Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:23, реферат
Проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи. В социологии с ее специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь личного и общественного это осмысление осуществляется сквозь призму семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности к интересам общества зависит от обоюдного учета ими потребностей семьи как целого.
Введение……………………………………………………………………..…2;
РАЗДЕЛ 1. Основные социологические аспекты изучения семьи…….....…4;
РАЗДЕЛ 2. Определение семьи……………………..…………………………7;
РАЗДЕЛ 3. Эволюция социологии семьи……………………………………..9;
РАЗДЕЛ 4. Функции семьи…………………………………………….……14;
Заключение………………………………………………………………....…17;
Список используемой литературы……………………………………….....20.
План:
Введение…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1.
Основные социологические аспекты изучения
семьи…….....…4;
РАЗДЕЛ 2.
Определение семьи……………………..…………………………7;
РАЗДЕЛ 3.
Эволюция социологии семьи……………………………………..9;
РАЗДЕЛ
4. Функции семьи…………………………………………….……14;
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………….....
ВВЕДЕНИЕ.
Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. Объект её изучения – социальный институт семьи – в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.
Семья
как бы вплетена в коренные основы
жизнедеятельности и образует базовые
предусловия функционирования социума
путем физического и
Вместе с тем, реализация основных функций семьи не есть следствие каких-либо биологических регуляторов или механизмов, а представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в широком социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом. В связи с этим, можно напомнить знаменитое отступление от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса, который считал, что определяющим моментом в истории является "ступень развития" труда, с одной стороны, и с другой – семьи1.
Проблема
соотношения семьи с обществом и другими
социальными институтами, а также взаимосвязи
семьи и личности существовала всегда
в человеческой цивилизации, и поэтому
постоянно предпринимались попытки осмысления
социального положения семьи. В социологии
с ее специфическим подходом к изучению
социального мира через взаимосвязь личного
и общественного это осмысление осуществляется
сквозь призму семейного посредничества:
восприимчивость социальной системы к
устремлениям личности и, наоборот, личности
к интересам общества зависит от обоюдного
учета ими потребностей семьи как целого.
Исследование посреднической роли семьи
и образует специфику социологического
подхода к изучению семьи.
РАЗДЕЛ
1. ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ.
Семья
представляет собой сложное социальное
образование и потому многозначное:
с одной стороны, понятие социального
института раскрывает значение семьи
в широкой социальной перспективе
во взаимосвязи с другими
Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли, так сказать, на макро- и микроуровнях анализа. Но это не означает вовсе удвоения предмета – это разные аспекты единого поля деятельности.
При
изучении семьи как социально-
В социологии постоянно предпринимаются попытки совместить подходы к семье как к институту и как к группе. Это не означает растворения социологического подхода в психологическом: речь идет о создании научных моделей, позволяющих на уровне общества отследить социально значимые результаты индивидуального и семейного поведения, а с другой стороны, на уровне семьи и личности установить социальную детерминированность ценностных ориентации, установок, мотивов и действий. Одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов является работа в направлении анализа семьи как системы. Среди социологов, пытавшихся совместить макроанализ и микроанализ семьи, надо назвать прежде всего Т. Парсонса и К. Дэвиса.
Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влиянии, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов. Согласно Т.Парсонсу семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению инструментальных отношении с другими социальными подсистемами и структурами, а также экспрессивных отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций3.
По
мнению К. Девиса, переход от традиционных
форм семьи к современным связан,
прежде всего, с трансформацией социокультурных
норм высокой рождаемости и
РАЗДЕЛ
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЬИ.
Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее отечественному социологу А. Г. Харчеву.
Семью создают отношения "родители – дети", а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи (жилище, дом, собственность) и экономическую основу семьи – общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества – родительства – родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестер).
Наличие
трех отношений (семьи в строгом
смысле слова) обнаруживается у подавляющего
большинства семей страны, примерно
у 60-70 %. Из общего числа семей следует
исключить "временно" бездетных
молодоженов (15-20 %) и супругов, оставшихся
бездетными (5-9 %). С другой стороны, внесемейное
население состоит из тех, кто
является родителем, но без супружества
либо находится в фактическом
или легитимном браке без детей.
Для всех этих фрагментарных форм семьи
лучше подходит термин "семейная группа",
т. е. это люди, ведущие совместное домохозяйство
и объединяемые только родством либо родительством
или супружеством. Обычно "ядром"
семьи считают супружескую пару, и все
статистические классификации состава
семей строятся в зависимости от добавления
к "ядру" детей, родственников, родителей
супругов. С социологической точки зрения
правильнее за основу брать наиболее распространенный
в населении тип семьи с триединством
названных отношений , а те семейные объединения,
которые образуются при вычитании одного
из трех отношений, лучше именовать семейными
группами. Данное уточнение связано с
тем, что в последние годы как в общественном
мнении, так и в социологии семьи стала
заметной склонность сводить суть семьи
к любому из трех отношений, чаще всего
– к супружеству и даже партнерству.
РАЗДЕЛ
3. ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИОЛОГИИ
СЕМЬИ.
В развитии социологии семьи выделяют несколько этапов:
Первый этап – с античности до середины XIX века. В этот период доминировали умозрительные представления о семье. Основной формой признавалась моногамная семья. Ее считали миниатюрным прообразом общества, а само общество понималось как разросшаяся вширь семья. Философы и историки, вплоть до Руссо, Кондорсе, Гегеля и Канта, выводили социальные отношения из семейных, конструируя теоретические схемы, в которых не находилось места для сравнительно-исторического анализа.
Второй этап – с середины XIX века до начала XX века. В этот период тон в изучении семьи задавали антропологи и этнографы. Они опирались на широкий эмпирический материал, собранный в ходе полевых исследований и наблюдений примитивных обществ, а также в ходе сравнительно-исторического анализа.
Умозрительные схемы уступили место конкретным фактам. Складывается понятийный аппарат социологии семьи, главное место в котором занимают антропологические понятия, сохранившие свое значение до сегодняшнего дня. Моногамный брак уступил место групповому браку. Активно изучаются различные системы родства. Теоретическая дискуссия разворачивается по вопросу о соотношении патриархата и матриархата.
Первым кто нанес удар по умозрительным схемам был швейцарский историк права Иоган Якоб Бахофен (1815 – 1887). Его классический труд "Материнское право" положил начало изучению истории семьи и проблемы матриархата. Он предположил, что моногамному браку предшествовали полигамные отношения между полами, а патриархату - период главенства женщин в жизни первобытного рода.
Независимо от И. Бахофена к открытию материнского права пришел шотландский адвокат Дж. Мак-Леннан (1827 – 1881). Рассматривая развитие семейной организации, он ввел в науку такие фундаментальные понятия, как эндогамия и экзогамия. По схеме Мак-Леннана, семья прошла в своем развитии три ступени – от промискуитета через материнское право к отцовскому праву. Мак-Леннан предположил: превращение первоначальных тотемических групп в экзогамные матрилинейные группы объясняется недостатком женщин, который возник из обычая умерщвлять новорожденных девочек. Отсюда следовали два возможных результата: либо захват женщин в других группах, т. е. экзогамия, либо же полиандрия. В свою очередь многомужество развивалось в двух вариантах: мужья могли быть либо соплеменниками, либо братьями. При экзогамии женщина живет вместе с родней мужа (или мужей), т. е. оказывается в большей или меньшей степени подчиненной мужчине. А при наирском варианте брака счет родства возможен лишь по матери, отсюда ведет свое начало материнское право.
Информация о работе Основные социологические аспекты изучения семьи