Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 05:54, курсовая работа
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.
Введение …………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретическое обособление проблемы развития мышления в подростковом возрасте…………………………………………….6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста………………..6
1.1.1 Социальная ситуация развития подростков……………………………...8
1.1.2 Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста……...9
1.1.3 Изучение мира и семьи…………………………………………………...11
1.1.4 Стремление постичь себя и подростковый эгоцентризм………………12
1.1.5 Моральное развитие………………………………………………………13
1.2 Общая характеристика мышления………………………………………….13
1.2.1 Природа мышления……………………………………………………….13
1.2.2 Виды мышления…………………………………………………………..15
1.2.3 Мыслительные операции…………………………………………………17
1.2.4 Процессы мышления……………………………………………………...18
1.2.5 Связь мышления с памятью и речью…………………………………….18
1.3 Мышление как один из познавательных процессов личности подростков………………………………………………………………………..19
1.3.1 Развитие формального мышления в отрочестве…………………………20
1.3.2 Интеллектуальное развитие подростка…………………………………..22
1.3.3 Межполовые различия в развитии интеллекта…………………………..23
1.3.4 Особенности мыслительной деятельности в онтогенезе………………..24
1.3.5 Изучения в диапазоне и содержании мышления………………………...25
1.4 Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...26
1.4.1 Особенности развития мышления в подростковом возрасте…………...26
1.4.2 Особенности диагностики мышления в подростковом возрасте……….29
Глава II. Состав испытуемых и методы исследования………………………..32
2.1 Состав испытуемых………………………………………………………….32
2.2 Методы исследования……………………………………………………….32
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………
Все задачи
имеют только одно правильное
решение! На решение одной
Субтест 1
В каждом ряду Вам необходимо выбрать из пяти фигур справа ту, которая наиболее подходит к трем фигурам слева. Вы должны написать букву, соответствующую этой фигуре, на Вашем бланке.
Субтест 2
В каждом
ряду Вам необходимо выяснить,
какая из фигур в пяти
Субтест 3
В каждом задании выберите, пожалуйста, справа тот квадратик с рисунком, который наиболее подходит на место пустого квадратика слева, чтобы дополнить общий рисунок. Вы должны написать букву, соответствующей этой фигуре, на Вашем бланке.
Субтест 4
В каждом задании
Вам необходимо точно разглядет
Вторая часть теста состоит, как и первая, из четырех различных групп заданий (отдельных тестов). Они расположены точно так же, как и четыре группы заданий в первой части теста.
И здесь
каждое задание имеет только
одно правильное решение.
В каждом
ряду Вам необходимо выбрать
из пяти фигур справа ту, которая
наиболее подходит к трем
Субтест 2
В каждом
ряду Вам необходимо выяснить,
какая из фигур в пяти
Субтест 3
В каждом
задании выберите, пожалуйста, справа
тот квадратик с рисунком, который
наиболее подходит на место
пустого квадратика слева,
В каждом задании Вам необходимо точно
разглядеть, где находится точка, и затем
выбрать из пяти фигур справа ту, в которой
можно расположить точку точно таким же
образом. Вы должны написать букву, соответствующей
этой фигуре, на Вашем бланке.
Обработка и интерпретация результатов: результаты тестирования сверяются
с ключом (смотри приложение 5). Затем подсчитывается
количество правильных ответов по каждому
тесту и их общая сумма в первой и второй
части методики. Суммы баллов обеих частей
также складываются, полученный результат
является сырым баллом, который переводится
в стандартную оценку IQ при помощи таблицы
возрастных норм (смотри приложение 2).
Считается, что средняя норма находится в пределах от 85 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности испытуемого, ниже него - об отставании в умственном развитии [21].
С помощью данной методики выявляются
такие особенности мышления, как способность
выделять существенные признаки (для объединения
карточек в группы), уровень обобщения,
доступный школьнику или взрослому.
Ход выполнения задания: задание проходит в три этапа, с тремя
последовательными инструкциями психолога.
Испытуемому дается набор карточек со
словами (смотри приложение 3). Первый этап
процедуры начинается при так называемой
инструкции: «Разложи карточки так, чтобы
слова, которые подходят друг к другу,
оказались в одной группе». Количество
возможных групп не оговаривается. В случае,
если испытуемый задает вопросы, прежде
чем приступить к выполнению задания,
ему говорят: «Начинай, дальше увидишь
сам».
После того как испытуемый самостоятельно
сформировал несколько мелких групп карточек,
у него спрашивают, почему те или иные
карточки помещаются вместе и какое название
им дается. Затем происходит переход ко
второму этапу процедуры. Инструкция на
втором этапе звучит так: «Ты верно объединил карточки в группы. дай
теперь этим группам короткие названия.
Продолжай работу таким же образом».
После того, как все карточки
оказались помещенными в группы и всем
группам даны короткие названия, экспериментатор
переходит к третьему этапу методики.
дается следующая инструкция: «Точно так
же, как ты объединял карточку с карточкой
в отдельные группы и давал им названия,
объедини теперь группу с группой, не перекладывая
отдельных карточек. Таких групп должно
быть как можно меньше. Они также должны
иметь колкие названия». Если испытуемый
на этом этапе формирует больше, чем три
группы, ему предлагается сформировать
из оставшихся групп 2 — З основные. В протоколе фиксируются
этапы выполнения работы, названия групп
и карточки в них, а также вопросы и ответы
испытуемого.
При анализе результатов большое
значение имеет то, на каком этапе допущены
школьником те или иные ошибки; отстаивал
ли он свои принципы объединения карточек
в группы, использовал ли помощь экспериментатора,
какие еще особенности мышления проявлял
в классификации. Так, если испытуемый
на втором этапе сформировал отдельные
группы диких, домашних, летающих, водоплавающих
животных и отказался объединить эти группы
в одну, то это свидетельствует о степени
использования конкретных, детализованных
признаков в направленности его мышления.
Если же подобные объединения проходили
легко, самостоятельно, без указания экспериментатора
на необходимость укрупнения групп, то
это можно квалифицировать как достигнутый
уровень обобщенности мышления, способности
испытуемого ориентироваться не только
на существенные признаки, но и учитывать
их иерархии, т. е. использовать существенные
связи между понятиями. Показателем этого
является также степень затруднений или
легкости при поиске обобщающих понятий,
которые фиксируют основания классификации
карточек в группы.
Если на третьем этапе выполнения методики
испытуемый легко
объединил группы и адекватно назвал обобщающие
признаки, то есть основания считать, что
мышление его характеризуется использованием
обобщенных ориентировок и протекает
на высоком уровне. Кроме того, анализ
поведения школьника в ходе исследования
позволяет говорить о наличии или отсутствии
у него внушаемости, эмоциональной устойчивости.
Эти предположения проверяются с помощью
навязывания испытуемому неадекватных
оснований для объединения групп, дискредитации
экспериментатором тактики работы испытуемого
или похвалы при ошибках. [3]
Одним из
самых известных тестов для
измерения уровня
Их популярность объясняется рядом причин:
1. они охватывают большой
возрастной диапазон – от 3 до
74 лет, при этом на всех
2. шкалы Д. Векслера
используются не только для
измерения интеллектуального
3. в шкалах Д. Векслера
присутствуют как вербальные, так
и невербальные субтесты, что
позволяет оценивать разные
Первая версия теста создана в 1939 году,
усовершенствован в 1955 году. Тест Векслера
опирается на иерархическую теорию интеллекта,
оценивает общий генеральный фактор интеллекта,
а также вербальный и невербальный интеллект.
Он предназначен специально для тестирования
интеллекта взрослых людей в возрасте
от 16 до 64 лет. До теста Векслера интеллектуальные
тесты в основном составлялись для детей
школьного возраста. С того времени тест
WAIS претерпел несколько редакций, но принципиально
не изменился. В России методика WAIS была
адаптирована в Институте им. В. Бехтерева.
WAIS – методика индивидуального
тестирования. На проведение теста требуется
примерно 1 час. Столько же времени необходимо
для обработки результатов. Но затраты
времени окупаются возможностью получения
не только информации об уровне общего
интеллектуального развития, но и других
ценных сведений о человеке.
Обследование обязательно должно
проводиться в отдельном помещении, в
спокойной обстановке и атмосфере доброжелательности.
Экспериментатору важно установить хороший
контакт с тестируемым. Не рекомендуется
тестировать человека, если он утомлен
или плохо себя чувствует, хотя тест Векслера
весьма устойчив ко многим факторам. Например,
на его результаты не сильно влияют колебания
настроения – причем, как тестируемого,
так и тестирующего.
Тест включает 12 субтестов(смотри
приложение 4), в которых сгруппированы
задания определенного специфического
типа, расположенные в порядке возрастания
трудности. Вербальный интеллект оценивается
с помощью 6 субтестов:
1. "Осведомленность" – включает в
себя 26 вопросов на общую информированность
человека, измеряет его кругозор и наличие
разнообразных знаний о мире.
2. "Понятливость"
– включает 14 вопросов, направлен на оценку
так называемого "здравого смысла"
при решении практических задач и измерение
социального интеллекта. Некоторые задания
требуют толкования пословиц. Ответы оцениваются
в зависимости от полноты и степени обобщения.
3. "Арифметикий" – включает в себя 13 арифметические задачи, требующие устного решения. Оценивает сообразительность, внимательность и кратковременную память.
4. "Сходство понятий" – состоит из
16 заданий, в которых требуется найти сходство
между двумя понятиями. Этот субтест направлен
на измерение способности к логическому
мышлению, обобщению и абстрагированию.
При оценке учитывается, сумел ли человек
найти адекватный, общий существенный
признак – родовой по отношению к двум
видовым понятиям.
5. "Словарный запас"
– измеряет понимание и умение определять
смысловое содержание слов. Включает в
себя работу с 40 словами разной степени
трудности и частоты употребления. Определяет
размер словарного запаса, культурный
уровень, чувство меры и умение адекватно
раскрывать значение слов.
6. "Повторение цифр"
– служит показателем объема кратковременной
и оперативной памяти. Необходимо воспроизвести
ряд цифр в прямом и обратном порядке.
Задание требует
большой концентрации внимания
и устойчивости к помехам.
Задания в каждом субтесте расположены
в порядке возрастания трудности. При выполнении заданий по субтесту
"арифметика" учитывается как скорость,
так и правильность выполнения. По остальным
субтестам – только точность выполнения
заданий.
Интерпретация результатов:
· 125 баллов и выше – высокий уровень интеллектуального развития;
· 105-124 баллов – хорошая норма интеллектуального развития;
· 85-104 баллов – средний уровень интеллектуального развития;
· 70-84 баллов – плохая норма уровень интеллектуального развития [19].
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение
В результате проводимых исследований были получены следующие данные, которые представлены в таблице 3.1 (смотри приложение 1).
После проведения эксперимента с помощью «Культурно-свободного теста на измерение уровня интеллектуального развития Р. Кэттелла» на учащихся 9 класса, были получены следующие результаты: 10 учащихся получили по 51 – 61 баллу и 5 учащихся по 46 – 48 баллов. Переведя полученные значения в стандартную оценку IQ: у 10 подростков IQ равен 85 – 97, что свидетельствует о средней норме интеллектуального развития, а у 5 подростков IQ равен 80 – 85, что соответствует низкому уровню интеллектуального развития. Соответственно, у 67% - хороший уровень интеллектуального развития, а у 33% - низкий уровень интеллектуального развития.
Процентное
соотношение уровня
Диаграмма 3.1. «Уровень интеллектуального развития по «Культуроно-свободному тесту на измерение уровня интеллектуального развития Р. Кэттелла»
Проведя методику «Классификация понятий», с помощью которой выявляются такие особенности мышления, как выделение существенных признаков, уровень обобщения, мы получили следующие результаты: у 13 подростков, что составляет 87% нашей выборки, достигнута обобщенность мышления, способность ориентироваться не только на существенные признаки, но и учитывать их иерархии, т.е. использовать существенные связи между понятиями. А у 2 подростков, что составляет 13% выборки, не до конца достигнут уровень обобщенности мышления.
Процентное
соотношение обобщенности мышле
Диаграмма 3.2. «Уровень обобщенности мышления по методике « Классификация понятий»
В результате
исследования с помощью методики «Тест интеллекта
Векслера» по 6 субтестам вербального
интеллекта нами были получены следующие
результаты:
по II субтесту «Понятливость», у 53%, т.е. у 8 подростков, средняя «понятливость», т.е. у испытуемых неплохо развита способность к пониманию смысла выражений, способность к суждению и понимание общественных норм, а у 47%, т.е. 7 испытуемых эти способности несколько ниже, т.е. они хуже понимают смысл выражений, общественные нормы и хуже развита способность к рассуждению;
по III субтесту «Арифметический», у 67% - 10 испытуемых – средне развита сообразительность – испытуемые быстро и четко отвечали на поставленные вопросы, внимательность – это концентрирование, сосредоточивание на каком-либо объекте, кратковременная память – испытуемые совсем недолго могут хранить полученную информацию, а у 33%, т.е. у 5 подростков эти способности снижены;
Информация о работе Психологические аспекты изучения мышления у подростков