Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 05:54, курсовая работа
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.
Введение …………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретическое обособление проблемы развития мышления в подростковом возрасте…………………………………………….6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста………………..6
1.1.1 Социальная ситуация развития подростков……………………………...8
1.1.2 Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста……...9
1.1.3 Изучение мира и семьи…………………………………………………...11
1.1.4 Стремление постичь себя и подростковый эгоцентризм………………12
1.1.5 Моральное развитие………………………………………………………13
1.2 Общая характеристика мышления………………………………………….13
1.2.1 Природа мышления……………………………………………………….13
1.2.2 Виды мышления…………………………………………………………..15
1.2.3 Мыслительные операции…………………………………………………17
1.2.4 Процессы мышления……………………………………………………...18
1.2.5 Связь мышления с памятью и речью…………………………………….18
1.3 Мышление как один из познавательных процессов личности подростков………………………………………………………………………..19
1.3.1 Развитие формального мышления в отрочестве…………………………20
1.3.2 Интеллектуальное развитие подростка…………………………………..22
1.3.3 Межполовые различия в развитии интеллекта…………………………..23
1.3.4 Особенности мыслительной деятельности в онтогенезе………………..24
1.3.5 Изучения в диапазоне и содержании мышления………………………...25
1.4 Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...26
1.4.1 Особенности развития мышления в подростковом возрасте…………...26
1.4.2 Особенности диагностики мышления в подростковом возрасте……….29
Глава II. Состав испытуемых и методы исследования………………………..32
2.1 Состав испытуемых………………………………………………………….32
2.2 Методы исследования……………………………………………………….32
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………
Следует отметить, что взрослый человек обычно не пользуется каким-то одним видом мышления в «чистой форме». Поэтому одной из задач обучения является формирование у учащихся переходить от одного вида мышления к другому в процессе решения задач [15].
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.
Анализ –
это мысленное расчленение
Синтез –
это мысленное соединение
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от существенных признаков и свойств [11].
Обобщение – это соединение предметов и явлений вместе на основе их общих и существенных признаков.
Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению [15].
Кроме рассмотренных
видов и операций, имеются еще
и процессы мышления: суждение, умозаключение,
определение понятий, индукция, дедукция.
Суждение –это высказывание, содержащее
определенную мысль. Умозаключе
Мышление тесно
связано с памятью, с
Исключительно важная особенность мышления – его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто, общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел.
В системе языка за каждым, словом исторически закреплено определенное значение. Значение слова – это всегда обобщение. Человек мыслит при помощи языка, пользуясь словами. Речь есть форма мышления. Мысли всегда облекаются в речевую форму.
Речь является не только формой, но и орудием мышления. Речь помогает мыслить. Необходимость выразить мысль словами, сообщить ее другому часто требует дополнительного, тщательного продумывания ее [7].
Как и все психические процессы, мышление представляет собой деятельность мозга. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом, поскольку мышление – это обобщенное при помощи слова отражение действительности, ведущую роль в этой деятельности играет вторая сигнальная система. Ее постоянное и тесное взаимодействие с первой сигнальной системой обусловливает неразрывную связь обобщенного отражения действительности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений.
Физиологические механизмы речи – это вторая сигнальная деятельность коры, которая является сложной координированной работой многих групп нервных клеток коры головного мозга [4].
Итак, среди
процессов умственной или
На протяжении отрочества продолжается развитие мыслительных способностей и как следствие – расширение сознания происходящего, границ воображения, диапазона суждений и проницательности. Эти возросшие возможности познания также способствуют быстрому накоплению знаний, открывающих перед подростками ряд вопросов и проблем, которые могут осложнить и обогатить их жизнь.
Если говорить
более конкретно, то
Исследование
когнитивного развития в
Пиаже определил
абстрактное мышление
Согласно Пиаже, интеллект представляет собой частую форму адаптации организма. Взаимодействие индивида и среды характеризуется единством процессов ассимиляции и аккомодации и продиктовано поисками между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом «формами» его освоения и понимания. Задачей генетического исследования интеллекта является определение различных стадий, характеризующих этот постоянный поиск равновесия. В когнитивном развитии было выделено 4 стадии: сенсомоторная (от 0 до 2 лет), интуитивная (от 2 до 7 – 8 лет), стадия конкретных операций(от 7 – 8 до 11 – 12 лет), стадия формальных операций (от 11 – 12 лет до 14 – 15 лет).
Стадия формальных операций представляет собой, таким образом, последний этап в развитии интеллекта. От рождения и до предподросткового возраста когнитивное развитие ребенка делится на два основных периода: моторный период – по окончанию его ребенок достигает первой формы интеллектуального равновесия; и период мышления в представлениях, в конце которого ребенок осваивает взаимодействие со своим конкретным окружением. А уровень формальных операций – новый вид интеллектуальной обработки данных носит абстрактный, умозрительный характер. Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти или не произойти. Это мышление требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы.
У подростков
также возрастает способность
планировать и предвидеть. Мышление
на уровне формальных операций
можно охарактеризовать как
Основным интеллектуальным
новообразованием
В средних
класса учащиеся приступают к
изучению и усвоению основ
наук. Дети овладевают большим
объемом знаний. Материал, подлежащий
усвоению, с одной стороны, требует
более высокого, чем раньше, уровня
учебно-познавательной и
Специфическое
качество теоретического
Теоретическое мышление может формировать не только при овладении школьными знаниями. В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими. Контролируемой и управляемой становится речь, причем в некоторых лично значимых ситуациях подростки особенно стремятся говорить красиво, правильно. Все это – новые и важные сдвиги в развитии подростка [6].
Если на
стадии конкретных операций
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в обучении. В процессе обучения развивается абстрактное мышление, анализ и синтез изучаемых явлений.
Все учебные предметы, изучаемые подростком, прежде всего стимулирует развитие у него абстрактного мышления. Основной особенностью мыслительной деятельности подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу абстрактного мышления. С переходом к подростковому возрасту существенно изменяются, обогащаются как отвлеченно-обогащающие, так и образные компоненты мыслительной деятельности. Общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно-образного мышления к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях.
Постепенно, под
влиянием школьного обучения
развивается аналитико-
Отмечается
сравнительно невысокое
Некоторые
подростки испытывают
Важной особенностью
мыслительной деятельности
Мышление подростка
еще в значительной мере
Информация о работе Психологические аспекты изучения мышления у подростков