Изучение изменения мышления в молодости

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 09:11, курсовая работа

Краткое описание

Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек "более или менее утверждается во взрослой жизни" (А.В.Толстых). Верхняя граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. Молодость - время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодость - пора оптимизма.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 25.48 Кб (Скачать)

1.1 Особенности формирования и развития мышления в период молодости

Мышление —  процесс  познавательной деятельности индивида,  характеризующийся

обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Молодость (от 20-23 до 30 лет).

     Молодость охватывает  период жизни от окончания  юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек "более  или менее утверждается во  взрослой жизни" (А.В.Толстых). Верхняя  граница молодости некоторыми  авторами продлевается до 35 лет.  Молодость - время создания семьи,  время освоения выбранной профессии,  определения отношения к общественной  жизни и своей роли в ней.  Молодость - пора оптимизма. Человек  полон сил и энергии, желания  осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны  самые сложные виды профессиональной  деятельности, наиболее полно и  интенсивно происходит общение,  наиболее легко устанавливаются  и наиболее полно развиваются  отношения дружбы и любви. Молодость  считается оптимальным временем  для самореализации.

Учебное пособие 

для вузов 

Л.А. Першина 

В О З Р А С Т Н А Я

П С И Х О Л О Г ИЯ

М о с к ва  М о с к ва

А л ьма  М а т ер  А к а д е м и ч е с к ий  П р о е кт

2 0 05  2 0 0 5 психология молодости

1 1. Молодость как социальное явление

Е С Л И  онтогенетическая задача детства —  подготов-

ка к самостоятельной профессиональной и социальной

жизни и деятельности, то взрослой жизни отводятся

задачи основных жизненных и профессиональных

достижений, принятия социальной ответственности.

Первый взрослый период в возрастной психологии —

молодость, он начинается по окончании средней шко-

лы, включает время профессиональной подготовки и

завершается с обретением человеком финансовой и

социальной  самостоятельности. Таким образом, возра-

стные границы молодости условно можно определить

J7—18 —25 годами. И.В. Бестужев-Лада определяет

молодость как  понятие «социальное и историческое».

Снисходительно-прощающее  определение «молодо-зе-

лено» квалифицирует сложившееся в обществе разре-

шительное отношение к этому возрастному периоду.

Молодому  человеку прощается многое из того, что

недопустимо для зрелого. Молодость — пора выбора и

определения: в профессии, в брачном партнерстве, в

социальной  ориентации. Молодые люди оказываются

перед лицом  широких возможнос тей с одной стороны,

выбора среди  ряда альтернатив — с другой, собствен-

ных желаний и культурных запросов — с третьей.

Ведущей деятельностью  большинства молодых людей

является  учебно-профессиональная; социальная ситу-

ация развития квалифицируется концептуальной соци-

2 0 S ализацией, в ходе которой формируются мировоззрен-Психология молодости

чсские установки, задающие устойчивые свойства лич-

ности. Семантика слова «молодость» коррелирует со

словом «начало». В этой связи в социуме могут  назы-

вать молодым ученым, молодым политиком и сорока-

летнего человека, подчеркивая, что они находятся  в

начале своего творческого пути. Таким образом, моло-

дость — с одной стороны определяет возрастной пе-

риод развития человека, с другой — может указывать

на его  профессиональное или социальное начинание.

и 2.  О  С Н О В Н Ы Е характеристики возраста

Молодость —  период достижения пика физичес-

кого развития: в самом расцвете репродуктивная спо-

собность, выносливость, физическое самочувствие,

энергичность. Физический расцвет достигает макси-

мальной выраженности в промежутке между двадца-

тыо-двадцатыо пятью годами, а далее постепенно (сна-

чала вовсе  незаметно) идет на убыль. К примеру, до

сорока лет  снижение уровня функционирования орга-

низма по таким важным показателям как мышечная

сила, функции  сердечно-сосудистой системы, обмен

веществ, сексуальная  активность, скорость проведения

нервного  импульса, рост нервной ткани практически

неощутимо, а уже после сорока лет становится более

заметным. По мнению ряда исследователей, в том  чис-

ле и отечественных, потенциал развития существует на

протяжении всей жизни человека. Когнитивное раз-

витие взрослых людей, в сравнении с периодом обуче-

ния в школе, не имеет четко выраженных периодов.

Тем не менее, некоторые исследователи убеждены в

его продолжении на протяжении всей жизни, в резуль-

тате чего люди к старости приобретают значительный

багаж информации. Изменения мышления, поведения

и личности взрослого человека .лишь 15 незначительной

степени обусловлены  хронологическим возрастом, в

гораздо большей  мере они связаны с социокультурны-

ми факторами. Социальные ориентиры и культурные

запросы взрослого  человека, продолжение им образо-

вания могуг поддерживать, стимулировать или подры-Глава 5

вать сложившиеся в детство и юности формы поведе-

ния. Когнитивное развитие происходит поступательно.

Так, студенты, как многочисленные представители

этой возрастной группы, обнаруживают определенную

стадиальность в развитии мышления: студентов млад-

ших курсов характеризует особенность, которую мож-

но квалифицировать  как «познавательный реализм»

(пользуясь  терминологией Ж. Пиаже). Они интерпре-

тируют мир  и свой образовательный опыт довольно од-

нозначно, безотносительно, в оценках «правильно» —

«неправильно»; студенты старших курсов, как правило,

уже обнаруживают «познавательный релятивизм» —-

отталкиваясь  от разногласий во мнениях, отсутствия в

ряде слутаев решений ситуаций вовсе, контекстных ре-

шений и т. д. Студенты выпускных курсов испытывают

потребность и уже обладают возможностью формиро-

вать личные мнения, убеждения и ответы на сложные

вопросы. Другими  словами, к окончанию вуза студенты

обретают  самостоятельную позицию и ответственность.

Обязательность  и ответственность выступают  как

особенности взрослого мышления (Г. Лэйбоуви-Виф).

Исследователи указывают, что логичность мышления

может сформироваться уже на этапе подросткового

возраста  в связи с развитием формально-операцио-

нального мышления, а вот подлинная автономность

мышления, способность  справиться с противоречиями

и неопределенностями своего жизненного опыта при-

ходит лишь с социальной взрослостью. В исследовани-

ях К. Ригеля выделена особенность умственной дея-

тельности студентов, названная им диалектическим

мышлением. Его главная характеристика —  интеграция

в умственной деятельности идеального и реального,

сугью которой является то, что практический реаль-

ный мир служит коррекцией формального мышления.

Существует  мнение и о наличии большей гибко-

сти во взрослом мышлении (Шайи): в детстве, отроче-

стве и юности у человека на уровне формальных опе-

раций формируются  сложные структуры для пони-

мания и объяснения мира, а в молодости человек

использует  эти структуры для того, чтобы  сделать ка-

рьеру и определить стиль жизни. Молодой человек с Психология молодости

помощью интеллектуальных операций принимает лич-

ные решения, складывающиеся в план его жизни. При

этом молодые люди приобретают определенную сте-

пень личной независимости и переходят к  следующе-

му периоду использования умственных навыков —

периоду социальных обязанностей: когнитивные спо-

собности реализуются в решении проблем не только

своих, но и  тех людей, с кем человек взаимодейству-

ет. Таким образом, согласно Шайи, смыслом разви-

тия взрослых становится не изменение когнитивной

структуры, а гибкое использование интеллекта в раз-

ные возрастные периоды. А главным критерием ког-

нитивной зрелости молодых людей можно считать спо-

собность к самостоятельному принятию решений.

Молодость —  пора незнакомых ранее переживаний  и

чувств, которые  приносит любовь. Даже любовные

страдания могут  быть сладостными, ибо делают жизнь

насыщенной и активной, учат человека выстраиванию

отношений и  состраданию. Непередаваемые и неис-

пытанные  ранее чувства приносит родительство, осо-

бенно материнство. Родительские чувства представ-

ляют собой динамичный эмоциональный комплекс от

умиления  до холодящего страха и безмерной ответ-

ственности. Обретение этих чувств делает человека

абсолютно взрослым.

МОЛОДОСТЬ

(ОТ 20-23 ДО 30 ЛЕТ)

Молодость охватывает период жизни от окончания юности (от 20-23 лет) до примерно 30 лет, когда  человек "более-менее прочно утверждается во взрослой жизни" (А.В. Толстых). Верхняя  граница молодости может существенно  сдвигаться, особенно в сторону следующей  за ней зрелости. Некоторые авторы продлевают ее до 35 лет. Молодость —  это, прежде всего, время создания семьи  и устройства семейной жизни, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней.

 

Молодости свойствен  оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон  сил и энергии, желания осуществить  свои цели и идеалы. В молодости  наиболее доступны самые сложные  виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются  и наиболее полно развиваются  отношения дружбы и любви. Молодость  считается оптимальным временем для самореализации. Возникающие  трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность  быстро проходят, активно ищутся новые  возможности достижения целей.

 

А.В. Толстых  отмечает, что в современную эпоху, когда увеличилась продолжительность жизни и расширились сроки образования и профессиональной подготовки, повысилась их значимость, "молодость стала наиболее ценимым возрастом, влияющим своими вкусами, ценностями, привычками и т.д. на вкусы, ценности, привычки всего общества. Отсюда естественное желание дольше быть в разряде молодых — вступить в этот возраст пораньше и задержаться в нем подольше... Молодость... таит в себе обаяние. И это не только очарование здорового тела, физической красоты, обаяние свежести. Это во многом обаяние тех видов деятельности, которые доступны молодости в наибольшей степени, которые составляют если уж не ее привилегию, то, по крайней мере, неотъемлемый атрибут". Добавим, что это в первую очередь "обаяние" широких жизненных перспектив, веры в свои силы и возможности, оптимистического отношения к будущему.

Молодость - период жизни человека, который принято  связывать с развитием способности  «принимать важные решения», становлением самостоятельности и ответственности  человека за свои поступки, закреплением ценностных ориентации, построением  устойчивого «образа мира», определением перспектив и целей жизни. Ценностные ориентации - объективное индивидуальное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе.

Не случайно молодость часто называют ранней взрослостью, подчеркивая ее двоякий  характер: обладая всей совокупностью  прав вести взрослую жизнь (за которую  боролась юность), молодой человек  далеко не всегда способен найти и  реализовать в ней себя. Примером , могут служить молодежные браки, в основе которых часто лежит противоречие между потребностью быть вместе с любимым человеком и неспособностью обеспечить эту общую, независимую от родительской поддержки жизнь. Другой пример: приходя в профессию, многие молодые специалисты обуреваемы стремлением произвести в ней революцию, бороться с консерватизмом «старших товарищей», заявить о себе, но вместе с тем их оптимизм и максимализм часто не подкреплены знаниями, опытом, умениями, статусными позициями, ориентациями на реалии окружающей жизни, что вынуждает довольствоваться скромной жизнью молодого специалиста, которая в их сознании неотличима от роли школьника.

Информация о работе Изучение изменения мышления в молодости