Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 05:54, курсовая работа
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.
Введение …………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретическое обособление проблемы развития мышления в подростковом возрасте…………………………………………….6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста………………..6
1.1.1 Социальная ситуация развития подростков……………………………...8
1.1.2 Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста……...9
1.1.3 Изучение мира и семьи…………………………………………………...11
1.1.4 Стремление постичь себя и подростковый эгоцентризм………………12
1.1.5 Моральное развитие………………………………………………………13
1.2 Общая характеристика мышления………………………………………….13
1.2.1 Природа мышления……………………………………………………….13
1.2.2 Виды мышления…………………………………………………………..15
1.2.3 Мыслительные операции…………………………………………………17
1.2.4 Процессы мышления……………………………………………………...18
1.2.5 Связь мышления с памятью и речью…………………………………….18
1.3 Мышление как один из познавательных процессов личности подростков………………………………………………………………………..19
1.3.1 Развитие формального мышления в отрочестве…………………………20
1.3.2 Интеллектуальное развитие подростка…………………………………..22
1.3.3 Межполовые различия в развитии интеллекта…………………………..23
1.3.4 Особенности мыслительной деятельности в онтогенезе………………..24
1.3.5 Изучения в диапазоне и содержании мышления………………………...25
1.4 Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...26
1.4.1 Особенности развития мышления в подростковом возрасте…………...26
1.4.2 Особенности диагностики мышления в подростковом возрасте……….29
Глава II. Состав испытуемых и методы исследования………………………..32
2.1 Состав испытуемых………………………………………………………….32
2.2 Методы исследования……………………………………………………….32
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………
по IV субтесту «Сходство понятий», у 100% испытуемых средний уровень способности к логическому мышлению – мышление основанное на выделении существенных свойств и связей предмета, обобщенности – объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку, и к абстрагированию – отвлечение от несущественных признаков предметов, явлений и выделение в них основного, главного;
по V субтесту «Словарный запас», у 60%, т.е. 9 подростков, среднее умение определять смысловое содержание слов, а у 40%, т.е. 6 подростков, определение смыслового значения слов сниженное;
по VI субтесту «Повторение цифр», у 100%, т.е. 15 испытуемых, хороший объем кратковременной памяти, т.е. испытуемые, могут запоминать 5 – 7 единиц материала на короткое время.
Таким образом,
проанализировав все 6 субтестов
вербального интеллекта «Теста
интеллекта Векслера», можно
Процентное
соотношение уровней
Диаграмма 3.3. «Уровень интеллектуального развития по «Тесту интеллекта Векслера»
Таким образом, обобщая результаты полученные с помощью трех методик: «Культурно-свободный тест на измерение уровня интеллектуального развития Р. Кэттелла», «Тест интеллекта Векслера», «Классификация понятий», проводимых на учащихся 9 класса МОУ СОШ №8, можно сказать, что у большинства подростков (около 70%) хорошие интеллектуальные показатели – они обладают совокупностью самых разных умственных способностей: сообразительностью, внимательностью, обобщением, абстрагированием, логическим мышлением, которые обеспечивают успех их познавательной деятельности, также у испытуемых достигнута обобщенность мышления, т.е. способность ориентироваться не только на существенные признаки, но и учитывать их иерархии – использование существенных связей между понятиями. У остальных же испытуемых (30%) все выше перечисленные качества несколько ниже, т.е. они хуже выполняли задания экспериментатора, им труднее объединять предметы и явления по какому-либо признаку, концентрировать и сосредотачивать внимание на объекте, выделять существенные свойства и связи предметов.
Заключение
Исходя из актуальности выбранной нами темы, связанной с тем что лишь в подростковом возрасте под влиянием обучения ученик начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствие какого-либо признака, той или иной причины, явления, что связано с пониманием того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин, была поставлена следующая цель: выявить основные закономерности развития мышления в подростковом возрасте. При достижении поставленной цели, мы изучили психолого-педагогическую литературу по развитию мышления в подростковом возрасте; подобрали психодиагностические методики («Классификация понятий», «тест интеллекта Векслера», «Культурно-свободный тест на измерение уровня интеллектуального развития Р. Кэттелла») для исследования мышления в подростковом возрасте; провели исследование по определению уровня интеллекта у подростков; провели анализ результатов по полученным данным и сделали выводы об уровне интеллектуального развития в подростковом возрасте.
В связи с решением выше указанных задач гипотеза нашла свое подтверждение, т.е. в подростковом возрасте лучше сформированы: обобщенность мышления, общая осведомленность и разнообразные знания о мире, логическое мышление, абстрагирование и кратковременная память. Хуже развиты: сообразительность, внимательность и умение определять смысловое содержание слов.
Список литературы
Информация о работе Психологические аспекты изучения мышления у подростков