Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 05:54, курсовая работа
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.
Введение …………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретическое обособление проблемы развития мышления в подростковом возрасте…………………………………………….6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста………………..6
1.1.1 Социальная ситуация развития подростков……………………………...8
1.1.2 Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста……...9
1.1.3 Изучение мира и семьи…………………………………………………...11
1.1.4 Стремление постичь себя и подростковый эгоцентризм………………12
1.1.5 Моральное развитие………………………………………………………13
1.2 Общая характеристика мышления………………………………………….13
1.2.1 Природа мышления……………………………………………………….13
1.2.2 Виды мышления…………………………………………………………..15
1.2.3 Мыслительные операции…………………………………………………17
1.2.4 Процессы мышления……………………………………………………...18
1.2.5 Связь мышления с памятью и речью…………………………………….18
1.3 Мышление как один из познавательных процессов личности подростков………………………………………………………………………..19
1.3.1 Развитие формального мышления в отрочестве…………………………20
1.3.2 Интеллектуальное развитие подростка…………………………………..22
1.3.3 Межполовые различия в развитии интеллекта…………………………..23
1.3.4 Особенности мыслительной деятельности в онтогенезе………………..24
1.3.5 Изучения в диапазоне и содержании мышления………………………...25
1.4 Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...26
1.4.1 Особенности развития мышления в подростковом возрасте…………...26
1.4.2 Особенности диагностики мышления в подростковом возрасте……….29
Глава II. Состав испытуемых и методы исследования………………………..32
2.1 Состав испытуемых………………………………………………………….32
2.2 Методы исследования……………………………………………………….32
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………
Подросток иногда с трудом «отрывается» от конкретности, наглядности. Первосигнальные раздражители могут оказывать чрезмерно большое влияние на процесс мышления, если это влияние специально не корригируются словом.
Для подростка
характерно развитие
За счет
появления новых и
Итак, параллельно
физиологическим и социальным
изменениям происходит также
изменение когнитивных
По мере
совершенствования расширения
Подросток
психологически погружен в
Подросток, погружаясь в социальную среду, непрестанно трансформирует свои высшие психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление.
В подростковом возрасте, 11 – 12 лет вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией, подросток может действовать в логики рассуждения.
Подросток
уже может, как это делает
взрослый, подвергать переменные
комбинаторному анализу,
Подросток
становится способным не
Конструкция
теорий подростка всегда
То, насколько
быстро подросток способен
Теперь обратимся к вопросу, как можно способствовать развитию мышления. В первую очередь необходимо отметить особую роль самоорганизации, осознание приемов и правил умственной деятельности. Подросток должен с достаточной ясностью понимать сущность умственного труда, организовать свою умственную деятельность они обычно не достигает высокого уровня развития мышления даже при самых благоприятных задатках и хороших условиях. Для повышения продуктивности мыслительной деятельности можно использовать умение управлять такими этапами мышления как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.
Эмоциональное
перевозбуждение может
Мыслительные
процессы содержат
Активизируется мыслительный процесс и умение правильно ставить вопросы, поскольку они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в памяти. Однако сам факт порождения вопросов определяется мотивацией.
В мышлении понятиями заложена еще одна возможность оптимизации решения задачи. Использование понятий разного уровня позволяет, переходя от менее обобщенных понятий к более обобщенным и обратно, уйти от пройденных путей решения. Одним из действительных способов активизации мышления считают подсказку. В качестве подсказки для решения основной задачи можно использовать вспомогательную задачу, менее трудную, но содержащую принцип решения основной, который может быть перенесен.
Используют разнообразные подсказки. Однако надо иметь в виду, что подсказка, совпадающая по времени с формированием собственного решения, может резко затормозить его.
Все перечисленные
способы преодоления
К подросткам
– коль скоро они уже не
дети, но еще не взрослые –
необходим особый
Что же касается
личности и межперсональных
Вряд ли
ребенок станет с большим
Повышенное
внимание подростка к
Важно, чтобы
практическое участие в
Итак, в исследовании
особенностей развития и
Наше исследование проводилось с целью изучить вербальное мышление в подростковом возрасте.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №8 с. Тахта Ипатовского района. Методики проводились 13 февраля 2009 года в первой половине дня, в подростковом коллективе представленном детьми в возрасте 14 – 15 лет. Выборка составляла 15 человек, из которых 10 девочек (66,7%) и 5 мальчиков(33,3%).
Для исследования
мышления в подростковом
Данный тест
был предложен Р. Кеттеллом в 1958 году. Он предназначен
1 субтест |
2 субтест |
3 субтест |
4 субтест | |
1 часть |
4 мин.
|
4 мин. |
4 мин. |
3 мин. |
2 часть |
3 мин.
|
3 мин. |
3 мин. |
3 мин. |
Инструкция: «Этот тест состоит из двух больших частей, построенных аналогичным образом.
Каждая часть содержит графические задания, которые объединяются в четыре группы (отдельные тесты).
В каждой группе заданий (в каждом отдельном тесте) задачи расположены в порядке возрастания их сложности. Возможно, что никому не удастся правильно решить все задачи. Но старайтесь «решить как можно больше». Если Вы не уверены в правильности своего решения, то лучше выбрать то решение, которое покажется Вам более вероятным, чем вообще не решить.
Информация о работе Психологические аспекты изучения мышления у подростков