Психологические аспекты изучения мышления у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 05:54, курсовая работа

Краткое описание

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретическое обособление проблемы развития мышления в подростковом возрасте…………………………………………….6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста………………..6
1.1.1 Социальная ситуация развития подростков……………………………...8
1.1.2 Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста……...9
1.1.3 Изучение мира и семьи…………………………………………………...11
1.1.4 Стремление постичь себя и подростковый эгоцентризм………………12
1.1.5 Моральное развитие………………………………………………………13
1.2 Общая характеристика мышления………………………………………….13
1.2.1 Природа мышления……………………………………………………….13
1.2.2 Виды мышления…………………………………………………………..15
1.2.3 Мыслительные операции…………………………………………………17
1.2.4 Процессы мышления……………………………………………………...18
1.2.5 Связь мышления с памятью и речью…………………………………….18
1.3 Мышление как один из познавательных процессов личности подростков………………………………………………………………………..19
1.3.1 Развитие формального мышления в отрочестве…………………………20
1.3.2 Интеллектуальное развитие подростка…………………………………..22
1.3.3 Межполовые различия в развитии интеллекта…………………………..23
1.3.4 Особенности мыслительной деятельности в онтогенезе………………..24
1.3.5 Изучения в диапазоне и содержании мышления………………………...25
1.4 Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...26
1.4.1 Особенности развития мышления в подростковом возрасте…………...26
1.4.2 Особенности диагностики мышления в подростковом возрасте……….29
Глава II. Состав испытуемых и методы исследования………………………..32
2.1 Состав испытуемых………………………………………………………….32
2.2 Методы исследования……………………………………………………….32
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсавик-полностью.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

    Следует отметить, что взрослый человек обычно  не пользуется каким-то одним видом мышления в «чистой форме». Поэтому одной из задач обучения является формирование у учащихся переходить от одного вида мышления к другому в процессе решения задач [15].

 1.2.3  Мыслительные операции

    Сравнение  – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.

    Анализ –  это мысленное расчленение предмета  или явления на образующие  его части или мысленное выделение  в нем отдельных свойств, черт, качеств.

    Синтез –  это мысленное соединение отдельных  частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств [15].

    Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от существенных признаков и свойств [11].

    Обобщение – это соединение предметов и явлений вместе на основе их общих и существенных признаков.

    Конкретизация  – это мысленное представление  чего-либо единичного, что соответствует  тому или иному понятию или  общему положению [15].

         1.2.4  Процессы мышления

    Кроме рассмотренных  видов и операций, имеются еще  и процессы мышления: суждение, умозаключение,  определение понятий, индукция, дедукция. Суждение –это высказывание, содержащее  определенную мысль. Умозаключение – представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов. Выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных.

        1.2.5  Связь мышления с памятью и с речью

    Мышление тесно  связано с памятью, с обладанием  определенного запаса знаний. Попытки  развить свой ум, не приобретя  знаний бесплодны. Встречаются люди, охотно рассуждающие о предметах, которые они не знают, но рано или поздно таких людей разоблачают, и их мышление, их доказательства без конкретных знаний оказываются пустыми словами. Велико значение мышления для памяти, выражающееся в организации заучивания, в осмыслении заучиваемого материала. Всякое планирование требует совместной работы мышления и воображения, т.к. надо в какой-то мере представлять с помощью воображения то, что планируется, намечается осуществить.

    Исключительно важная особенность мышления – его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто, общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел.

    В системе  языка за каждым, словом исторически закреплено определенное значение. Значение слова – это всегда обобщение. Человек мыслит при помощи языка, пользуясь словами. Речь есть форма мышления. Мысли всегда облекаются в речевую форму.

    Речь является  не только формой, но и орудием  мышления. Речь помогает мыслить. Необходимость выразить мысль словами, сообщить ее другому часто требует дополнительного, тщательного продумывания ее [7].

    Как и все психические процессы, мышление представляет собой деятельность мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом, поскольку мышление – это обобщенное при помощи слова отражение действительности, ведущую роль в этой деятельности играет вторая сигнальная система. Ее постоянное и тесное взаимодействие с первой сигнальной системой обусловливает неразрывную связь обобщенного отражения действительности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений.

    Физиологические механизмы речи – это вторая сигнальная деятельность коры, которая является сложной координированной работой многих групп нервных клеток коры головного мозга [4].

    Итак, среди  процессов умственной или познавательной  деятельности процесс мышления  занимает особое место. Когда говорят об умственном развитии человека, то имеют в виду главным образом то, как этот человек мыслит. Все познавательные процессы – ощущение, восприятие, память и воображение получают эффективность прежде всего благодаря тому, насколько они осмысленны.

1.3 Мышление как один из познавательных процессов личности подростков

    На протяжении отрочества продолжается развитие мыслительных способностей и как следствие – расширение сознания происходящего, границ воображения, диапазона суждений и проницательности. Эти возросшие возможности познания также способствуют быстрому накоплению знаний, открывающих перед подростками ряд вопросов и проблем, которые могут осложнить и обогатить их жизнь.

    Если говорить  более конкретно, то когнитивное развитие в этом возрастном периоде характеризуется развитием абстрактного мышления и использованием метакогнитивных навыков. Оба эти фактора оказывают существенное влияние как на широту и содержание мыслей подростка, так и на его способность к моральным рассуждениям.

    Исследование  когнитивного развития в отрочестве  занимает скромное место среди  множества работ, посвященных  многочисленным аспектам интеллектуальной  жизни в данном возрасте. Относительная  бедность исследований в области  когнитивного развития объясняется сложностью подросткового мышления, требующей применение разнообразного и сложного методического инструментария. Несомненно, к этому следует добавить тот факт, что в отрочестве все труднее становится определить эффекты созревания от влияния школьного обучения на развитие мышления.

    Пиаже определил  абстрактное мышление подростков  как мышление на уровне формальных  операций. Он считает, что развитие  мышления до стадии формальных  операций, не столько является  основным когнитивным новообразованием, данного возраста, но и лежит в основе всей эволюции психической жизни в отрочестве. Большинство современных работ, по изучению когнитивного развития исходя из идей Пиаже [5].

1.3.1  Развитие формального мышления в отрочестве

 

    Согласно Пиаже,  интеллект представляет собой частую форму адаптации организма. Взаимодействие индивида и среды характеризуется единством процессов ассимиляции и аккомодации и продиктовано поисками между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом «формами» его освоения и понимания. Задачей генетического исследования интеллекта является определение различных стадий, характеризующих этот постоянный поиск равновесия. В когнитивном развитии было выделено 4 стадии: сенсомоторная (от 0 до 2 лет), интуитивная (от 2 до 7 – 8 лет), стадия конкретных операций(от 7 – 8 до 11 – 12 лет), стадия формальных операций (от 11 – 12 лет до 14 – 15 лет).

    Стадия формальных операций представляет собой, таким образом, последний этап в развитии интеллекта. От рождения и до предподросткового возраста когнитивное развитие ребенка делится на два основных периода: моторный период – по окончанию его ребенок достигает первой формы интеллектуального равновесия; и период мышления в представлениях, в конце которого ребенок осваивает взаимодействие со своим конкретным окружением. А уровень формальных операций – новый вид интеллектуальной обработки данных носит абстрактный, умозрительный характер. Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти или не произойти. Это мышление требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы.

    У подростков  также возрастает способность  планировать и предвидеть. Мышление  на уровне формальных операций  можно охарактеризовать как процесс  второго порядка. Мышление первого  порядка выявляет и исследует  связи между объектами. Мышление второго порядка включает в себя мысли о поиске связей между отношениями и маневрированием между реальностью и возможностью. 

    Основным интеллектуальным  новообразованием подросткового  периода является способность  к рассуждению с помощью вербального  сформулированных гипотез, а не манипуляций с конкретными предметами. Это свидетельствует о повороте в эволюции мышления, ибо способность к формулированию гипотез и следствий из них независимо от правдоподобия исходных посылок характеризует процесс формального суждения. На стадии формальных операций мышление подростка преодолевает простое освоение непосредственно доступной реальности через включение в качестве объекта рефлексии категории возможного. Отныне понимание реальности и касается также гипотетически возможного, рефлексия затрагивает не только непосредственную реальность, но и гипотетические предложения, истинность или ложность которых будет определена через установление формально-логических связей между ними [16].

1.3.2  Интеллектуальное развитие подростка

    В средних  класса учащиеся приступают к  изучению и усвоению основ  наук. Дети овладевают большим  объемом знаний. Материал, подлежащий  усвоению, с одной стороны, требует  более высокого, чем раньше, уровня  учебно-познавательной и мыслительной  деятельности, а с другой – направлен на их развитие. Учащиеся должны овладеть системой научных понятий, особой системой знаков, которая существует в физике химии, и научиться рассуждать в теоретическом плане. Именно эти новые и объективно самые трудные учебные предметы предъявляют развитие интеллекта высшего уровня – теоретического, формального, рефлексивного мышления.

    Специфическое  качество теоретического мышления  – способность рассуждать гипотетико-дедуктивно, т.е. на основе одних общих  посылок путем построения гипотез и их проверки. На этом уровне все рассуждение, вплоть до заключения, идет в словесном плане, а его содержанием являются высказывания или в обычной системе знаков – в словах, или в особой знаковой системе. Новое в развитии мышления подростка заключается в его отношении к интеллектуальном задачам как к таким, которые требуют их предварительного мысленного решения. Подросток, в отличие от ребенка, начинает анализ задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Умение оперировать гипотезами  в решении интеллектуальных задач – важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Своеобразие этого уровня развития мышления заключается не только в развитии абстракции, но и в том, что предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Поэтому такое мышление называется рефлексивным.

    Теоретическое  мышление может формировать не  только при овладении школьными знаниями. В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими. Контролируемой и управляемой становится речь, причем в некоторых лично значимых ситуациях подростки особенно стремятся говорить красиво, правильно. Все это – новые и важные сдвиги в развитии подростка [6].

1.3.3 Межполовые различия в развитии интеллекта

 

    Если на  стадии конкретных операций между  мальчиками и девочками не  наблюдается различий в когнитивном  развитии, то формальное мышление лучше развито у мальчиков. Например, исследовались две выборки – мальчиков и девочек в возрасте от 9 до 15 лет: в обоих случаях речь шла о блестящих учениках, имевшие сходные школьные достижения, равных по своему интеллекту, склонных к кооперативному поведению и интересующихся проблемными задачами. Если до 13 лет не наблюдалось никаких различий между этими двумя группами, то в более старшем возрасте отмечались явные различия: в то время как у мальчиков наблюдались признаки формального мышления в подходе к решению предложенных задач, ни одна девочка ими не обладала. Это, однако, не мешало девочкам достичь лучших результатов в школьном учебе. Итак, девочки более робки, они меньше мальчиков манипулируют с учебным материалом и редко используют возможность приготовить необходимое для занятий оборудование. При дальнейшем сравнении мышления мальчиков и девочек выяснились преимущества мальчиков в области формального мышления, однако, если эти различия были велики при решении задач, связанных с манипулированием, то они оказались гораздо меньше при решении письменных задач [1].

        1.3.4  Особенности мыслительной деятельности в онтогенезе

 

    В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в обучении. В процессе обучения развивается абстрактное мышление, анализ и синтез изучаемых явлений.

    Все учебные  предметы, изучаемые подростком, прежде всего стимулирует развитие у него абстрактного мышления. Основной особенностью мыслительной деятельности подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу абстрактного мышления. С переходом к подростковому возрасту существенно изменяются, обогащаются как отвлеченно-обогащающие, так и образные компоненты мыслительной деятельности. Общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно-образного мышления к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях.

    Постепенно, под  влиянием школьного обучения  развивается аналитико-синтетическая  деятельность, подростки начинают  интересоваться не только конкретными фактами, но и их анализом, укрепляется тенденция к причинному объяснению, учащиеся стремятся выделить главное, существенное в материале, овладевают умением обосновывать, доказывать определенные положения, делать широкие обобщения. В процессе обучения формируются отвлеченные понятия.

    Отмечается  сравнительно невысокое развитие  аналитико-синтетической деятельности  у многих подростков, недостаточное  владение методом рассуждения.  Это выражается в том, что  решение геометрических задач  на доказательство представляет значительные трудности ля многих подростков. В этом случае учащиеся идут примитивным методом «хаотических проб-угадываний».

    Некоторые  подростки испытывают трудности  при установлении причинно- следственных  связей, причем они раньше и лучше справляются с нахождением причин событий или явлений, чем с установлением следствий.

    Важной особенностью  мыслительной деятельности подростка,  является также большая роль  конкретно-образных компонентов  мышления. С развитием абстрактного  мышления наглядные компоненты мышления подростка не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления.

    Мышление подростка  еще в значительной мере конкретно.  Роль наглядного материала в  процессе усвоения продолжает оставаться весьма важной, наиболее быстрое и правильное усвоение понятий происходит тогда, когда оно опирается на правильно методически подобранные наглядные образы.

Информация о работе Психологические аспекты изучения мышления у подростков