Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:23, реферат
Проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи. В социологии с ее специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь личного и общественного это осмысление осуществляется сквозь призму семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности к интересам общества зависит от обоюдного учета ими потребностей семьи как целого.
Введение……………………………………………………………………..…2;
РАЗДЕЛ 1. Основные социологические аспекты изучения семьи…….....…4;
РАЗДЕЛ 2. Определение семьи……………………..…………………………7;
РАЗДЕЛ 3. Эволюция социологии семьи……………………………………..9;
РАЗДЕЛ 4. Функции семьи…………………………………………….……14;
Заключение………………………………………………………………....…17;
Список используемой литературы……………………………………….....20.
Представление о групповых формах брака было свойственно и Дж. Леббоку (1834-1913), который рассматривал "общинный" и "коммунальный" брак как самую раннюю форму брачных отношений. Из нее через похищение женщины возникла экзогамия4.
Теория
матриархата подверглась
Теория патриархата с тех пор стала господствующей в науке. По мнению Э. Гидденса, большинство антропологических исследований свидетельствует о том, что все в достаточной степени изученные общества были патриархальными, хотя степень и сущность господства мужчины везде различаются. Важное значение имел труд Л. Моргана "Древнее общество" , который оказал существенное влияние на развитие социологии семьи, особенно ее марксистского варианта. Работа Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" целиком основана на работе Л. Моргана. Социологическое направление в изучении семьи представлено главным образом работами Э. Дюркгейма ("Введение в социологию семьи"), М. Вебера ("Супруга и мать в правовом развитии"), Ф. Мюллер-Лиера ("Семья"), У. Гудселла ("История брака и семьи"), С. Циммерман ("Семья и цивилизация") и Ч. Кули ("Социальная организация"). В них окончательно закрепился отход от европейской и особенно американской социальной науки, от умозрительных схем в сторону конкретно-исторического управления семьей. Э. Дюркгейм сформулировал закон "контракции" (сжатия) семьи от обширного круга родственников ко все более узкой группе вплоть до так называемой "супружеской семьи".
Дюркгейма
наряду с Ф. Ле Пле и Э. Энгелем
считают первооткрывателем
Теоретик и исследователь Фредерик Ле Пле (1806-1882). Он подробно изучил особенности жизни семей в разных европейских странах и в разных социальных группах, монографически описывая условия и образ жизни каждого из 300 обследованных семейств. Результатом явилась типология семей.
В первом типе – в патриархальной семье – индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимая единица. Во втором типе – в корневой семье (нуклеарной) – все имущество переходит к одному наследнику, выбранному отцом. Остальные дети мигрируют, возвращаясь в родительское гнездо при жизненных неудачах. Третий тип – нестабильная семья – характерен в современном обществе, втянутом в процесс индустриализации и урбанизации. В нестабильной семье нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь. Предложенная им техника поиска индикатора для измерения и диагностики социальных отношений получила широкое развитие в современной социологии семьи. Согласно наиболее известной классификации Г. Кристенсена, первый период – до середины XIX века – назван периодом "социального дарвинизма". Г. Кристенсен считает, что первый период посвящен изучению семейных традиций фольклора, философской и художественной литературы, а второй – обобщению в исторической и социокультурной перспективе эволюции института семьи. На самом деле умозрительные схемы преобладали на первом этапе, а на втором ученые обратились к конкретно-историческим и социологическим проблемам. Третий период – первая половина XX века – назван Г. Кристенсеном периодом "спонтанной науки"5. В социологии семьи появляется большое число спекулятивных работ о роли семьи и одновременно накапливаются эмпирические данные о стадиях, формах и типах брачных отношений (выбор супруга, развод и т. д.). Появление спекулятивных работ свидетельствует о том, что конкретные факты не получили толкового теоретического осмысления.
Усилия социологов, особенно американских, в первой половине XX века были сосредоточены на социальной инженерии и оказании практической помощи в решении семейных конфликтов.
Четвертый период – с середины XX века до настоящего времени – характеризуется планомерным построением теории и столь же планомерной организацией эмпирических исследований. Г. Кристенсен назвал его "периодом самосознания". Показателен такой факт, свидетельствующий о переходе к организованным усилиям. В течение 1974-1975 гг. около 50 ученых из 25 университетов США приняли участие в очень крупном проекте – создании единой системы объяснительных теоретических моделей функционирования семьи.
Впервые в истории социологии семьи объединились основные центры, занятые в данной области. К этому времени социология семьи раздробилась на множество самостоятельных направлений и математических областей. Участники проекта выделили 24 сферы изучения семьи: семейная коммуникация, ролевое напряжение и конфликт, структура власти в семье, молодая семья, неполная семья и др. По расчетам специалистов, в США социология семьи включает несколько десятков тысяч работ. Наиболее известными специалистами в области социологии семьи в США являются И. Най, Л. Коттрелл, У. Гуд, К. Девис, У. Берр, Р. Хилл, Г. Кристенсен, И. Ранте, во Франции – А. Жирар, Л. Руссель, М. Бекам-бо.
В СССР социологические исследования семьи особенно активно проводились начиная со второй половины XX века, а точнее с середины 60-х годов. За период с 1968 по 1983 г. в стране опубликовано более 3 тыс. работ по семье. Наибольшее число работ посвящено вопросам репродуктивного поведения, совмещения профессиональных и семейных ролей работающих женщин, распределению власти и обязанностей в семье. Значительный массив данных введен в научный оборот Всесоюзным исследованием репродуктивных установок, проведенным в НИИ ЦСУ в 1969 г. В начале 80-х годов усилилось внимание специалистов к образу жизни семьи, эмоциональным отношениям супругов, конфликтам, распределению обязанностей, отношениям власти и авторитета, государственной помощи семье (включая деятельность служб семьи и семейных консультаций), теоретическим и методическим проблемам, молодым семьям, воспитанию детей в неблагополучных семьях, сексуальному и добрачному поведению. Одновременно сократилось количество публикаций по правовым аспектам брака, репродуктивным функциям семьи, профессиональной деятельности женщин. В начале 90-х годов наиболее популярными темами стали проституция, девиантное поведение, дети-сироты, покупной брак, самоубийства, наркомания, гомосексуальное поведение, нравственная подготовка к семейной жизни, городская многодетная семья, до- и послераз-водовая ситуация, женщины – предпринимагел
РАЗДЕЛ
4. ФУНКЦИИ СЕМЬИ.
Говоря
о функциях семьи, следует помнить,
что речь идет об общественных результатах
жизнедеятельности миллионов
Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем в такой своеобразной форме, когда реализация этих общественно значимых функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни – без всякого внешнего принуждения и давления.
Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье – очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные на принуждении, не на личных мотивах людей, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социо-культурном смысле, соответствующим всем известным из истории типам семей. С другой стороны, теоретически возможное появление биотехнологий зачатия и вынашивания плода вне материнского организма, в пробирке, будет означать устранение семьи как исторически сложившейся личностной формы удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения.
Вышесказанное
характеризует потенциальную
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха или досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжении и самосохранению "Я" каждого, и др.
Эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.
В начале XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и выполнение функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). Уильямом Огборном все эти факты были обобщены в теории "перехвата" семейных функций, утверждающей "прогрессивный" характер этого процесса.
Подобная
"прогрессистская" точка зрения
не стала всеобщей. Питирим Сорокин
видел в уменьшении и сворачивании
социокультурных функций семьи,
в т. ч. специфических, негативное воздействие
индустриально-урбанистской цивилизации,
неизбежно превращающее семью в
бездетное сожительство мужчин и
женщин "где дом будет местом
ночных встреч для сексуального общения"6.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В практике социологических исследований, наряду с анализом личности, важное место принадлежит и семье как малой группе и как социальному институту.
В социологии и социальной демографии семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью и совместным ведением домашнего хозяйства.
Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Отношения супругов предполагают совместную заботу о своих детях, участие в их воспитании и социализации.
Социальные
функции семьи обусловлены
Функции семьи отражают в целом систему ее взаимодействия, с одной стороны, с обществом, а с другой стороны, с личностью. В зависимости от эволюции общества и характера требований, предъявляемых к семье как социальному институту, исторически изменялись ее функции и структура. Современная семья выполняет следующие основные функции: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, рекреативную (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха), коммуникативную (общение внутри семьи и между семьями), сексуальную, регулятивную (первичный социальный контроль, реализация власти, авторитета).
Под структурой семьи понимается вся совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, систему духовных, нравственных, властных, коммуникативных и иных отношений в рамках внутрисемейной жизнедеятельности. Выделяют так называемую авторитарную структуру (жесткое подчинение главе семьи всех ее членов), демократическую (распределение ролей между членами семьи в соответствии с их качествами и желаниями на началах равенства и взаимоуважения), либеральную (каждый член семьи произвольно избирает для себя форму поведения). Таким образом, ролевое взаимодействие членов семьи является для нее важным структурообразующим признаком.
В практике социологических исследований семьи особое внимание уделяется исследованиям процессов образования и развития семей (брачность, разводимость, рождаемость и другие показатели состояния семьи, ее типологические и структурные характеристики). Репродуктивная функция семьи рассматривается, как правило, в тесной связи и взаимообусловленности с другими социальными функциями. Учитываются процессуальные характеристики этапов развития жизненного цикла семьи: заключение первого брака; рождение первого ребенка; рождение последующих детей; окончание деторождения; проживание семейной пары после ухода взрослых детей из семьи; прекращение брака.
Информация о работе Основные социологические аспекты изучения семьи