся
на начальных этапах своего развития.
По функциональному
назначению различают критическое
и творческое мышление.
Критическое
мышление направлено на выявление недостатков
в суждениях других людей.
Творческое
мышлениe связано с открытием принципиально
нового знания, с генерацией собственных
оригинальных идей, а не с оцениванием
чужих мыслей. Противоположны условия
их реализации: порождение новых творческих
идей должно быть полностью свободно от
всякой критики, внешних и внутренних
запретов; критический отбор и оценка
этих идей, напротив, требует строгости
к себе и другим, не допускает завышенной
оценки собственных идей. В практике существуют
попытки объединения преимуществ каждого
из этих видов. Например, в известных методиках
управления мыслительным процессом и
повышения его эффективности (“мозговой
штурм”) творческое и критическое мышление
как разные режимы сознательной работы
используются на разных этапах решения
одних и тех же прикладных задач.
Одно из традиционных
различий мышления по типам основано
на анализе содержания используемых
средств мышления - наглядных или
вербальных. В этой связи выделяют
наглядное и вербальное мышление.
Наглядное
мышление – мышление на основе образов
и представлений предметов.
Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами. В психологии полагают, что наглядный и вербальный виды мышления являются “антагонистами”: носителям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.