Психологические аспекты изучения мышления у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 05:54, курсовая работа

Краткое описание

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретическое обособление проблемы развития мышления в подростковом возрасте…………………………………………….6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста………………..6
1.1.1 Социальная ситуация развития подростков……………………………...8
1.1.2 Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста……...9
1.1.3 Изучение мира и семьи…………………………………………………...11
1.1.4 Стремление постичь себя и подростковый эгоцентризм………………12
1.1.5 Моральное развитие………………………………………………………13
1.2 Общая характеристика мышления………………………………………….13
1.2.1 Природа мышления……………………………………………………….13
1.2.2 Виды мышления…………………………………………………………..15
1.2.3 Мыслительные операции…………………………………………………17
1.2.4 Процессы мышления……………………………………………………...18
1.2.5 Связь мышления с памятью и речью…………………………………….18
1.3 Мышление как один из познавательных процессов личности подростков………………………………………………………………………..19
1.3.1 Развитие формального мышления в отрочестве…………………………20
1.3.2 Интеллектуальное развитие подростка…………………………………..22
1.3.3 Межполовые различия в развитии интеллекта…………………………..23
1.3.4 Особенности мыслительной деятельности в онтогенезе………………..24
1.3.5 Изучения в диапазоне и содержании мышления………………………...25
1.4 Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...26
1.4.1 Особенности развития мышления в подростковом возрасте…………...26
1.4.2 Особенности диагностики мышления в подростковом возрасте……….29
Глава II. Состав испытуемых и методы исследования………………………..32
2.1 Состав испытуемых………………………………………………………….32
2.2 Методы исследования……………………………………………………….32
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсавик-полностью.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

    по IV субтесту «Сходство понятий», у 100% испытуемых средний уровень способности к логическому мышлению – мышление основанное на выделении существенных свойств и связей предмета, обобщенности – объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку, и к абстрагированию – отвлечение от несущественных признаков предметов, явлений и выделение в них основного, главного;

    по V субтесту «Словарный запас», у 60%, т.е. 9 подростков, среднее умение определять  смысловое содержание слов, а у 40%, т.е. 6 подростков, определение смыслового значения слов сниженное;

    по VI субтесту «Повторение цифр», у 100%, т.е. 15 испытуемых, хороший объем кратковременной памяти, т.е. испытуемые, могут запоминать 5 – 7 единиц материала на короткое время.

    Таким образом,  проанализировав все 6 субтестов  вербального интеллекта «Теста  интеллекта Векслера», можно сделать  вывод, что у 27% нашей выборки,  высокий уровень интеллекта, т.е.  у испытуемых, высоко развиты умственные способности: сообразительность, внимательность, кратковременная память, логическое мышление, обобщение, абстрагирование, объем кратковременной памяти, которые обеспечивают успех познавательной деятельности; у 46% - среднее развитие интеллекта, т.е. все перечисленные выше способности развиты несколько ниже; у 27%  - низкое развитие интеллекта – у  испытуемых снижены умственные способности, обеспечивающие успех познавательной деятельности.

    Процентное  соотношение уровней интеллекта  по методике «Тест интеллекта Векслера» выражено в диаграмме 3.3.

Диаграмма 3.3. «Уровень интеллектуального развития по «Тесту интеллекта Векслера»

 

    Таким образом,  обобщая результаты полученные с помощью трех методик: «Культурно-свободный тест на измерение уровня интеллектуального развития Р. Кэттелла», «Тест интеллекта Векслера», «Классификация понятий», проводимых на учащихся 9 класса МОУ СОШ №8, можно сказать, что у большинства подростков (около 70%) хорошие интеллектуальные показатели – они обладают совокупностью самых разных умственных способностей: сообразительностью, внимательностью, обобщением, абстрагированием, логическим мышлением, которые обеспечивают успех их познавательной деятельности, также у испытуемых достигнута обобщенность мышления, т.е. способность ориентироваться не только на существенные признаки, но и учитывать их иерархии – использование существенных связей между понятиями. У остальных же испытуемых (30%) все выше перечисленные качества несколько ниже, т.е. они хуже выполняли задания экспериментатора, им труднее объединять предметы и явления по какому-либо признаку, концентрировать и сосредотачивать внимание на объекте, выделять существенные свойства и связи предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   

    Исходя из актуальности выбранной нами темы, связанной с тем что лишь в подростковом возрасте под влиянием обучения ученик начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствие какого-либо признака, той или иной причины, явления, что связано с пониманием того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин, была поставлена следующая цель: выявить основные закономерности развития мышления в подростковом возрасте. При достижении поставленной цели, мы изучили психолого-педагогическую литературу по развитию мышления в подростковом возрасте; подобрали психодиагностические методики («Классификация понятий», «тест интеллекта Векслера», «Культурно-свободный тест на измерение уровня  интеллектуального развития Р. Кэттелла») для исследования мышления в подростковом возрасте; провели исследование по определению уровня интеллекта у подростков; провели анализ результатов по полученным данным и сделали выводы об уровне интеллектуального развития в подростковом возрасте.

    В связи  с решением выше указанных задач гипотеза нашла свое подтверждение, т.е. в подростковом возрасте лучше сформированы: обобщенность мышления, общая осведомленность и разнообразные знания о мире, логическое мышление, абстрагирование и кратковременная память. Хуже развиты: сообразительность, внимательность и умение определять смысловое содержание слов.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абрамов Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  2. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001.
  3. Богданова Т.Г., Карнилова Т.В. Диагностик познавательной сферы ребенка. – М., 1994.
  4. Брушлинский А.В. Мышление и общение. – Самара, 1999.
  5. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемы обучения. – М., 1983.
  6. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.Г. Давыдова. – М.,1976.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1999.
  8. Дружинин В. И. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000.
  9. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
  10. Крутетский В.А., Лукин Н.С. Психология подростка – М.,1965.
  11. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005.
  12. Немов Р.С. Психология: В3-х т. – М.: Просвещение, 1994. – Т.1.
  13. Немов Р.С. Психология: В3-х т. – М.: Просвещение, 1994. – Т.3.
  14. Основы общей психологии: психология мышления. / Под ред. И.В. Богданова. – М., 1990.
  15. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2000.
  16. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.,1969.
  17. Популярная медицинская энциклопедия. / Под ред. И.В. Покровского. – М., 1998.
  18. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Питер, 2001.
  19. Психологическая диагностика. / Под ред. М.К. Аксимовой, К.М. Гуревича.          – СПб.: Питер, 2005.
  20. Психология: словарь./ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. 
  21. Столяренко А.Д. Основы психологии: практикум. – Ростов-на-Дону, 1999.
  22. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.
  23. Худик В.А. Диагностика детского развития: методы исследования. – М.,1989.
  24. Buis, J.M., & Thompson, D.N. (1989) Imaginary audience and personal fable: A brief review. Adolescence, 24, 773 – 781.
  25. Elkind & Bowen, (1979) Imaginary audience behavior in children and adolescents Pevelopmental Psychology, 15, 38 – 44.
  26. Fiske, M. (1968) Adult transitions: Theory and rescarch from a longitudinal nerspective.
  27. Vinsburg, E. (1972) Toward a theory of occupational choice: A restatement. Vocational Guidance Quarterly, 20, 169 – 176.
  28. www. psylib. ru.



Информация о работе Психологические аспекты изучения мышления у подростков